статья
статья (старшая группа) на тему

Маргарита Юрьевна Логиновская

Педагогические условия формирования

социального  развития детей в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования

социального  развития детей в игре.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, - качеств и свойств, делающих его человеком.

   Особенностью данного периода, отличающей его от последующих этапов развития ребенка, является то, что в это время закладываются основы будущего развития, служащего фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, для усвоения различных видов деятельности.

В дошкольном детстве формируются не только качества и свойства психики, определяющие характер поведения ребенка, его отношения ко всему происходящему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее, то есть психические новообразования; они возникают к концу данного возрастного периода.

Реализация специфических возрастных возможностей  психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении детьми коллективного и (по мере накопления опыта) свободного самодеятельного характера должно находиться в центре внимания педагогов.

Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного

возраста. Однако педагоги-практики часто испытывают затруднения в реализации этого требования.

На развитие ребенка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание.

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия (М.Н.Полякова).

Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждения чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждает себя как активного деятеля.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении, его развитие, познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в том числе и от организации предметно – пространственного окружения, которое способно обеспечить социокультурное становление дошкольника.

     В Концепции дошкольного воспитания говорится о значении предметно – развивающей среды в жизни ребенка – дошкольника. Организация среды в дошкольном учреждении должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах. Обогащения жизни ребенка  требует более гибкого и вариативного использования пространства.

 

что окружающее пространство необходимо построить так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

    Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Обогащённое развитие личности ребёнка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребёнка познавать увиденное, услышанное и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни, стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении,  рисунках, поделках и так далее. Оценка предметно-игровой среды показала ее высокую  организацию, соблюдение таких основных принципов как универсальность, системность, функциональный комфорт, эмоциональность. Среда мобильна и подвижна, что позволяет изменять ее, трансформировать в соответствий с содержанием замыслов детей. Предметно-игровая  среда помогает ребенку моделировать развитие игры, а игра, в свою очередь, способствует развитию ребенка. Несмотря на то, что предметно-игровая среда получила высокую оценку, были выявлены и ее слабые стороны: однообразие и несовременность.

В своей статье М.Н.Полякова даёт характеристики развивающей среды и как их создавать. В данной характеристике включены:

- комфортность и безопасность обстановки, интерьер групповой комнаты схож с интерьером домашней обстановки – основа успешного интеллектуального и личностного развития;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений, предметы обстановки групповых помещений подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

-  обеспечение богатства сенсорных впечатлений, предметы обстановки групповых помещений подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

Развивающее содержание в такой среде выступает в роли естественного фона жизни ребёнка, предъявляет ему познавательные задачи в привлекательном виде и вне структурированной ситуации обучения;

  • обеспечение возможностей для исследования и обучения, детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности.

Это деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится сами дошкольником по мере получения всё новых сведений об объекте.

Таким образом, под развивающей средой автор понимает естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав и прочее.

Непременными условиями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель.

взаимодействия между воспитателем и ребёнком. Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребёнка и расширение его сознания на основе познавательно-творческой деятельности.

Роль воспитателя (как части развивающей среды) в том, чтобы наполнять жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включать каждого ребёнка содержательную познавательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

 Освоение детьми основного образовательного содержания программы осуществляется и в повседневной жизни, путём интеграции естественных для дошкольников видов деятельности. Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя (или направлять) как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о свих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает развитие познавательных способностей.

В этих условиях развивается не только интеллект, развивается нравственно-волевая и эмоциональная сфера личности дошкольника.

 На пути продвижения ребенка к результату он встречает разнообразные трудности, которые ему необходимо преодолеть, проявив при этом упорство, настойчивость, целеустремленность, умение взаимодействовать, общаться со сверстниками и взрослыми. Ребенок в процессе самостоятельно выбранной деятельности испытывает массу чувств, связанных с переживанием им удовольствия или неудовольствия, радости или печали, уверенности или растерянности, удовлетворенности или неудовлетворенности и пр.

При создании модели предметно – развивающей среды, мы брали  за основу концепцию В.А.Петровского «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении».

Данная модель основана на следующих принципах:

- принцип уважения к потребностям, нуждам и интересам ребёнка. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять.

    Так, возможен следующий подход к организации среды:

- центр двигательной активности;

- центр социально личностного развития;

- центр художественно-творческого развития;

- центр познавательно-речевого развития.

- принцип уважения к мнению ребёнка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребёнка об этом. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребёнка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснить причину отказа;

- принцип функциональности означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию;

-  принцип динамичности – статичности среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей;
-
принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в ДОШКОЛЬ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

- принцип открытости – закрытости, может быть представлен в нескольких аспектах.            

1.Открытость природе. Единство человека и природы.

Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

 Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят клетки.

2.Открытость культуре. Элементы культуры: живопись, литература, музыка – не могут носить чисто оформительский характер украшения помещения, а должны органически входить в дизайн интерьера.

3.Открытость своего «Я». Среда организуется таким образом, чтобы сопоставить формированию и развитию образа «Я». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычно курносый нос и т.д.).

- принцип учета половых и возрастных различий детей.

 При создании среды  учитывают не только возрастные особенности воспитанников, но и интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупными строительными наборами, машинками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу. Реализация этих принципов, об устройствах помещений помогает превратить групповую комнату в «жилое» помещение, имеющее свой собственный «дух», отражающее то, как и чем живут здесь дети.

С помощью предметной среды осуществляется совместная деятельность педагога с ребёнком по всем разделам программы, которые не проходят через учёбную деятельность.

Итак, выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей, в развитии его способностей в сфере познавательной активности, обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…» (Е.И.Тихеева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...