Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему

Облицова Татьяна Вячеславовна

Поступление в школу - серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей 142»

Проект «Скоро в школу»

Составила: педагог-психолог

Облицова Татьяна Вячеславовна

Оренбург, 2013

Школа не должна вносить резкой перемены

в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок

продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно

и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В.А. Сухомлинский.

Поступление в школу - серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно - трудовую жизнь.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

-смену режима дня и питания;

-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

-необходимость организовать своё рабочее место за партой;

-требования правильно реагировать на звонки  с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;

-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

-возможный неуспех в деятельности;

-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

 Отношения ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

В настоящее время  школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Предлагаем наш опыт, оформленный в виде проекта, который мы назвали «Скоро в школу».

Проект долгосрочный, для детей подготовительной группы, реализация которого рассчитана на учебный год.

Сроки реализации: октябрь-май.

Руководители: Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, руководитель изостудии, воспитатели, родители.

Участники проекта: Дети подготовительной группы и их родители, воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов и школьники первого класса.

Проблема: Формирование у детей подготовительной группы положительного отношения к школе.

Основная цель проекта: Способствовать развитию взаимопонимания между дошкольниками и первоклассниками, дружелюбия, доброжелательности по отношению друг к другу, воспитание положительного отношения к школе.

Задачи проекта:

- углубить интерес дошкольников к школе;

- снять чувство тревоги;

- развивать коммуникативные навыки, внимание, память, быстроту реакции;

- воспитывать любознательность и интерес друг к другу;

- доставить удовольствие и радость от общения и совместных игр.

Ожидаемые результаты: 

- облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе;

- организация передвижной выставки рисунков «Школа глазами первоклассников и подготовишек. В чём разница?»;

- экскурсия «Здравствуй школа»;

- разработка конспектов НОД;

- воспитание положительного отношения к школе.

Этапы:

1. Изучение методической и практической литературы.

2. Диагностика показателя «Мотивация к школьному обучению»

3. Разработка и апробация конспектов и других мероприятий

4. Изготовление пособий.

5. Проведение прогулок, экскурсий, развлечений, выставок.

Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

- целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

- научно обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

- единства содержания форм и методов работы;

- личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

- сотрудничество детей, педагогов и родителей;

- доступности;

- системности и последовательности.

Главные идеи проекта заключаются в следующем: приведение в систему работы по данной проблеме, повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

В школе на первоклассника обрушивается всё сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить дошкольников к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки. Так с детьми в течение года проводились беседы о школе, были разработаны сюжетно-ролевые, словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь и овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Ребёнок активно осваивает мир вещей (познавательную и предметную практическую деятельность) и мир людей (нормы человеческих взаимоотношений). Всё это необходимо первокласснику.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребёнку, но и прочувствована им. Для этого были  разработаны сценарии экскурсий: к зданию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал, класс, столовую. Затем дошкольники отразили свои впечатления в рисунках. В план образовательной деятельности с детьми по рисованию были включены такие темы, как «Здание школы», «Спортивный зал», «Класс», «Моя первая учительница».

Вместе с педагогом воспитанники рассматривали картину на тему «Школьный двор» на занятиях по развитию речи, а также школьные принадлежности, читали художественную литературу о школьной жизни, заучивали стихи, знакомились с пословицами и поговорками, отгадывали загадки. Всё это расширяет  и систематизирует знания детей о школьной жизни. Наиболее интересным методом работы с детьми являются рассказы воспитателей из своего личного опыта: об интересных историях, приключившихся в школе, учителях, одноклассниках. Причём только о положительных или смешных случаях.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьёй невозможно строить данную работу. Для этого в первую очередь был подобран интересный материал, помогающий разнообразить формы взаимодействия.

С целью обсуждения с родителями вопросов подготовки детей к школе были проведены родительские собрания с участием учителя начальных классов, консультация «Как выбрать школу», семинар-практикум «Психологические игры для дошкольников». В уголке для родителей воспитатели оформили папку-передвижку «Рекомендации родителям будущих первоклассников», устный журнал на темы: «Ваш ребёнок - будущий первоклассник», «Восемь советов будущему первокласснику». Также было проведено анкетирование родителей по вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе.

Обеспечение преемственных связей детского сада и школы – ещё одна важная задача по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе. Для педагогов детского сада обеспечить преемственность – значит, позаботится о том, чтобы у детей, когда они пойдут в школу, не было разочарований.

Таким образом, слаженная работа всего коллектива в сотрудничестве с родителями и школой помогает будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.

План работы по преемственности ДОУ и школы.

Содержание работы

Срок

Ответственный

Содержание совместной деятельности воспитателей ДОУ и учителей школы

Взаимное консультирование.

Изучение образовательной программы ДОУ и программы 1 класса.

В течение года

Старший воспитатель

Содержание работы по ознакомлению детей со школой

Беседа о школе.

Сентябрь

Воспитатели

Экскурсия в школу.

Октябрь

Старший воспитатель, воспитатели групп

Чтение и рассказывание стихов о школе.

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Выставка детских работ «Школа глазами первоклассников и подготовишек».

Сюжетно – ролевая игра «Школа».

Словесные и дидактические игры школьной тематики.

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель».

В течение года

Воспитатели

Спортивное мероприятие «Я готов стать настоящим школьником».

Февраль

Воспитатели, инструктор по физкультуре

Содержание работы по взаимодействию с родителями

Родительское собрание «Скоро в школу».

Сентябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

Консультация «Как выбрать школу».

Педагог - психолог

Семинар – практикум «Психологические игры для дошкольников».

Педагог - психолог

Консультация «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе».

Педагог - психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...