Ребёнок - субъект своего развития.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция
Ребёнок – субъект своего развития.
Развивающее обучение только то,
которое идёт впереди развития.
Л.С. Выготский
В начале 30-х годов XX в. Л.С. Выгодский выдвинул и экспериментально подтвердил культурно-историческую концепцию развития личности, согласно которой все высшие психические функции возникают и развиваются в процессе обучения и не могут возникнуть иначе: они не даны человеку от природы. Природа психических функций социальна.
Отсюда возникла идея обучения, опережающего развитие и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. При этом знания – это не конечная цель обучения, а всего лишь средство развития.
Развитие – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
В результате новых представлений о развитии и его соотношении с обучением А.Н. Леонтьев выделил основное: становление ребёнка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. По Леонтьеву: «…формирование и развитие отдельных психических процессов происходит не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности в связи с развитием её психологического строения, её направленности и побуждающих её мотивов».
Таким образом, основанием разработки систем развивающего обучения выступило решение проблемы природы и развития психики в школе Выготского – Леонтьева. В дальнейшем попытки реализовать эти идеи были предприняты Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и многими их последователями.
На современном этапе под развивающим обучением (образованием) понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида. Данный способ отличается от традиционного тем, что в нём
- обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка;
- ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия педагогических средств;
- целью обучения становится не только усвоение и накопление информации, сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её.
Первыми экспериментальными площадками, внедряющими развивающее обучение, были школы (начальное звено). Сегодня всё чаще обращаются к современным образовательным технологиям и педагоги, работающие с дошкольниками.
Возможно ли использовать активно-деятельностный способ обучения в дошкольном образовании? Применимы ли в работе с дошкольниками основные принципы развивающего обучения:
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета;
- сознание ребёнком процесса учения;
- проблематизация содержания как условие мотивации?
Опираясь на личный опыт педагога-практика, могу с уверенностью сказать: сотрудничество педагога с ребёнком в процессе познания возможно и необходимо в дошкольном образовании.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нём занимают отношения «учитель-ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.
Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Такой подход ориентирует меня, как педагога, обратиться к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё не развитые способности и возможности. Цель педагога – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Считаю, что гуманно-личностный подход к ребёнку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- каждый ребёнок обладает способностями, многие дети талантливы.
Гуманизация и демократизация
педагогических отношений:
|
|
Учение без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлечённость, рождённая интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое порождает успех;
- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Личностно-ориентированное взаимодействие предъявляет определенные требования к разработке дидактического обеспечения образовательного процесса.
Учебный материал и характер его предъявления должны обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка. Изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ребенка с научным содержанием задаваемых знаний. Активное стимулирование ребенка к собственной образовательной деятельности должно обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Учебный материал организуется таким образом, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий. Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и главным образом самого процесса учения, тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
Организуя работу на занятиях, я систематически наблюдаю за самореализацией каждого ребенка и постепенно создаю его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операционной стороны учебной деятельности.
Каждому ребёнку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:
- организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
- предоставление детям свободы выбора способа выполнения учебного задания;
- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных заданий в целях активизации творчества детей;
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуального способа учебной работы, побуждение ребенка к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
- особую подготовку воспитателя к систематическому осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия на занятиях, при организации индивидуальной работы;
- разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление.
Занятие является основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Одной из функций личностно-ориентированного занятия является выявление субъективного опыта ребенка по отношению к излагаемому педагогом содержанию, а также согласование восприятия одного и того же содержания педагогом и детьми. Целью таких занятий является создание условий для проявления познавательной активности детей.
Основные требования к личностно-ориентированному занятию:
- использование разнообразных форм и методов учебой деятельности, позволяющей раскрыть субъективный опыт ребенка;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе всего детского коллектива;
- стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ребенка не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ребенка находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других детей в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому дошкольнику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ребенка.
Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного занятия являются: использование проблемных творческих заданий; применение знаний, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех детей в ходе занятия; обсуждение с детьми в ходе занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (что не понравилось) и почему, что бы хотелось сделать еще раз, сделать по-другому.
Личностно-ориентированное обучение направленно на воспитание в человеке чувства собственного достоинства. Необходимо понимание того, что все люди разные. Существует естественное ограничение и индивидуальная специфика человеческих интересов, способностей, которое определяет реальные возможности по организации своей деятельности в окружающем мире, в обществе. Эмоциональная включенность в педагогический процесс является непременным условием развития творческих возможностей личности.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые для этого условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679413-1443964119.jpg)
Консультация для родителей. «Как научить ребёнка убирать свои игрушки"
Консультация для родителей на тему:«Как научить ребёнка убирать свои игрушки» Почти в каждой семьи, где есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убирать за собой игрушки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-622136-1455431258.jpg)
Консультация для родителей "Как научить ребёнка управлять своим поведением"
Дети не могут управлять своим поведением. они нуждаются в руководстве взрослых...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1019030-1674839218.jpg)
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Я и моё имя» (Формирование позитивного отношения ребёнка к своему Я)
Цель: Создание позитивных межличностных отношений в группе, ценностного отношения к имени любого человека....
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ»
Данный буклет поможет родителям научить детей управлять своим поведением....
Статья на тему: «Природа как субъект всестороннего развития личности ребёнка»
Развитие представлений о сезонных изменениях в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следст...