Как выстраивать отношения в детском коллективе.
учебно-методическое пособие на тему
Актуальные вопросы в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vystraivat_otnosheniya_v_detskom_kollektive.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Как выстраивать здоровые отношения в детском коллективе.
Актуальные вопросы в работе с детьми.
Формирование коллектива – сложный и, как правило, длительный процесс.
Именно в детстве закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Самые сильные и трудно заживающие душевные раны, которые человек получает в детстве – это раны, нанесенные собственными родителями. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потери ценности себя, неумении строить свою жизнь.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
- Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
- Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
- Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
- Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Вследствие этого можно отметить следующие особенности поведения:
- задержка психического развития;
- невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя),
- депрессия, попытки суицида;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
- подавленное состояние;
- постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п
- неумение играть;
- постоянный поиск внимания/участия;
- частые пропуски школьных занятий, низкая учебная мотивация;
- крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- раскачивание, сосание пальцев, грызут ногти и т.п.
Поэтому, в первую очередь необходимо создать комфортные условия для каждого ребенка в группе, формировать коммуникатив- ные навыки, терпимости друг к другу, позитивного взаимоотношения.
Затем необходимо выявить организаторские способности детей, характер взаимоотношений, рейтинг каждого ребенка. В группе всегда будет лидер, а также «принятые» и «отвергнутые». Явных лидеров, с адекватным поведением, можно сделать своими помощниками, кото рых необходимо вовлечь в работу с «отвергнутыми».
Можно выделить основные функции, при формировании детского коллектива:
Организационная - включение детей в различные виды деятельности, координацию таких видов деятельности в соответствии с конкретными воспитательными задачами.
Воспитательная - целенаправленное формирование культуры нравственных взаимоотношений; выстраивание в детском коллективе системы гуманистического восприятия мира и самого себя; выработку социально значимых, «здоровых» привычек, норм поведения; укрепление воли, характера и др.
Стимулирующая - направлена на создание благоприятных условий для содержательного общения, воспитание потребности воспитанников в таком общении; формирование навыков самовоспитания, систематической самокорректировки норм их социально ориентированного поведения и др.
Сразу отметим, что речь здесь идет о детском коллективе, в котором должен доминировать позитивный, эмоционально положительный микроклимат, в котором должны выстраиваться « здоровые отношения».
Для социально-психологического климата группы необходимо:
1) взаимопонимание воспитателя и детей;
2) удовлетворенность детей взаимоотношениями;
3) сплоченность детской группы;
4) настроение детей.
Взаимопонимание между воспитателем и детьми – один из важнейших показателей психологического климата. Это сложный и многогранный процесс, который в одно и тоже время может выступать и как отношение людей друг к другу, и как их сопереживание и взаимное понимание. Часто дети не идут на контакт, замыкаются или наоборот, показывают свои «колючки». Поэтому вовлечение таких детей в коллектив – процесс долгий и кропотливый. Пусть не сразу, но ребенок откликнется, он поймет, что его понимают, доверяют и стараются помочь.
Основные причины трудностей во взаимоотношениях:
• неумение строить отношения,
• низкий уровень коммуникативных умений,
• отрицательные личностные качества.
• несформированность потребности в общении,
• преобладание эгоистических устремлений.
• «эмоциональная глухота»
Высокий статус ребенка в коллективе укрепляет его самооценку, уверенность в себе, улучшает возможности социальной адаптации. Эмоциональное благополучие или самочувствие ребенка в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько детей симпатизирует ему, но и от того, взаимны ли эти симпатии.
В своей работе стараюсь ориентировать детей на такие принципы взаимопонимания, как:
• Ставь интересы других людей выше собственных.
• Будь верен и надёжен.
• Уважай других, уважая себя.
• Терпимо относись к другим точкам зрения.
• Воспринимай людей как равных себе.
• Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
• Умей прощать и не будь обидчив.
• Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
• Проявляй чуткость.
• Будь уверен в себе.
• Будь свободен от лжи и обмана.
• Умей контролировать свои желания и поступки.
• Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
• Стремись делать как можно лучше.
В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад – преобладающее настроение. Наиболее сильный источник переживаний ребенка – взаимоотношения со взрослыми и другими детьми. Наличие хорошей социальной атмосферы – важный фактор общего настроения отдельного ребенка и коллектива в целом. Если ребенок испытывает в коллективе эмоциональное благополучие, то ценности и нормы коллектива воспринимаются им как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения стимулируют у детей активность, желание устанавливать конструктивные отношения внутри группы. Вот почему психологичес- кий климат коллектива выступает как решающее условие формирования нравственно активной личности ребенка, готовой разделять общепринятый в организации набор основных принципов и норм.
Берегите этих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек их скатились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическая деятельность, как средство создания хорошего настроения и доброжелательного отношения в детском коллективе
Как помочь детям стать...
статья из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных отношений в детском коллективе"
Общение- очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться....
Семинар - практикум Эмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе
Семинар - практикумЭмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе...
Консультация для педагогов на тему: «Эмоциональный комфорт ребёнка: дружественные отношения в детском коллективе».
У родителей и дошкольных педагогов общая цель – чтобы ребенок ходил в детски сад с радостью. Если ребенку комфортно в группе, он находиться в состоянии душевного равновесия, ...
«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...
План по самообразованию на 2022 - 2023 год по теме «Формирование дружеских отношений в детском коллективе».
Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...
НАРУШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОГО САДА
Взаимодействие дошкольника со сверстниками сложный процесс, существенным образом влияющий на развитие личности. Понимание процессов происходящих в межличностных отношениях дошкольников...