ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
В последнее время уделяется особое внимание формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста. Перспективный план по формированию основ толерантности будет интересен для старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Его можно использовать как вариативный компонент программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_tolerantnosti.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций.
Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Поволжье – многонациональный регион, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
В 2014 году бала разработана муниципальная программа городского округа Самара «Самара многонациональная» на 2014-2016 годы.
Цель программы:
- обеспечение условий гармоничного развития межнациональных отношений и этнокультурной комфортности для всех жителей г. Самары.
Основные направления работы:
- дополнительное образование в сфере межличностных отношений жителей г. Самары;
- создание в городе благоприятной информационной среды и др.
В связи с этим, как следствие должны поменяться компетенции педагога.
Основные компетенции педагогического работника (в требованиях к условиям реализации Основной образовательной программы ФГОС ДО):
•создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным социально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям (и);
•для организации конструктивного взаимодействия в группе;
• вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения;
•уважение индивидуальности каждого ребенка, его прав - быть непохожим на других.
Основные задачи, направленные на становление первичной ценностной ориентации и социализации воспитанников (в соответствии со Стандартом):
•формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине;
•овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений.
Пути и способы применения средств этноэтикета для формирования основ толерантности у старших дошкольников (в соответствии с требованиями Стандарта):
- Основная образовательная программа:
а) обязательная часть;
б) часть, формируемая участниками образовательных отношений:
1) она может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно)
2) может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
В процессе реализации Программы следует опираться на пять образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.
2. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т.д.
3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры.
4. Художественно-эстетическое – на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклоре.
5. В направлении физического развития детей следует обратить внимание на овладение подвижными играми с правилами.
Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили меня начать разработку данного проекта.
Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи данного проекта:
1. Создать условия в ДОУ для формирования основ толерантности детей дошкольного возраста.
2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей воспитанников.
5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.
Перспективный план
по формированию основ толерантности у старших дошкольников на традициях этноэтикета
(на основе этнокультур Поволжья)
Сентябрь
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Беседа "Россия - Родина моя многонациональная" | Знакомство с традициями русского народа | Знакомство с традициями мордовского народа | Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей мордовской национальности. |
Речевое развитие | Чтение стихотворения М. Исаковского "Поезжай за моря-океаны" | Чтение русской народной сказки | Чтение мордовской народной сказки | Заучивание мордовских пословиц и поговорок |
Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с элементами русского орнамента. Выкладывание орнамента из геометрических фигур. | Аппликация "Русские узоры" | Знакомство с элементами мордовского орнамента. Выкладывание орнамента из геометрических фигур. | Аппликация "Мордовские узоры" |
Физическое развитие | Русская народная игра "Горелки" | Мордовская народная игра "Котёл" |
Октябрь
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Знакомство с традициями татарского народа | Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей татарской национальности. | Знакомство с традициями чувашского народа | Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей чувашской национальности. |
Речевое развитие | Чтение татарской народной сказки | Заучивание татарских пословиц и поговорок | Чтение чувашской народной сказки | Заучивание чувашских пословиц и поговорок |
Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с элементами татарского орнамента. Выкладывание орнамента из геометрических фигур. | Аппликация "Татарские узоры" | Знакомство с элементами чувашского орнамента. Выкладывание орнамента из геометрических фигур. | Аппликация "Чувашские узоры" |
Физическое развитие | Татарская народная игра "Продаём горшки" | Чувашская народная игра "Хищник в море" |
Ноябрь
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Рассматривание русского национального костюма | Национальные блюда русского народа. | Рассматривание мордовского национального костюма | Национальные блюда мордовского народа. |
Речевое развитие | Чтение русских колыбельных. | Чтение русской народной сказки | Чтение мордовских колыбельных. | Чтение мордовской народной сказки |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание русских колыбельных (аудио, видео запись) | Слушание русских народных песен (аудио, видео запись) | Слушание мордовских колыбельных (аудио, видео запись) | Слушание мордовских народных песен (аудио, видео запись) |
Физическое развитие | Русская народная игра "Жмурки" | Мордовская народная игра "Салки" |
Декабрь
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Рассматривание татарского национального костюма | Национальные блюда татарского народа | Рассматривание чувашского национального костюма | Национальные блюда чувашского народа |
Речевое развитие | Чтение татарских колыбельных. | Чтение татарской народной сказки | Чтение чувашских колыбельных. | Чтение чувашской народной сказки |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание татарских колыбельных (аудио, видео запись) | Слушание татарских народных песен (аудио, видео запись) | Слушание чувашских колыбельных (аудио, видео запись) | Слушание чувашских народных песен (аудио, видео запись) |
Физическое развитие | Татарская народная игра "Займи место" | Чувашская народная игра "Луна или солнце" |
Январь
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Праздники русского народа | Русские национальные музыкальные инструменты | Праздники мордовского народа | Мордовские национальные музыкальные инструменты |
Речевое развитие | Чтение стихов русских поэтов | Чтение русской народной сказки | Чтение стихов мордовских поэтов | Чтение мордовской народной сказки |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование "Украшение одежды русским орнаментом" | Русские народные танцы (просмотр видео) | Рисование "Украшение одежды мордовским орнаментом" | Мордовские народные танцы (просмотр видео) |
Физическое развитие | Русская народная игра "Краски" | Мордовская народная игра "Круговой" |
Февраль
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Праздники татарского народа | Татарские национальные музыкальные инструменты | Праздники чувашского народа | Чувашские национальные музыкальные инструменты |
Речевое развитие | Чтение стихов татарских поэтов | Чтение татарской народной сказки | Чтение стихов чувашских поэтов | Чтение чувашской народной сказки |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование "Украшение одежды татарским орнаментом" | Татарские народные танцы (просмотр видео) | Рисование "Украшение одежды чувашским орнаментом" | Чувашские народные танцы (просмотр видео) |
Физическое развитие | Татарская народная игра "Мяч по кругу" | Чувашская народная игра "Кого вам?" |
Март
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Неофициальные символы русского народа | Русские народные игрушки | Неофициальные символы мордовского народа | Мордовские народные игрушки |
Речевое развитие | Мифы и легенды русского народа | Чтение русской народной сказки | Мифы и легенды мордовского народа | Чтение мордовской народной сказки |
Художественно-эстетическое развитие | Разучивание элементов русского народного танца | Изготовление русского народного костюма (работа подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды) | Разучивание элементов мордовского народного танца | Изготовление мордовского народного костюма (работа подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды) |
Физическое развитие | Русская народная игра "Заря" | Мордовская народная игра "Раю-раю" |
Апрель
Образовательные области | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Познавательное развитие | Неофициальные символы татарского народа | Татарские народные игрушки | Неофициальные символы чувашского народа | Чувашские народные игрушки |
Речевое развитие | Мифы и легенды татарского народа | Чтение татарской народной сказки | Мифы и легенды чувашского народа | Чтение чувашской народной сказки |
Художественно-эстетическое развитие | Разучивание элементов татарского народного танца | Изготовление татарского народного костюма (работа подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды) | Разучивание элементов чувашского народного танца | Изготовление чувашского народного костюма (работа подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды) |
Физическое развитие | Татарская народная игра "Спутанные кони" | Чувашская народная игра "Расходитесь!" |
Май (мониторинг)
Целевой ориентир "У ребенка сформированы знания о малой Родине, уважительное отношение к традициям народов Поволжья, стремится к проявлению толерантности"
№ п/п | Фамилия, имя, ребёнка | сформированы основы уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине | овладел элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
Итог. показатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ толерантности в условиях семьи и образовательных учреждений.
Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать под водой, как рыбы. Осталось теперь научиться жить на земле, как люди. Бернард Шоу. Проблемы воспитания подрастающего пок...
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).
Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...
Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".
В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....
Формирование основ толерантности
Предлагаю вашему вниманию формы работы с этнокалендарем...
Проектная работа. «Обновление дошкольного образования в контексте государственного образовательного стандарта ДО»
Проектная работа по программе курсов повышения квалификации«Обновление дошкольного образования в контексте государственного образовательного стандарта ДО»«Театральная сказка»...
Инновационные технологии обучения музыкальному искусству в контексте нового образовательного стандарта
Использование ТРИЗ - технологий в музыкальном развитии дошкольников...
Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта»
Особенности формирования культуры здорового ибезопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта»...