Значение игровой деятельности в формировании личности детей раннего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Елена Александровна Глушкова

Консультация для педагогов :"Значение игровой деятельности в формировании личности детей раннего дошкольного возраста" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Консультация для педагогов

 «Значение игровой деятельности в формировании личности детей раннего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Глушкова Е.А.

г. Советский   2021 г.

     Игра — это жизнь ребенка, его существование, источник развития морально-волевых качеств, формирования личности, его развития в целом. Так же это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника.

• Ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

• Развивается способность к воображению, образному мышлению.

• Формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

• Формируется умение подчинять свои желания определенным требованиям, а это важнейшая предпосылка воспитания воли.

Особенности игры у малышей связаны со спецификой, их ведущей деятельности:

  • на первом году жизни — непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
  • в раннем возрасте (1-й - 3-й год)- предметная деятельность. Детям свойственна отобразительная и сюжетно-отобразительная предметно-игровая деятельность, которая в последствии станет сюжетно-ролевой игрой.

   Игровое действие связанно с предметом, в функции которого выступает сюжетная игрушка. Происходят первые игровые действия с зайкой, куклой, создающими возможность отразить в игре действия типа «качать», «катать». Усложнение связано с введением в игровую ситуацию предметов- заместителей, таких как бруски, палочки, которые выступают в роли ложки, машинки и т.д. С появлением в игре предметов - заместителей в сознании ребенка возникают образы воображаемых предметов (каша, которой малыш кормит куклу).

         Место игры в жизни ребенка, ее все стороннее развивающее значение определяются классификацией, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают.

Выделяются три класса игр:

  1. возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая и театрализованная);
  2. возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями (обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные), (досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, а также театрально-постановочные);
  3. идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

     Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями наиболее приемлемая форма организации воспитания и обучения. Младшие дошкольники ещё не умеют играть. И именно воспитатель учит их этому. Игра выступает как средство разрешения противоречий между возможностями и потребностями. Потому ее необходимо использовать как форму организации детской жизни в раннем возрасте.

     Для определения игры как одной из важнейших форм организации воспитательной и образовательной работы с малышами, вспомним некоторые особенности детей данного возраста:

  • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
  • внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и
    сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
  • поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
  • детям свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;
  • преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

     Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития детей, деятельность, которую он организует должна быть:

  • во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  • во-вторых, процессуальна (дети испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка взрослому необходимо сопровождать действия словами и побуждать его к проговариванию). В своей работе по развитию детей мы используем именно игры-занятия, как наиболее действенную форму организации обучения и воспитания.

Игра- основной вид деятельности  вплоть до младшего школьного возраста и постоянно привлекательна для ребенка, позволяет осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ему и окружающим, открывает в себе новые возможности. Это лучший способ тренировки тех или иных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение изобразительной деятельности в формировании личности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить сво...

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

ПРОЕКТ Социально-коммуникативное развитие, как средство позитивной социализации и формирования личности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание

Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкол...

Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей культуры поведения

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности  в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей кул...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности    в формировании у детей старшего дошкольного возраста   общей культуры поведения...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...