Детская дружба - это....
консультация на тему
Детская дружба – понятие сложное, многогранное и, главное, чрезвычайно динамичное, поскольку дружба дошкольников, дружба первоклассников и дружба подростков – это три совершенно разных варианта отношений.
Итак, познакомимся поближе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_druzhba_-eto.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская дружба – что это?
Детская дружба – понятие сложное, многогранное и, главное, чрезвычайно динамичное, поскольку дружба дошкольников, дружба первоклассников и дружба подростков – это три совершенно разных варианта отношений. Итак, познакомимся поближе?
Ранний возраст
Зачатки дружбы – это общение детей раннего возраста.
Главное в этом возрасте – эмоциональный контакт, причем играют малыши «не вместе, а рядом» – им, в принципе, все равно, с кем прыгать, носиться, кричать и квакать – лишь бы весело.
Малыши еще плохо запоминают лица и имена своих товарищей по песочнице, зато нередко остро реагируют на попытки завладеть их игрушками.
Подавляющее большинство ссор в этом возрасте сводятся к фразе: «Он взял мой мячик!!!» И дело здесь отнюдь не в жадности, а в возрастных особенностях - дети раннего и младшего возраста еще не умеют понимать желания, мотивы, намерения другого ребенка, поставить себя на его место, учесть его интересы.
Следует так же помнить, что в этом возрасте игрушка – однозначно более интересный объект, чем сверстник.
Безусловно, взрослые не должны в сторонке наблюдать за своими детьми в таких ситуациях, ведь грамотному общению надо просто обучить: предлагать временный обмен, учить договариваться и не скандалить, не впадать в истерику… Однако при этом к таким особенностям малышей надо относится с пониманием и не требовать от них недоступной пока широты взглядов.
Игры, способствующие формированию дружбы в детском коллективе: хороводы, «караваи»,а также игры с имитацией движений и криков животных, то есть – шумная возня - беготня, когда можно покричать, порадоваться и выплеснуть эмоции и привлечь к себе внимание: больше от игр со сверстниками малыши в этом возрасте и не ждут.
Дошкольный возраст (4-5 лет)
Однако время идет, и дети растут и меняются: уже в возрасте 4-5 лет они не просто играют рядом – партнер по общению необходим им для того, чтобы лучше понять себя.
Окружающие – своеобразные «зеркальца», в которые смотрятся дети в целях более глубокого познания своей личности, потребностей, особенностей, умений.
При этом в этом возрасте дошкольники еще не проявляют интереса к делам, мыслям, проблемам своих друзей – приятели пока нужны им как фон, как средство для того, чтобы утвердить свою зарождающуюся «самость», убедиться, что «я хороший и важный» (причем детьми пока игнорируется, что у собеседника – точно такие же потребности).
Ссоры возникают еще и в силу того, что дети бывают довольно резки в оценках и неразборчивы в эпитетах (нередко, увы, копируя нас, взрослых) – поэтому их так сложно бывает «разрулить».
Кроме того, поскольку сверстник нужен лишь для того, чтобы сравнить его с собой, иногда возникают жестокие разочарования на почве ревности и конкуренции: девочка вполне может обнаружить, что соседская Маша намного симпатичней, а у Кати кукол раз в 10 больше. В этом случае типичной реакцией ребенка будет негатив, обращенный против ни в чем не повинных Маши и Кати. И если таким вещам взрослые не уделяют должного внимания, обиды могут превратиться в типичную реакцию на более удачливого «конкурента» и остаться «в активе» на всю жизнь…
Как решить вопрос? Постараться «сдвинуть» интересы ребенка со сферы самоутверждения в сферу «игры на равных» – ведь это самый подходящий возраст для ролевых игр, где одинаково важны все участники и от действий каждого зависит общий успех. Организуйте подобные игры, а еще проговаривайте с ребенком его «обиды» – это поможет избежать укоренения позиции завистливого неудачника.
Уже в этом возрасте дети начинают обращать внимание на личные качества своих сверстников.
В коллективе всегда находится несколько популярных детишек и несколько «отвергаемых» ребят. Почему это происходит? Потому что с одними общаться приятно, с другими – проблематично
С кем же приятно в этом возрасте? С тем, кто чуть «взрослей» в плане коммуникативной культуры – хорошо разговаривает, всегда может придумать интересную и необидную игру, доброжелателен ко всем, не вредничает, не ноет, не жалуется, у кого обычно хорошее настроение, с кем весело и нескучно.
Пока еще не оцениваются морально-этические моменты, но вот что однозначно не приветствуется – так это драчливость, ворчливость, склонность к мелким пакостям.
И, увы, часто дети, не похожие в чем-то на других (с физическими дефектами или дефектами развития психики, а также слишком явно отличающиеся от остальных внешне: рыжие, ушастые, слишком полные и т.д.), тоже имеют гораздо больше шансов оказаться в рядах «изгоев», нежели «обычные» дети.
Не стоит таких детей намеренно изолировать от детского коллектива, даже если общение упорно не удается – попытавшись «заменить» для ребенка общение со сверстниками общением со взрослыми членами семьи, поселив его преждевременно во взрослый мир, мы окажем ему медвежью услугу – вписаться в детский коллектив в школе ему будет гораздо трудней.
Взрослые и дети – все они играют в общении свои уникальные роли, и нет смысла подменять их искусственно. Напротив, таким ребятам можно помочь – в этом возрасте они сильно ориентированы на мнение старших, и если они будут постоянно создавать для ребенка с проблемами в общении «ситуации успеха» – т.е. такие, в которых он будет интересен остальным, когда у него точно получится задание, упражнение, где он сможет продемонстрировать свои возможности – то всё может измениться.
Общение 6-8 летних детей – это уже практически настоящая дружба. Помните проблемы предыдущих этапов: «не хочу делиться», «я – центр мироздания»?
К этому возрасту в норме они должны остаться в прошлом, и если они до сих пор актуальны для вашего ребенка – это повод обратиться за психологической помощью для коррекции ситуации.
Увы, в последнее время наметилась негативная тенденция: детей, «не умеющих дружить», становится все больше и больше. Как правило, это единственные дети, досуг которых сводится к играм на компьютере, просмотру телепрограмм и общению со взрослыми.
Такие дети нередко слишком самолюбивы, тревожны и просто не имеют опыта социальных контактов, в особенности если в дворовой компании они не прижились или их туда не пускают родители, в детсад они не ходили, а братиков-сестричек, даже двоюродных, у них нет.
Репутация, авторитет, способность вписаться в детский коллектив, место на «иерархической лестнице» – все это выходит на первый план для семилеток и является важнейшими достижениями личности в младшем школьном возрасте.
В норме в этот период дети уже охотно делятся игрушками, чтобы создать вместе что-то новое, придумывают довольно сложные игры с правилами. Если раньше детям были интересны главным образом они сами, то теперь искренний интерес начинает проявляться друг к другу.
В качестве ценностей начинают «котироваться» морально-этические.
Дети начинают ценить готовность помочь товарищу, способность посочувствовать, чувство юмора – и, напротив, отвергают зазнаек, жадных, слишком эгоистичных, слишком агрессивных и вспыльчивых, а также назойливых или слишком пассивных («никаких»).
В этом возрасте уже хорошо сформированы понятия «хорошо и плохо», поэтому некоторые поступки дети уже могут квалифицировать как предательство, измену – это возраст, скажем так, «маленьких трагедий», однако они полезны для взросления детской души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская дружба
Дружба крепкая не сломается никогда......
Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".
Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...
Какая бывает дружба? В чем секреты детской дружбы?
Какая бывает дружба? В чём секреты детской дружбы?...
Детская дружба. Правила дружбы. Консультация для родителей
Детская дружба. Правила дружбы. Консультация для родителей...
"С чего начинается… детская дружба". Что такое дружба?
Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтом...
"С чего начинается… детская дружба". Что такое дружба?
Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтом...
Публикация "Детская дружба в детском саду"
Детский сад - это самая благоприятная среда, где ребенок учится общаться со сверстниками и со взрослыми....