«Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
статья на тему
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_vospitaniya_i_obucheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение:
«Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игры-драматизации с использованием масок и игрушек оригами».
Воспитатель: Хабибуллина И.В.
«Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Решая задачу годового плана работы по развитию речи детей в процессе игровой и познавательной деятельности, наш педагогический коллектив учреждения старается создавать условия для современного речевого развития дошкольников, используя при этом образцы правильной литературной речи, методы и приемы на формирование грамматической звуковой культуры и связной речи детей.
Педагоги приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. Традиционным стало чтение книг перед сном, чтение с продолжением.
Мы, в основном, используем разнообразные формы работы по развитию речи в течение дня: непосредственно образовательную деятельность (в соответствии с расписанием), словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, расширяем представления детей о многообразии окружающего мира, рассказываем об интересных фактах и событиях, развиваем речь как средство общения.
Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры - так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок...
Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать разнообразные виды театров, с помощью которых можно разыграть сказки, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов.
Используя собственные разработки, опыт известных педагогов, воспитатели реализуют работу по развитию речи через театрально – игровую деятельность, в которой выделяют основные задачи:
- коррекционно – развивающие, воспитательные;
- создание театрально – развивающей среды, в групповых помещениях и на окружающей территории детского сада;
- создание условий для практической деятельности детей;
- подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов;
- расширить базу игр, развивающих речевые функции;
- привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.
Воспитатели обеспечивают взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (на занятиях по развитию речи – отрабатывается четкая артикуляция, правильный речевой выдох и т. д.; на музыкальных – учатся слушать и слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, по художественному труду, организации сюжетно – ролевой игры); создают условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей. Создают условия для развития речи детей через все виды деятельности и способствовать формированию в детях творческого потенциала.
В группах оборудованы уголки театрализованной деятельности дошкольников, в которых содержится разнообразный материал для данной деятельности. Это разнообразные виды театров: кукольный, конусный, пальчиковый, бибабо и др. Игрушки для настольного театра изготовлены из различных материалов. Всё находятся в доступном для детей месте.
В свободном пользовании детей также находятся разнообразные костюмы для ряженья, которые содержатся на специальных детских плечиках, висящих на ширмах для костюмов: юбочки, платочки, косыночки, кофточки, бантики. Много масок, шапочек, различной атрибутики: палочка феи, пластмассовый меч, бинокль, корзинка и т.п.
В книжных уголках имеется художественная литература – произведения известных детям сказок, красочно иллюстрированные.
Актуальность этой работы в том, что педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации работы по развитию речи детей родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем. Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении.. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.
В заключение: опыт работы показывает, что речевое развитие дошкольников эффективнее если:
- на занятии используются театральные игры, упражнения и этюды, ритмопластика, речевые игры и упражнения, кукольный театр;
- созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей;
- имеет место постановка проблемной ситуации;
- развито чувство взаимоуважения;
- ребенка окружают яркие игрушки , содержательная атрибутика;
- родители, семья принимают активное участие в развитии ребенка, оказывает помощь педагогам;
- рядом неравнодушный, опытный педагог;
- регулярно проводить и строить работу на основе диагностики.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."
В данной статье приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....
«Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
Тема «Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное времяпровождения, но способ моделирования...
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Зачем нужна дидактическая игоа в детском саду?...
Подвижная игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В помощь воспитателям. Как провести родительское собрание весело, интересно и с пользой для всех....
Народные игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста
С развитием человеческого общества игра занимает всё больше места в жизни человека.Народная игра - инструмент приобщения к национальной культуре, традициям, обычаям. Через народную игру у ребёнка восп...
Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...