«Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
статья на тему

Хабибуллина Ирина Владимировна

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Сообщение:

 «Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игры-драматизации с использованием масок и игрушек оригами».

                                                    Воспитатель: Хабибуллина И.В.


«Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Решая задачу годового плана работы по развитию речи детей в процессе игровой и познавательной деятельности, наш педагогический коллектив учреждения старается создавать условия для современного речевого развития дошкольников, используя при этом образцы правильной литературной речи, методы и приемы на формирование грамматической звуковой культуры и связной речи детей.

 Педагоги приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. Традиционным стало чтение книг перед сном, чтение с продолжением.

Мы, в основном, используем  разнообразные формы работы по развитию речи в течение дня: непосредственно образовательную деятельность (в соответствии с расписанием), словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, расширяем представления детей о многообразии окружающего мира, рассказываем об интересных фактах и событиях, развиваем речь как средство общения.

Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры - так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок...


Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать разнообразные виды театров, с помощью которых можно разыграть сказки, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов.

Используя собственные разработки, опыт известных педагогов, воспитатели реализуют работу по развитию речи через театрально – игровую деятельность, в которой выделяют основные задачи:

  • коррекционно – развивающие, воспитательные;
  • создание театрально – развивающей среды, в групповых помещениях и на окружающей территории детского сада;
  • создание условий для практической деятельности детей;
  • подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов;
  • расширить базу игр, развивающих речевые функции;
  • привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.

Воспитатели обеспечивают взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (на занятиях по развитию речи – отрабатывается четкая артикуляция, правильный речевой выдох и т. д.; на музыкальных – учатся слушать и слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, по художественному труду, организации сюжетно – ролевой игры); создают условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей. Создают условия для развития речи детей через все виды деятельности и способствовать формированию в детях творческого потенциала.

В группах оборудованы уголки театрализованной деятельности дошкольников, в которых содержится разнообразный материал для данной деятельности. Это разнообразные виды театров: кукольный, конусный, пальчиковый, бибабо и др.  Игрушки для настольного театра изготовлены из различных материалов. Всё находятся в доступном для детей месте.

В свободном пользовании детей также находятся разнообразные костюмы для ряженья, которые содержатся на специальных детских плечиках, висящих на ширмах для костюмов: юбочки, платочки, косыночки, кофточки, бантики. Много масок, шапочек, различной атрибутики: палочка феи, пластмассовый меч, бинокль, корзинка и т.п.

В книжных уголках имеется художественная литература – произведения известных детям сказок, красочно иллюстрированные.

Актуальность этой работы в том, что педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) 

Нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации работы по развитию речи детей родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем. Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении.. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.

В заключение: опыт работы показывает, что речевое развитие дошкольников эффективнее если:

  • на занятии используются театральные игры, упражнения и этюды, ритмопластика, речевые игры и упражнения, кукольный театр;
  • созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей;
  • имеет место постановка проблемной ситуации;
  • развито чувство взаимоуважения;
  • ребенка окружают яркие игрушки , содержательная атрибутика;
  • родители, семья принимают активное участие в развитии ребенка, оказывает помощь педагогам;
  • рядом неравнодушный, опытный педагог;
  • регулярно проводить и строить работу на основе диагностики.

                               Желаем успехов!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."

В данной статье  приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....

«Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Тема «Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное времяпровождения, но способ моделирования...

Подвижная игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В помощь воспитателям. Как провести родительское собрание весело, интересно и с пользой для всех....

Народные игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста

С развитием человеческого общества игра занимает всё больше места в жизни человека.Народная игра - инструмент приобщения к национальной культуре, традициям, обычаям. Через народную игру у ребёнка восп...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...