Стресс и дети
статья (средняя группа) на тему

Коптева Елена Александровна

Стресс и дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress_i_deti.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс и дети.

«Родители не должны пытаться воспитать детей в мире без волнений или оградить их от реалий жизни. Наоборот, детям нужно дать навыки и умения для преодоления трудностей. Всем известно, что на этом пути детей ждут падения и ушибы: мы должны научить их вставать, обращать проблемы в новые возможности и из камней преткновения рубить ступени».

Определение стресса.

Стресс является нормальной частью жизни. Это ответ на многие возникающие перед нами проблемы. Наша реакция на стресс определяется нашим восприятием стрессора (проблемы) темпераментом и самооценкой. Каждый из нас реагирует на одни и те же события по-разному. Реакция может быть физической, эмоциональной или умственной, и иметь положительные или отрицательные результаты. Некоторые в условиях стресса работают лучше, чем без него и чувствуют себя здоровыми, а у других стресс может вызвать отчаяние и головные боли. Мы должны научиться узнавать наши собственные стрессоры и учиться преодолевать их. Если мы будем встречать стрессовые ситуации уверенно и умеючи, стресс может оказать на нас позитивное влияние. Так как стресс накапливается, постоянное напряжение может ослабить наше психическое и физическое здоровье.

Многое в жизни дошкольника способно вызвать стресс. Очень часто они сталкиваются с тем, что оба родителя работают или семья является неполной или экономически незащищенной; детей окружает насилие на телевидении и отсутствие контакта с другими членами семьи, кроме родителей. Прибавьте к этому трудности самого процесса развития, и вы поймете, в каком напряжении находятся все силы малыша, когда он стремится преодолеть проблему.

Родители и воспитатели должны понимать, какие ситуации вызывают стресс у детей, и узнавать их реакцию на стресс.  Также необходимо учить их правильной реакции на стрессоры.

Что является стрессом для дошкольников.

Для дошкольников труден даже нормальный физический, эмоциональный, социальный и интеллектуальный рост. Также для него трудны достижения независимости, самостоятельности и самодостаточности. Если окружающие малыша взрослые понимают и поддерживают его, то эти трудности роста воспринимаются положительно, и у ребенка развивается чувство уверенности и способность к преодолению.

Стрессовое влияние на дошкольника могут оказывать также и внутренние факторы. Например, для некоторых проблемой может стать темперамент. Важно признать, что ребенок, чувствительный к звуку, прикосновению или очень впечатлительный, может испытывать трудности в больших группах. Стресс также могут вызвать физические недостатки, болезни, страхи, задержки в развитии и даже одаренность.

Внешние факторы также могут стать причиной стресса. Некоторые такие факторы возникают внутри семьи, как, например, бедность, раздельное проживание супругов и развод, рождение младшего брата или сестры, физическое насилие, отсутствие теплых отношений, несоразмерно высокие требования или смерть.

Другие факторы риска порождаются обществом. Через средства массовой информации дети становятся свидетелями насилия и наркомании или узнают об образе жизни, недоступном или неподходящем им.

Нашей задачей, как взрослых, является определение стрессовых ситуаций для детей и оказание им помощи по их преодолению.

Как определить стресс у детей.

Стресс у детей часто выражается в поведении. Многие из них еще не в состоянии устно описать свои чувства, а те, кто могут это сделать, иногда сомневаются, стоит ли посвящать взрослых в свою жизнь. Нам остается изучить язык их поведения и научиться понимать чувства, не выраженные словами.

Для того, чтобы понять, находится ли ребенок в стрессовой ситуации, необходимо знать нормы развития. Нормальное поведение в одном возрасте может быть проявлением стресса в другом.

Необходимо также знать уникальные характеристики темперамента каждого ребенка. Показателем стресса очень часто бывают значительные или внезапные перемены в поведении.

Внимательно отнеситесь к активному ребенку, который вдруг замкнулся в себе и к здоровому ребенку, который внезапно начинает жаловаться на боль.

Роль воспитателя.

То, как воспитатель понимает ребенка и реагирует на него, определяет в значительной степени развитие его навыков борьбы со стрессом. Взрослые могут влиять на психическое здоровье ребенка, по крайней мере, четырьмя важными способами: наблюдением, общением, дискуссией и моделированием.

Путем наблюдения можно установить, какие дети нуждаются в поддержке. О проблеме может сигнализировать выражение лица, поза, голос или поведение. Вашими наблюдениями важно делиться с коллегами и родителями. Они могут стать источником важной информации для понимания проблемы.

Общение помогает открыться друг другу. Для разговора по душам необходимо время и место. Внимательно слушайте, как ребенок описывает свои чувства, и помогайте ему это делать. Покажите ему, что вы беспокоитесь о нем. Спланируйте возможность выражения чувств посредством рисования, игры и движения.

Дискуссия помогает детям понять себя, научиться играть, помогать самому себе, смеяться, испытывать положительные чувства в общении, принимать решения, решать проблемы, творить и получать удовлетворение. В стрессовых ситуациях или нет, дети постоянно приобретают навыки по преодолению препятствий.

Если вы хотите стать рулевой моделью для ребенка, необходимо научиться заботиться о себе, открыто выражать свои чувства, энергично бороться с проблемами в собственной жизни и не унывать. Дети также наблюдают за вами, и тем, как вы боретесь со стрессами, часто копируют ваше поведение. Каким образом можно помочь детям путем моделирования навыков преодоления?

Иногда бывает, что ребенок, находящийся в вашем попечении, ведет себя явно ненормально. Он может находиться под влиянием чрезвычайно стрессовой ситуации, подвергаться насилию, страдать от болезненной разлуки или не выявленной болезни. Ребенок может также страдать эмоциональным расстройством. В таких случаях ваша роль меняется. Если ребенок не приспособился к детскому саду за два месяца, наступает время привлечь специалиста-психолога. Очень трудно определить, когда следует обращаться за помощью. Вам может помочь следующий план:

  1. Проведите тщательное наблюдение в течение 1-2 недель.
  1. Наблюдайте поведение и запишите ваши наблюдения
  2. Проведите наблюдения в разные дни недели и разное время суток
  3. Проводите наблюдение совместно с несоклькими коллегами
  1. Обсудите ваши наблюдения на педсовете.
  1. Поделитесь вашими наблюдениями по поводу беспокоящего вас поведения.
  2. Определите, возникает ли та же проблема у других воспитателей.
  3. Будьте готовы к другому определению проблемы с получением новой информации.
  1. Вовлеките в процесс родителей.
  1. Поделитесь с родителями вашими наблюдениями и озабоченностью.
  2. Выясните позицию родителей.
  3. Будьте готовы к другому определению проблем с получением новой информации.
  1. Обращайтесь за помощью врачей.
  1. Обратитесь к врачу за медицинской или педиатрической оценкой.
  2. Проконсультируйтесь у специалиста по детскому развитию.
  3. Проконсультируйтесь у детского психиатра.
  4. По их рекомендациям составьте план действий.
  1. Через 6 недель обсудите прогресс со всеми заинтересованными лицами и продолжайте регулярно проводить встречи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Акваметод» и «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей.

Об эффективности использования "акваметода" и "песочной терапии" в период адаптации детей раннего возраста...

мастер - класс для родителей "Стресс и дети. Что делать?"

В современном обществе детей часто поощряют зато, что они не жалуются и не показывают своих настоящих «отрицательных» эмоций. Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети тоже страдают от стрессов. Для ...

«Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей

Материалы статьи знакомят родителей детей раннего и младшего возраста с ролью игр с песком для снятия психоэмоционального напряжения, облегчения степени адаптации к условиям детского сада, развития ко...

Стресс у детей

Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению для большенства детей это не так!...

песочная игра - эффективный способ снятия адаптационого стресса у детей

Тематическая консультация для педагогов ДОУ по организации педагогической песочницы в условиях группы и ее использованию в целях профилактики дезадаптации вновь прибывающих детей....

Профилактика стресса у детей. Рекомендации для родителей

Родителям необходимо знать, как проводить профилактику стресса у детей. И для этого важно соблюдать общие рекомендации...

Профилактика стресса Памятка и игры для диагностики и снятия стресса у детей и взрослых

Можно отметить, что  во время смены сезонов: с осени на зиму и с зимы на весну, резко меняется настроение и поведение детей. Чаще всего это проявляется у д...