Консультация "Для вас, родители!"
консультация (средняя группа) по теме

Консультация помогает родителям отличить капризы от упрямства и настойчивости детей, правильно воспитывать ребёнка, не балуя его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vas.roditeli_avtosokhranennyy.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

                         Для вас, родители!        

                                                           «Чтобы судить о ребёнке справедливо и  верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир».     Н.И.Пирогов 

Нередко родители обращаются к воспитателям с вопросами, почему ребёнок не слушается, капризничает, упрямится. Просят посоветовать, как добиться того, чтобы он выполнял требования взрослых. Поведение ребёнка – результат воспитания. Дошкольник проявляет готовность следовать указаниям тех, кого он любит, кому доверяет, кого считает справедливым, добрым и строгим. Своеволие, упрямство, капризы ребёнка свидетельствуют о недостаточном авторитете взрослых. Чтобы выполнить требование взрослого, ребёнок должен ясно представлять себе, что от него хотят. Поэтому указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата. Нельзя забывать о пробуждающемся у ребёнка самолюбии. Так, например, пятилетние дети остро чувствуют насмешку, иронию, пренебрежительное к себе отношение и часто бурно реагируют на это – капризничают, упрямятся, не подчиняются требованиям взрослого. Особенно болезненно воспринимают дети малейшую несправедливость, физические наказания.                                                                                                                       Ребёнок по своей природе любознателен. Его стремление познавать часто доставляет беспокойство взрослым ( испортил дедушкин футляр, сломал игрушку, и т. д.) Взрослые не вникнув в суть поступков познающего мир дошкольника, могут расценить его действия как злонамеренные. Надо создать условия для накапливания жизненного опыта, но не стихийного, а целенаправленного.                                                                                                                              Очень рано у детей начинает появляться тяга к самостоятельности. Это положительное явление. Однако желание самостоятельно действовать, подражать взрослым и неумение оценить свои силы и возможности иногда могут быть невольными причинами детского поступка, который оценивается взрослыми как озорство. Малыш забивает гвозди, «как папа», выбрав при этом самое видное место в стене, вытирает пыль, «как мама», но разбивает вазочку. Движения у маленького ребёнка медлительны, неловки и поэтому он роняет, проливает, делает «не так». Всё это требует от взрослого терпения, умения помочь, показать, предупредить нежелательные инициативы. Маленький ребёнок на всё реагирует быстро, непосредственно и очень эмоционально. Однако его эмоции ещё не подчиняются ни разуму, ни воле. Он скандалит, когда его уводят во время игры домой, отвечает капризами на запрещение отнимать игрушки у других детей и т. д. Чем же объясняется детская импульсивность? У ребёнка нервная система ещё не  сформирована, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Вот почему дети иногда поступают даже вопреки здравому смыслу: они во власти собственных желаний и настроений. Часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребёнок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.                                                                                                                    Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство – это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых. Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребёнок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит. Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребёнка поднимают с пола, уговаривают, утешают.

       Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего научиться внешне спокойно относиться к крику ребёнка.  Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдёт это состояние. Надо иметь в виду и то, что бурная сцена рассчитана ребёнком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.                                                                                                   Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.                                                       Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребёнка любым требованиям взрослого. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, когда родители стараются уговорить ребёнка, теряются перед непослушанием, с другой,- когда взрослые без конца одёргивают его, всё ему запрещают, покрикивают на него. Здесь упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер. Следует предостеречь родителей и ещё от одной распространённой ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью.  С внешней стороны их выражение в поведении ребёнка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, и его следует искоренять, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки. Папа и мама называют своего пятилетнего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать их почитать ему книгу или ответить на волнующие его вопросы. Если отец пытается отделаться односложным ответом, то сын, не удовлетворённый объяснением, снова бежит к нему с вопросом.                                                                                                                                         Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, упорство в достижении цели. Такие качества надо всячески поддерживать и развивать в ребёнке. Иногда взрослые усматривают упрямство там, где его по  существу  нет. Мальчика уговаривают спеть или рассказать стихотворение. Все на него смотрят, ждут, а он только ниже опускает голову и молчит.                               В этом случае взрослые должны быть очень осторожны и не принимать заторможенность нервных процессов за упрямство. Такое состояние мнимого упрямства может возникнуть под влиянием сильных раздражителей – необычной обстановки, присутствия незнакомых людей, всеобщего внимания.                                                                                                                Воспитатель должен предостеречь родителей от попытки сломить упрямство силой, особенно физическим наказанием.                                                                                  Доктор психологических наук В. С. Мухина в этой связи говорит: «После трёх лет у ребёнка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребёнка. Нормальный, правильно развивающийся ребёнок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает всё наоборот, всячески показывает своё негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребёнка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится поработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребёнка, то трудности взаимоотношений легко преодолеваются».

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...

Консультациядля молодых педагогов "Установление и поддержание контакта с родителями"

            Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью, которая будет полезна молодым педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях пер...

консультациядля родителей "Рисуем вместе с малышами"

консультация для родителей "Рисуем вместе с малышами"...