Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему
Поступление в школу - серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей 142»
Проект «Скоро в школу»
Составила: педагог-психолог
Облицова Татьяна Вячеславовна
Оренбург, 2013
Школа не должна вносить резкой перемены
в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.А. Сухомлинский.
Поступление в школу - серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно - трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания;
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Отношения ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Предлагаем наш опыт, оформленный в виде проекта, который мы назвали «Скоро в школу».
Проект долгосрочный, для детей подготовительной группы, реализация которого рассчитана на учебный год.
Сроки реализации: октябрь-май.
Руководители: Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, руководитель изостудии, воспитатели, родители.
Участники проекта: Дети подготовительной группы и их родители, воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов и школьники первого класса.
Проблема: Формирование у детей подготовительной группы положительного отношения к школе.
Основная цель проекта: Способствовать развитию взаимопонимания между дошкольниками и первоклассниками, дружелюбия, доброжелательности по отношению друг к другу, воспитание положительного отношения к школе.
Задачи проекта:
- углубить интерес дошкольников к школе;
- снять чувство тревоги;
- развивать коммуникативные навыки, внимание, память, быстроту реакции;
- воспитывать любознательность и интерес друг к другу;
- доставить удовольствие и радость от общения и совместных игр.
Ожидаемые результаты:
- облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе;
- организация передвижной выставки рисунков «Школа глазами первоклассников и подготовишек. В чём разница?»;
- экскурсия «Здравствуй школа»;
- разработка конспектов НОД;
- воспитание положительного отношения к школе.
Этапы:
1. Изучение методической и практической литературы.
2. Диагностика показателя «Мотивация к школьному обучению»
3. Разработка и апробация конспектов и других мероприятий
4. Изготовление пособий.
5. Проведение прогулок, экскурсий, развлечений, выставок.
Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
- целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
- научно обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
- единства содержания форм и методов работы;
- личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
- сотрудничество детей, педагогов и родителей;
- доступности;
- системности и последовательности.
Главные идеи проекта заключаются в следующем: приведение в систему работы по данной проблеме, повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
В школе на первоклассника обрушивается всё сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить дошкольников к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки. Так с детьми в течение года проводились беседы о школе, были разработаны сюжетно-ролевые, словесные и дидактические игры на школьную тематику.
Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь и овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Ребёнок активно осваивает мир вещей (познавательную и предметную практическую деятельность) и мир людей (нормы человеческих взаимоотношений). Всё это необходимо первокласснику.
Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребёнку, но и прочувствована им. Для этого были разработаны сценарии экскурсий: к зданию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал, класс, столовую. Затем дошкольники отразили свои впечатления в рисунках. В план образовательной деятельности с детьми по рисованию были включены такие темы, как «Здание школы», «Спортивный зал», «Класс», «Моя первая учительница».
Вместе с педагогом воспитанники рассматривали картину на тему «Школьный двор» на занятиях по развитию речи, а также школьные принадлежности, читали художественную литературу о школьной жизни, заучивали стихи, знакомились с пословицами и поговорками, отгадывали загадки. Всё это расширяет и систематизирует знания детей о школьной жизни. Наиболее интересным методом работы с детьми являются рассказы воспитателей из своего личного опыта: об интересных историях, приключившихся в школе, учителях, одноклассниках. Причём только о положительных или смешных случаях.
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьёй невозможно строить данную работу. Для этого в первую очередь был подобран интересный материал, помогающий разнообразить формы взаимодействия.
С целью обсуждения с родителями вопросов подготовки детей к школе были проведены родительские собрания с участием учителя начальных классов, консультация «Как выбрать школу», семинар-практикум «Психологические игры для дошкольников». В уголке для родителей воспитатели оформили папку-передвижку «Рекомендации родителям будущих первоклассников», устный журнал на темы: «Ваш ребёнок - будущий первоклассник», «Восемь советов будущему первокласснику». Также было проведено анкетирование родителей по вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе.
Обеспечение преемственных связей детского сада и школы – ещё одна важная задача по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе. Для педагогов детского сада обеспечить преемственность – значит, позаботится о том, чтобы у детей, когда они пойдут в школу, не было разочарований.
Таким образом, слаженная работа всего коллектива в сотрудничестве с родителями и школой помогает будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.
План работы по преемственности ДОУ и школы.
Содержание работы | Срок | Ответственный | ||||
Содержание совместной деятельности воспитателей ДОУ и учителей школы | ||||||
Взаимное консультирование. Изучение образовательной программы ДОУ и программы 1 класса. | В течение года | Старший воспитатель | ||||
Содержание работы по ознакомлению детей со школой | ||||||
Беседа о школе. | Сентябрь | Воспитатели | ||||
Экскурсия в школу. | Октябрь | Старший воспитатель, воспитатели групп | ||||
Чтение и рассказывание стихов о школе. Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь. Выставка детских работ «Школа глазами первоклассников и подготовишек». Сюжетно – ролевая игра «Школа». Словесные и дидактические игры школьной тематики. Знакомство с пословицами и поговорками об учении. Вечер загадок «Скоро в школу». Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель». | В течение года | Воспитатели | ||||
Спортивное мероприятие «Я готов стать настоящим школьником». | Февраль | Воспитатели, инструктор по физкультуре | ||||
Содержание работы по взаимодействию с родителями | ||||||
Родительское собрание «Скоро в школу». | Сентябрь | Старший воспитатель, педагог-психолог | ||||
Консультация «Как выбрать школу». | Педагог - психолог | |||||
Семинар – практикум «Психологические игры для дошкольников». | Педагог - психолог | |||||
Консультация «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе». | Педагог - психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...