Значение игровой деятельности детей в формировании их готовности к психологическому восприятию школьной ситуации.
консультация (подготовительная группа) на тему
Материал представлен как консультация для воспитателей дошкольных учреждений и родителей, в которой раскрыто значение игровой деятельности детей в подготовке их к школе. К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития, который предполагает компоненты личностной готовности и наличие предпосылок к учебной деятельнрости. Личностная готовность характеризуется набором определенных качеств ребенка, развивать которые преполагается в игровой деятельности. Предлагается перечень игр, способствуюдщих развитию этих качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей дошкольных учреждений и родителей на тему:
Значение игровой деятельности детей в формировании их готовности к психологическому восприятию школьной ситуации.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям с взрослыми и сверстниками. К моменту ойпоступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем общего развития. Это и интеллектуальное развитие, и компоненты личностной готовности, и наличие предпосылок к учебной деятельности, произвольность.
Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно
воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Волевая готовность ребенка к школе заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Все эти качества развиваются в процессе игровой деятельности детей.
Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. В игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности.
Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.
В игре дети:
– учатся применять имеющиеся у них знания;
– ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
– получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.
Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнёр. В-третьих, игра – своеобразное общение, и участие в нём взрослых доставляет ребёнку большую радость.
Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе? Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Особо следует обратить внимание на те из них, которые:
– формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);
– развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
– развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»)
Игры-тесты для проверки уровня готовности к школе
На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры. 1.Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия? 2.Уровень развития речи. Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия. Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»... 4.Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное? мышление у него уже сформировалось. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. *** |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития ...
Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи...
Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника
Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...
«Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка раннего возраста»
Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности....
Готовность педагога к руководству игровой деятельностью детей
Умение руководить игрой ребенка-высший пилотаж педагога...
Значение игровой деятельности в формировании личности детей раннего дошкольного возраста
Консультация для педагогов :"Значение игровой деятельности в формировании личности детей раннего дошкольного возраста"...