программа "Мой мир"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
программа "Мой мир" для работы с детьми старшего возраста. в каждом занятии используется диагностическая методика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_starshaya_gruppa_2014.docx | 88.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №3»
Новоусманский муниципальный район
Воронежская область
Программа
«Мой мир»
(с дополнением диагностических методик и тестов для старших групп)
Педагог-психолог Лукина Л. И.
2014 год
Программа
«Мой мир» для работы с детьми старших групп.
Программа составлена на основе психологического сопровождения в реализации ФГОС для обобщения различных подходов, касающихся психического развития детей 5 лет. Используются диагностические методики , при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп. Игры, упражнения на коррекцию эмоционально-личностной сферы.
Диагностика-развивающая программа предусматривает систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения данной программы.
Цель программы – обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Способствование развитию психических процессов, в форме игровых заданий. Определение уровня сформированности самосознания, самооценки, как в личностном плане так и в социальном. Развитие мелкой моторики. Создание условий для естественного психологического развития ребёнка.
Задачи: Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений, волевой сферы, личностной сферы, интеллектуальной сферы. Формирование позитивной мотивации к обучению. Развитие мелкой моторики.
Использование в работе музыкальных произведений с дальнейшей характеристикой содержания.
Применение физических упражнений, подвижных игр во время физкультурных пауз.
Различна тематика обучающего материала, которая охватывает многообразие окружающего мир.
Тематическое планирование рабочей программы
№ п/п Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Цель занятия | Элементы содержания занятия | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам |
1.сентябрь | Рисунок человека | 1 | развивать образное мышление. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Вхождение в окружающий мир через опыт познания. | Беседа, диалог, рисунок, ответы на вопросы | Умение составлять рассказ, отвечать верно, рисовать людей пропорционально. |
2.сентябрь | «КАТ» | 1 | стимуляция проявлений особенностей личности и общения ребёнка. Выражение чувств: радости и грусти. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования. | Игровые действия, заучивание потешек, самостоятельное принятие решения. | Выполнение упражнений в соответствии с текстом. Самостоятельность при выводах. Умение заучивать стихотворный текст |
3. октябрь | В гостях | 1 | выявление способностей детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, оценить уровень речевого развития. Развитие слуховой, зрительной памяти, способностей логического мышления. Выражение чувства гнева. | Прослушивание сказки и беседа по содержанию. Повторение потешек. Отгадывание загадок. Упражнения на развитие слуховой памяти (запоминание слов), на развитие зрительной памяти (запоминание геометрических фигур). Дополнение фраз. | Умение слушать и делать выводы по содержанию текста. Вспоминать ранее заученный материал. Делать логический вывод из стихотворных загадок. Вспоминать слова по ассоциациям, переключение внимания на зрительное запоминание. Уметь логически заканчивать предложения. |
4. октябрь | Путешествие на острова | 1 | развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы чувства –удивления. Способствовать открытому проявлению эмоций. Развитие внимания и зрительной и слуховой памяти. | Прослушивание стихотворения, обсуждение текста. Работа по картинкам. Запоминание зрительное (картинки), слуховое (слова). Подвижная игра. Дорисовывание фигур. | Слушать стихотворный текст и отмечать несоответствие действительности. Сосредоточить внимание зрительное и слуховое восприятие. Создавать образы по схематичному изображению. |
5. октябрь | Прогулка | 1 | оценка развития логического мышления, выражение настроения и эмоционального состояния другого человека. Выражение эмоций через словесную форму. | Определение эмоций. Ориентация на картине, по схеме. Умение определять фигуру по трём противоположным признакам. | Определение эмоции по тексту сказки. Работа с картинами в ориентации (право, лево, внизу, вверху). Умение в выборе фигуры по трём признакам противоположного плана. |
6.октябрь | Этикет | 1 | обобщение правил поведения, развитие зрительной памяти и ассоциативного мышления, определение четвёртого лишнего. Установление причинно-следственных отношений. | Умение ориентироваться на текст. Обобщение с выделением лишнего. Подбор по аналогии образца. Запоминание предмета и цвета –одновременно. Продолжение цепочки по логике. | Выполнение упражнений соответственно тексту. Четвёртый лишний. Подбор по образцу. Запоминание предметов и их цвета. Продолжение логической цепочки. Составление рассказа в последовательности происходящих событий. |
7. ноябрь | Моя семья | 1 | определение взаимоотношений в семье, эмоционально-личностных трудностей ребёнка. Развитие вербального и невербального общения. Закрепление представлений об окружающем мире. | Умение слушать текст и анализировать его. Определить по иллюстрации разнообразие рисунков. Обдумывать текст. Знание о своих семьях. Передать в рисунке взаимоотношения в семье. | Прослушивание сказки и беседа по тексту. Дать название картинам. Умение правильно анализировать выражение. Рассказ о своей семье по вопросам педагога. Рисунок своей семьи. |
8.ноябрь | В гостях у Словоежки | 1 | запоминание слов с помощью рисунка. Уровень организации деятельности. Умение проводить ассоциации между цветом и словом. Развитие зрительной памяти. | Определение действий по жестам. Запоминание фигур и слов к каждой. Слуховая память – запоминание овощей. Заучивание текста с движением пальцев. Рисование предметов по тексту. | Объяснение жестов. Игра «Цветные слова». Игра «Стираем и сушим бельё». Запоминание стихотворного текста. Выделять по тексту предметы для рисования. |
9.ноябрь | Несуществующее животное | 1 | формировать интерес к творчеству. Развитие особенностей воображения. Развитие слуховой памяти, способности к переключению внимания, логического мышления. | Заинтересованность в прослушивании стихотворного текста и сказки. Запоминание слов. Распределение внимания на текст и выполнение упражнений по заданным правилам. Интерес к фантастическому образу и желание к его созданию. | Умение анализировать и давать объяснение. Фантастический настрой эмоций. Переключение внимания в игре. Обобщение групп. Выделять элементы несоответствия действительности. Создавать фантастический образ. |
10.декабрь | Три желания и шапка-невидимка. | 1 | сформированность воображения, потребностной сферы и взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие памяти и мышления. Развитие вербального и невербального общения. | Запоминать материал на основе ассоциации. Выделять четвёртый лишний и давать этому объяснение. Вспоминать сказки. Обдумывать свои желания и истории. | Умение запоминать в соотношении с опытом. Находить лишний предмет по определённому признаку. Вспоминать сказку по одному из предметов. Уметь сформировывать |
11.декабрь | Игровая комната. | 1 | определение уровня ценностных ориентаций, развития общения со сверстниками, способности выхода из конфликтных ситуаций. Развитие памяти, мышления, воображения, осязательной памяти. Воспитание чувства дружбы. | Постепенное запоминание материала. Игра «четвёртый лишний». Определение эмоций по рисунку. Определение фигуры на ощупь. Выбор для игры друга. | Умение запоминать и дифференцировать в памяти материал. Обобщать и классифицировать. Объяснять эмоции и выбор партнёра для игры. |
12.декабрь | Выбор карточки | 1 | оценка уровня притязаний ребёнка. Развитие логического мышления, запоминания, речи. Умение решать задачи в умственном плане. Развивать тактильные способности. | Показ эмоции – смелость при чтении стихотворного текста. Классификация «четвёртый лишний», ассоциация по предложенному предмету. Задачи на сложение и вычитание. Выбор номера с заданием со степенью сложности. | Умение оценивать такое качество, ка смелость. Обобщение групп с выделением и объяснением лишнего. Запоминание пар слов. Выявление математических способностей на вычитание и сложение, с помощью игрового материала. Оценка своих возможностей. |
13.январь | Эталоны | 1 | оценка уровня развития восприятия. Развитие мышления, внимания, пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах. | Умение находить противоположности. Распределение на группы виды транспорта. Игра «магазин ковров». Развитие внимания при соотношении слова и действия, фигур и предметов. | Оценка отрицательных качеств. Умение обобщать. Ориентация на плоскости, со счётом фигур. Распределение внимания на слуховое восприятие и действие. Перенос геометрических фигур на предметную среду. |
14.январь | Систематизация | 1 | развитие коммуникативной сферы. Оценка овладения логическим мышлением. Закрепление математических знаний – геометрических фигур, ориентировка в пространстве, решение задач. Воспитание желания к сотрудничеству. | Игра с газетой. Ориентировка в геометрических фигурах и направлениях –вправо, влево. Логические задачи. Сравнения – чем похожи и чем отличаются. Слуховое запоминание по ассоциации. Систематизация по 3 признакам. | В игре соотношение размера с количеством. Умение делать выбор по указанию педагога. Слушать текст и запоминать условие задач. Проводить логические ассоциации при запоминании пар слов. Определять 3 признака при объяснении схем. |
15.январь | Предметы вокруг меня | 1 | нахождение парной картинки по её описанию. Развитие зрительной и слуховой памяти, воображения. Обучение классификации по определённому признаку. Развитие символической функции мышления. Проявление желания к решению логических задач. | Игра «Логопедическое лото», запоминание предметов, слов. Ориентация на цветовые символы. Определение настроения по иллюстрации. Решение логических задач. | По описанию и начальному звуку определять картинку на карточке. На слух выделять первый звук. Запоминать цвет соответственно предмету. Умение определять настроение. Решать задачи в умственном плане. |
16февраль | Испуг | 1 | знакомство с эмоцией испуг. Определение по иллюстрации время года. Составление связного рассказа. Развитие ассоциативной памяти. Упражнение в образовании множественного числа. Воспитание преодоления чувства страха. | Определение эмоции. Запоминание парных слов по ассоциации. Образование множественных слов. Определение времени года по рисунку. Составление рассказа. Рисунок страха. | Умение определять эмоцию по рисунку. Припоминание слова по ассоциации. Правильное образование множественного числа. Назвать признаки времён года. Умение составлять описательный рассказ. Выражать свой страх в рисунке. |
17февраль | Профессии | 1 | развивать зрительную память, смысловой памяти и логического мышления; развитие речи и запаса знаний об окружающем мире. Воспитывать уважительное отношение к профессиям. | Игра «Назови профессию», упражнение на смысловую память и логическое мышление, знаки-символики, закономерности, окружающий мир. | Сформированности знаний об окружающем мире, умение в соотношении рисунков и слов, нахождение закономерностей в геометрических фигурах. |
18февраль | Девочки и мальчики | 1 | учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. Развивать зрительную память. Развивать самосознание, умение сотрудничать, обобщать группы, называть противоположности. Воспитывать доверительные отношения между мальчиками и девочками. | Беседа о внешнем виде и особенностях каждого ребёнка. Игра на обобщение групп. Игры «Говори наоборот», «Кто позвал». Карточки-символы. | Умение описывать свой внешний вид и особенности личности. Быстро переключать внимание по группировке предметов. Ориентироваться в противоположностях. Определение на слух голоса товарища. Зрительные ассоциации: цвет и фигура. |
19.март | Что мы умеем | 1 | . развивать внимание, память, мышление, воображение, навыки самосознания. Воспитывать доверительные отношения друг к другу, умение сотрудничать. | Игры «Как живёшь», «Что любишь». Обзор по теме «окружающий мир». Игры по ассоциациям с написанием пиктограмм. | Умение показать жестами действия. Делать выбор по своим желаниям. Ориентироваться в заданиях по окружающему миру. Уметь запоминать по ассоциациям и зарисовывать. |
20.март | Город Смышлёнышей | 1 | развивать вербальное и невербальное общение. Формировать зрительно-логическую память, логическое мышление. Развивать внимание, речь и способность к логике. Воспитывать стремление к познанию. | Беседа по вопросам тестов. Упражнение «Парные картинки». Подбор слов-признаков. Игра «Опиши предмет». Зарисовка знаков. | Быстрое переключение внимания. Запоминание по логике. Развитие речи подбор прилагательных. Описывать предмет по его признакам. Передавать в рисунке знак-символ. |
21март | Подарки | 1 | воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Познакомить с подарочным этикетом. Развивать зрительную опосредованную память, зрительно-слуховую, внимание и мышление. | Игры: «Пары фигурок», «Слова к рисункам», «Нахождение слов». Зарисовка символов. | Запоминать схематичные обозначения к предметам, а также ассоциативные знаки к рисункам. Уметь быстро подбирать слова к группам слов. Запоминать знаки и воспроизводить их на бумаге. |
Список литературы
- Аверина И. Е. «Физкультурные минутки в детском саду» Москва «Айрис Пресс» 2011
- Венгер Л. А. «Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении» Москва 1991
- Земцова О. Н. «Тесты для детей 5-6 лет» Издательство «Махаон» 2007
- Ильина М. В. «Развитие невербального воображения» Москва Прометей Книголюб 2003
- Куражева Н. Ю. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Речь Санкт-Петербург 2011
- Останкова Ю. В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Издательство «Учитель» Волгоград 2007
- Савушкина А. Г. «Развитие мелкой моторики» ИТД «Корифей» 2009
- Сиротюк А. Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». ТС «Сфера» Москва 2002
Рисунок человека
Цель: развивать образное мышление. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Вхождение в окружающий мир через опыт познания.
Оборудование: карандаши, бумага, Петрушка, куклы с эмоциями. Тесты стр. 101.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю поприветствовать друг друга следующим образом. Я буду вас спрашивать: «Как живёшь?» а вы жестом показывать нужные действия.
Как живёшь? А идёшь? Как бежишь? А плывёшь? Ждёшь обед? Машешь в след? Утром спишь? А шалишь?
К нам в гости пришел Петрушка. Вот так он здоровается с вами. Вы можете поприветствовать его так как вы желаете. Петрушка хочет посмотреть на вас и что же он видит, это у вас глазки, носик, ротик, зубки, ручки, ножки. Дети, как вы думаете, вы одинаковые? А чем же вы отличаетесь друг от друга. (Вместе перечисляют: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир)
Поиграем в игру «Подними руку». Я буду спрашивать а вы будете поднимать руку, только те кто это любит. Кто любит мороженое? Плавать в реке? Играть в игрушки? Рисовать? Убирать за собой? Гулять? Ложиться во время спать? И т. д.
Я покажу вам куклы и вы назовёте их настроение.
А вот у меня есть иллюстрации праздников, посмотрите и назовите их. А какой праздник нравится вам?
Физкультурная пауза
Кулак, ребро, ладонь.
Предлагаю вам нарисовать себя на празднике и подарить рисунки Петрушке.
КАТ
Цель: стимуляция проявлений особенностей личности и общения ребёнка. Выражение чувств: радости и грусти. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования.
Оборудование: иллюстрации потешки «Сорока-белобока», тесты стр. 66, 72. Куклы- настроения: радость и грусть.
Ход занятия
В страну настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться
С героями этой волшебной страны
На каждом занятии будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные нового друга.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Друг другу приветствие скажем по кругу.
- Человечек из страны настроения пригласил нас в гости. Это «Радость». Вот она и решила нас порадовать пирогом с ягодами. А где мы соберём ягоды. Конечно в лесу. Отправимся в лес.
«Путешествие в лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
(Широко развести руки в стороны.)
Полный сказок и чудес!
(Повороты вправо-влево)
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
(Руки вверх с покачиванием вправо-влево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
(ладонь приложить к бровям и повороты в стороны)
Только в лес мы вошли-
(Маршировать)
Появились комары.
(отмахиваются от комаров)
Дальше по лесу шагаем,
(Маршируют)
И медведя мы встречаем.
(Имитация движений медведя)
Снова дальше мы идём-
(Маршируют)
Перед нами водоём!
(Руки в стороны)
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
(Прыжки)
Раз-два, раз-два-
Позади теперь вода!
(Маршируют)
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Ветер дует нам в лицо-
(Руками обмахиваем лицо)
Закачалось деревцо,
(Руки подняты вверх. Покачивания вправо-влево)
Ветер тише, тише, тише-
(Приседания)
Деревцо всё выше, выше.
(Подниматься на носки)
Но закончилась игра,
Слушать сказку нам пора!
Посмотрите внимательно на этот рисунок и скажите, что здесь за праздник. Беседа по иллюстрации. На праздниках весело и вот мы выучим потешки.
Еле-еле Елизар
Едет-едет на базар,
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло сверлит.
А ещё у нашей радости есть подружка, (показ куклы «грусти»). Кто это? Сейчас мы поиграем с пальчиками, а затем узнаем зачем пришла «грусть».
«Братцы»
Пошли два братца
В лес прогуляться, (отодвигаем мизинчик и безымянный палец)
А за ними ещё два братца.(«ножницы» -указательным и средним)
Ну, а старший – не гулял,
Он домой их позвал (движение большим пальцем)
Он за стол их посадил,
Вкусной кашей накормил.(перебор пальчиками к большому).
Мы с вами пришли в гости к «Сороке-белобоке» и вот посмотрим, что же у них произошло. Вы все знаете эту потешку, а вот чем она закончилась нужно придумать вам.
А где здесь радость, а где грусть?
А сейчас я вам прочитаю стихотворения, а вы будете мне говорить кого мне показывать вам: радость или грусть.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Потеряли котятки
По дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
«Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!»
О чём грустят кораблики
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке.
Радость-если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
В гостях
Цель: выявление способностей детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, оценить уровень речевого развития. Развитие слуховой, зрительной памяти, способностей логического мышления. Выражение чувства гнева.
Оборудование: куклы на эмоции: радость, грусть, злость. Тесты стр. 65, 72. Дошкольник – карточки с геометрическими фигурами (стр. 7 упр. 2)
Ход занятия
Сегодня мы отправимся в гости к Веселинке и Грустинке и узнаем, что у них произошло.
Веселинка и Грустинка ждали гостей. Зайчик и Белочка должны были прийти к обеду. Всё утро подружки наводили порядок в доме. Когда уборка закончилась, Веселинка и Грустинка решили прогуляться. На обед они приготовили угощения: морковное мороженое и ореховый пирог.
А в это время их соседка Злинка была очень сердита. Она разозлилась потму, что её в гости не пригласили. Увидев, что подружки вышли из дома, Злинка решила действовать. Она достала из холодильника угощения, решив всё съесть. Пока она лакомилась ореховым пирогом, мороженое растаяло и растеклось по полу. Довольная Злинка убежала. Веселинка и грустинка вернулись домой. Увидев беспорядок, Веселинка разозлилась и сердито воскликнула: «Грустинка, неужели это ты забыла убрать мороженое в холодильник?» Грустинка расстроилась и стала плакать: «А ты по дороге съела весь пирог, смотри коробка – то пустая!» Подружки не разговаривали до прихода гостей.
Подумайте, чем закончилась эта история?
А вот дальше они стали отгадывать загадки. Хотите и вы? (стр. 65)
Чтобы совсем стало весело нашим гостям вспомним потешки и повторим их.
Поиграем в игру с пальчиками. «Разминка»
Ты, утёнок не пищи!
Лучше маму поищи.
Будьте очень внимательными и запомните слова: одеяло, мёд, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, рюкзак, пальто.
Проверим как вы можете запоминать глазками. Игра «Какой фигуры не стало?»
И вот самое последнее задание. Игра «Закончи предложение»
У каждого будет своё предложение, все должны подумать.
(Дети дополняют предложения).
Как вы считаете, понравилось нашим гостям у нас?
Путешествие на острова
Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы чувства –удивления. Способствовать открытому проявлению эмоций. Развитие внимания и зрительной и слуховой памяти.
Оборудование: куклы на эмоции – радость, грусть, удивление. Тесты стр. 13, 15. Образцы с незавершёнными рисунками.
Ход занятия
Усаживайтесь поудобнее и узнаем, что произошло у наших друзей. А кто сегодня в гостях у Веселинки и Грустинки? Да – это Удивлинка. Она вернулась из необычного путешествия. Хотите послушать её?
Удивлинка начала свой рассказ. Подруги сидели, открыв рты от удивления.
На весёлых, на зелёных
Горизонтских островах,
По свидетельству учёных,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живёт
Трёхголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поёт!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один учёный кот
Даже водит вертолёт!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!
На зелёной на поляне
Всюду множество цветов.
Запахами удивляют.
Ты понюхать их готов?
Вот варенье, шоколад,
Запах сладкой газировки.
И найдёшь ты здесь цветы
Даже с запахом морковки.
Много запахов чудесных
Там повсюду, посмотри.
Появились ароматы
Прямо из твоей мечты.
Стоит лишь тебе подумать,
Аромат свой загадать.
И цветочек новый точно
Будет им благоухать.
(Б. Заходер, отрывок из стихотворения «На горизонтских островах»)
Посмотрите на картиночки и что же здесь художник забыл дорисовать или изобразил не правильно. (тесты, стр.13)
А ещё Удивлинка приготовила нам такое задание: запомнить все предметы и отгадать их по загадкам о каждом предмете. (тесты, стр. 15)
Физкультурная пауза
Подвижная игра «Есть или нет?»
Встанем в круг и поиграем в игру, если вы согласны со мной то поднимите руки вверх и говорим «да», а если не согласны, то руки опустите вниз и говорим «нет».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли ключ у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?
А ещё Удивлинка приготовила вам слова для запоминания (орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, цветок, муравей, рубашка, доска, яма)
Пальчиковая гимнастика «Кулак, ребро, ладонь».
У Удивлинки были красивые рисунки, но на улице какое время года? (осень). И вот осенью идут дожди и рисунки размыло водой. Поможем Удивлинке с этою бедой. Давайте дорисуем так, чтобы были красивые картины.
Прогулка
Цель: оценка развития логического мышления, выражение настроения и эмоционального состояния другого человека. Выражение эмоций через словесную форму.
Оборудование: картины «Зоопарк», «Транспорт», схемы-зарядки, куклы-настроения: радость, грусть, злость, испуг, спокойствие. Геометрические фигуры.
Ход занятия
Мы отправляемся на прогулку. И пойдём с вами гулять по «Азбуке настроений». Послушаем сказку.
У Веселинки была любимая бабушка, она пекла вкусные пироги, вязала тёплые носки и рассказывала интересные сказки (радость). Веселинка очень расстроилась, когда узнала, что бабушка заболела (грусть). Она решила проведать её. Уезжая, она попросила Грустинку следить за домом. А дел было не мало. Приближалась зима, а тёплая одежда поизносилась. Дров, чтобы натопить печь не хватало, да и холодный ветер дул в окна.
Но Грустинка рещила , что сделает это позже, и пошла играть со своими друзьями: Злинкой (злость), Пуглинкой (испуг), Спокунчиком (спокойствие). За интересными играми Грустинка забыла про хозяйство и не заметила как прошло время.
А тем временем бабушка поправилась, и Веселинка вернулась домой. Дома было совсем холодно. В лёгкой одежде Грустинка лежала в постели под тремя одеялами и дрожала. Веселинка очень рассердилась на Грустинку (злость). Грустинка испугалась и спряталась под одеяло (испуг).
Веселинка сходила за дровами, растопила печь, приготовила обед. Когда Грустинка согрелась и пришла в комнату, то очень удивилась (удивление), видя спокойную подругу (спокойствие). «Извини Веселинка, я хочу всё исправить», - сказала Грустинка.
Подруги сделали все дела, и им стало спокойно и уютно в их маленьком домике (радость, спокойствие).
Веселинка рассказала на каком транспорте она ехала до бабушки. (картина «Транспорт», название каждого с определением места на картине – внизу, вверху, справа, слева).
А ещё Веселинка показала фотографии тех животных с которыми встречалась в пути. (картина «Зоопарк»).
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(игра пальчиками, как на пианино).
А вторые догонять,
(постукивание по столу указательными пальцами)
Третьи пальчики бегом,
(средним пальчиком, подушечкой, стучим по столу).
А четвёртые пешком,
(безымянные пальцы, «идут» по столу).
Пятый пальчик поскакал
(мизинцами как скачки).
И в конце пути упал.
(стук кулаками).
А теперь сделаем зарядку по схемам. Я вам показываю карточку, а вы выполняете.
И самое сложное задание – это упражнение «Самое непохожее».
Будьте очень внимательны. Я поднимаю геометрическую фигуру, а вы мне должны показать совершенно противоположную фигуру - п– цвету, размеру и форме.
Этикет
Цель: обобщение правил поведения, развитие зрительной памяти и ассоциативного мышления, определение четвёртого лишнего. Установление причинно-следственных отношений.
Оборудование: тесты 5-6 лет стр. 19, 26, 27, 30, 38. Картины на изготовление вещей.
Ход занятия
Приветствие «Этикет»
Встали в круг, взялись за руки,
Всех приветствую, друзья,
Здравствуй, …..!
(Дети по кругу приветствуют друг друга).
Рада видеть вас здесь я.
Как сидеть за партой надо?
Надо ли нам ногти стричь?
Постригаться, умываться,
Надо ль за собой следить?
Мыть ботинки, убираться,
Вещи класть все на места?
Всех дразнить, не улыбаться,
Бегать, прыгать без конца?
На любой вопрос ответ
Скажет личный этикет.
Как вы считаете, что такое – этикет? (ответы детей).
Игра «Четвёртый лишний»
Пирамидка-матрёшка-портфель-кукла;
Сосиски-печенье-колбаса-кастрюля;
Кепка-шапка-шляпа-тапочки;
Перчатки-ботинки-сапоги-туфли;
Муха-воробей-стрекоза-кузнечик;
Мандарины-бананы-помидоры-лимоны;
Машина-троллейбус-самолёт-скакалка;
Синичка-индюк-гусь-петух;
Пенал-тетрадь-карандаш-юла;
Сом-щука-жук-окунь;
Куртка-полотенце-платье-костюм.
Постарайтесь запомнить все предметы какого они цвета. (стр.19)
А теперь подберите пару по образцу (стр. 26, 27).
Продолжим ряд по последовательности (стр. 30).
Расставим картиночки в последовательности роста лука (стр.38).
Физкультурная пауза
Давайте покажем как мы утром одеваемся и умываемся.
Мы проснулись рано утром.
Потянулись бодро, шумно,
Чтобы сон ушёл, зевнули,
Головой слегка тряхнули.
Разбудил нас бег на месте,
К ванне побежали вместе.
Умывались и плескались,
Зубы вычистить пытались.
Причесались аккуратно.
Приоделись все опрятно.
(выполнять движения соответственно тексту).
Выполним такое задание – разложить картины в последовательности выполнения действий «Изготовление вещей» , «Выращивание хлеба».
Моя семья
Цель: определение взаимоотношений в семье, эмоционально-личностных трудностей ребёнка. Развитие вербального и невербального общения. Закрепление представлений об окружающем мире.
Оборудование: картины – «Город», «Деревня», карандаши, бумага. Тесты 5-6 лет стр.111
Ход занятия
Чтение сказки «Сон»
Жил-был непослушный зайчонок. Маму, папу, дедушку и бабушку он не слушал. Семья его любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям и своим братьям и сестрам.
Однажды маленький зайчонок уснул. И видит сон. Сидит он на пенёчке грустный, один. А рядом с ним нет ни мамы, ни папы. И бабушки нет, и дедушки. Страшно стало зайчонку – никто его не сможет защитить. Никто его не сможет покормить. Позвал он своих родных, но никто ему не ответил… тогда зайчонок вспомнил, что у него есть братишки и сестрёнка! Позвал он их. Но никто ему не ответил… испугался зайчонок – поиграть не с кем! Совсем один остался!
Тут проснулся зайчонок от маминого прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А зайчонок обрадовался! Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка, братишки и сестрёнки. Понял зайчонок, что никого у него нет ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что нужно любить свою семью и помогать ей во всём!
О чём мы с вами поговорим? Да, правильно о семьях. И ещё о том где мы живём.
Посмотрите на эти две картины и дайте им название. («Город», «Деревня»). Чем они отличаются, что характерно для города, а что для деревни?
Игра «Верно-неверно»
Я буду говорить вам фразу, а вы, если согласны со мной, то говорите –да; если не согласны –нет.
-Семья – это все мои друзья, знакомые.
-Семья – это я.
-Семья – это родные, которые живут рядом.
-Мои родители могут быть младше меня.
-Бабушка – это мама моей мамы.
-Дедушка – это папа моего папы.
-Семья – это люди, которые любят друг друга.
-Бабушка и дедушка – это мои родители.
-Я – дочь мамы и папы.
-Всем людям нужна семья.
Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Все вы знаете, зачем человеку нужна семья.
А сейчас ответьте на вопросы. (стр.111, тесты)
Физкультурная пауза
Игра «Моя семья»
Руки вытянуты вперёд, ладони вверх.
Этот пальчик – дедушка (движение большим пальцем).
Этот пальчик –бабушка (указательный палец).
Этот пальчик – папа (средний).
Этот пальчик –мама (безымянный).
Этот пальчик –я (мизинчик).
Вся моя - семья(Сжать в кулачки).
Игра «Братцы» (занятие №2)
Давайте нарисуем каждый свою семью. (дети рисуют).
В гостях у Словоежки
Цель: запоминание слов с помощью рисунка. Уровень организации деятельности. Умение проводить ассоциации между цветом и словом. Развитие зрительной памяти.
Оборудование: игрушки: мишка и удав, геометрические фигуры (упр. 2, 3 занятие №4 «Дошкольник» Ю. В. Останкова), бумага, карандаши.
Ход занятия.
Мы отправимся в гости к Словоежки. Подумайте, почему его так назвали? Да, он съел в своей стране все слова. И вот мы узнаём как живут жители в этой стране без слов.
Игра «Угадай жест»
Постарайтесь угадать о чём я вам «говорю» руками.
- Я устал.
- Грозит пальцем.
- Спит.
- Всё хорошо.
- Иди сюда.
- До свидания.
- Привет.
Здорово у нас получилось. Мы смогли понять друг друга?
Игра «Цветные слова»
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Постарайтесь запомнить то, что принесла хозяйка.
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!
Я. Тувим
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому
(большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы).
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья,
Друг без друга им нельзя! (сжать в кулачки и разжать)
«Пиктограмма»
Мы «напишем» о жизни в детском саду, но не буквами, а рисунками.
Я иду в детский сад. Несу с собой любимую игрушку. В детском саду мы играем в кубики, машины, куклы, мячик и угощаем друг друга конфетами. Вечером идём домой и смотрим телевизор.
Несуществующее животное
Цель: формировать интерес к творчеству. Развитие особенностей воображения. Развитие слуховой памяти, способности к переключению внимания, логического мышления.
Оборудование: тесты 5-6 лет стр. 25, грамзапись –«Буки-бяки, «Будьте добры», карандаши, бумага, игрушка-корова (Вообразилкин).
Ход занятия
Мы оправимся сегодня в фантастическую страну. Послушайте, что я вам расскажу про чудо-дерево.
Чудо-дерево стоит
Очень странное на вид.
Фрукты все на нём растут.
Груш и яблок много тут,
Апельсины и лимоны,
Виноград и абрикосы,
Вишни, сливы и гранаты
Нас сорвать их с веток просят.
Чудо-дерево.
Спасибо тебе!
Мы фруктов наелись
И взяли себе.
Мы веточки нежно
Твои наклоняли,
Тянули тихонько
И их не ломали.
Какие фрукты на этом дереве? У нас растут такие деревья?
А вот мы встретили Вообразилкина. Он расскажет нам про свою страну.
Сказка
В давние-давние времена все волшебники жили в одной стране Вообразилии и творили только доброе волшебство. Но однажды из далёкой страны прилетел злой колдун. Он щедро одарил подарками всех, кто встречался ему на пути. А подарком был флакончик духов со странным запахом. Волшебники радовались подаркам. Да вот беда! Тот, кто пользовался этими духами, становился злым, завистливым, грубым, капризным, неприятным. Волшебники стали ссориться и враждовать друг с другом. Изменилась страна Вообразилия, разделилась на две половины. А вот на какие две половины вы должны определить по прослушанной музыке. (дети слушают произведения «Буки-бяки», «Будьте добры»). Дают названия двум половинам страны: Добрыния, Злюка. Чтобы там появилось добро нам нужно им помочь. Выполним упражнения.
Игра на развитие слуховой памяти.
Запомнить слова: сокол, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Вспоминать по подсказке, чем похожи эти слова?
Упражнение на развитие способности к переключению внимания.
Хлопнуть в ладоши если услышали слово обозначающее – школьную принадлежность; топнуть ногой на слово обозначающее – животного.
Стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, портфель, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стиральная резинка, муравей.
Игра на развитие логического мышления «Четвёртый лишний»
Ромашка-ландыш-сирень-колокольчик;
Саша-Коля-Маша-Егорова;
Заяц-лось-овца-волк;
Диван-кровать-тетрадь-парта;
Ухо-лицо-нос-рот;
Щука-рак-карась-окунь;
Молоко-сливки-сметана-сало.
«Что перепутал художник?» (тесты 5-6 лет стр. 25)
Пальчиковая гимнастика «свинка»
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
(К. Чуковский)
«Несуществующее животное»
Вот и мы в путешествии по фантастической стране Вообразилии встретили вот такое животное. Как вы думаете кто это?(корова) Да, она очень необычная. И вы нарисуете животного которого здесь встретили, самого фантастического и придумаете ему название своё.
Три желания и шапка –невидимка
Цель: сформированность воображения, потребности сферы и взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие памяти и мышления. Развитие вербального и невербального общения.
Оборудование: тесты 5-6 лет стр. 24, 34, 35, 42.
Ход занятия
Вы любите играть в игрушки? У вас много игрушек дома? А есть игрушка, которая самая любимая?
Посмотрите на эту картину, здесь мальчик играет и запомните все игрушки и другие вещи которые здесь нарисованы. ( дети отвечают на вопросы).
Давайте найдем лишний предмет на картиночках и объясним, почему вы считаете, что он лишний?
У меня есть для вас ещё загадка. Из каких сказок эти герои?
Вы хорошо справились с заданиями. И мы отправляемся в гости.
Пальчиковая гимнастика «Братцы»
Левую руку поднять ладонью к себе и загибать пальцы правой рукой в соответствии с текстом.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик- прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул!
Этот пальчик уж заснул,
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
Дальше нам идти пора.
У правой руки пальцы сжаты в кулак. Разгибать в соответствии с текстом.
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большому-дрова рубить,
Печи все –тебе топить,
А тебе-воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке- песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Узнаем, что такое забавное у нас. Это игра «Волшебный стул» (ребёнок садится на стул, дети называют все его достоинства, качества.
Вот волшебство и посетило нас. У вас появилась шапка-невидимка. Вы её одеваете и что с вами происходит?
У вас есть три желания, назовите их и они сбудутся.
Игровая комната
Цель: определение уровня ценностных ориентаций, развития общения со сверстниками, способности выхода из конфликтных ситуаций. Развитие памяти, мышления, воображения, осязательной памяти. Воспитание чувства дружбы.
Оборудование: 5 фигур, магнитофон (15), тесты 5-6 лет стр. 16. 17. 18, 36, 43.
Ход занятия
Послушайте песню и скажите о чём мы будем говорить сегодня? Да, конечно о дружбе. Кто такие друзья? Кого модно назвать настоящим другом7 для чего нужны друзья? Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, книгами, природой?
Чтобы нам узнать какие вы друзья в группе, мы выполним задания. Все вместе запоминаем картиночки и когда покажу вам следующую страничку, то нужно назвать те предметы, которые появились новые.
В каждом ряду назовите лишний предмет.
Определите настроение каждого ребёнка.
Посмотрим какое настроение будет у вас, когда мы выполним следующее задание.
У меня есть фигуры, вы будете с закрытыми глазками ручками их брать и определять что это за фигура.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице. (каждый пальчик соприкасается с большим «перебор»)
Мы говорим про дружбу и я вам предлагаю отправиться в волшебную комнату и пригласить с собой друзей. Родственников, воспитателей, знакомых. Придумать в какую игру будете играть, как играть.
Выбор карточки
Цель: оценка уровня притязаний ребёнка. Развитие логического мышления, запоминания, речи. Умение решать задачи в умственном плане. Развивать тактильные способности.
Оборудование: чудесный мешочек – овощи, фрукты. Тесты 5-6 лет стр. 54, 55. Карточки с заданиями.
Ход занятия
Вы хотите быть смелыми? Кто смелый, тот не боится ни каких трудностей.
Мы будем сегодня смелыми капитанами.
Пальчиковая гимнастика «Смелый капитан»
На корабле из дальних стран
(показать корабль)
Плывёт отважный капитан.
(показ смелого капитана)
Из тесной рубки у штурвала,
(крутит штурвал)
В бинокль видел он немало.
(смотрит в «бинокль»)
Мы очень смелые и выполним все задания.
Игра «Что лишнее»
Рысь-медведь-кошка-тигр-лев
Яблоко-слива-огурец-груша-персик
Ложка-тарелка-кастрюля-сумка-самовар
Змея-паук-ящерица-дерево-улитка
Клевер-василёк-воробей-жасмин-боярышник
Гусь-лебедь-павлин-курица-кролик
Платье-свитер-шапка-рубашка-сарафан
Мыло-метла-зубная паста-шампунь-мочалка
Берёза-дуб-сосна-подосиновик-тополь
Утюг-книга-телевизор-магнитофон-компьютер.
Поиграем ещё в игру «Запомни пары слов». Я назову вам два слова. А затем я первое слово, а вы второе.
Кастрюля-плита; зонт-дождь; очки-глаза; кукла-игрушка; дерево-лес; цветы-сад; корова-молоко; портфель-ученик.
Проявим смелость и решим задачи (стр. 54-55, тесты 5-6 лет)
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять! (перебираем пальчики)
Будем пальчики считать-
Крепкие, дружные, (сцепляем пальцы в замок)
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять! (перебираем пальчики)
Пальчики быстрые. (сжимаем и разжимаем)
Хоть не очень чистые! (ладони –поворот)
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки, (хлопки)
То зачем-то лезут в рот. (дотронутся до ротика)
Книжки рвут у бабушки…(сжимать и разжимать ладони)
Переделав все дела,
Книжки тянут со стола, (руки к себе)
Лезут в соль и в компот, (выбрось поочередно рук)
А потом наоборот.
Пальчики дружные, (сцеплены в замок)
Все такие нужные!
Пальчики ваши хотят поиграть в игру «Определи на ощупь» (чудесный мешочек с овощами и фруктами).
И конечно вы сможете справиться с самым сложным заданием «Выбор карточки».
Эталоны
Цель: оценка уровня развития восприятия. Развитие мышления, внимания, пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: «Дошкольник» стр. 23 – игра «магазин ковров», тесты 5-6лет стр. 37, «эталоны».
Ход занятия
Давайте поиграем в игру «Противоположности»
Некультурный - культурный, вежливый, воспитанный.
Грубый – ласковый, нежный.
Трусливый – храбрый.
Лживый – правдивый, честный.
Несправедливый – справедливый.
Наглый, вредный, дерзкий – доброжелательный.
Небрежный, неряха – старательный, аккуратный.
Невнимательный – внимательный.
Жадный – щедрый.
Задира – спокойный.
Посмотрите на рисунки и поделите транспорт на три вида (тесты стр. 37)
Воздушный, наземный, водный.
Следующая игра – это «Магазин ковров». Вы должны объяснить расположение фигур.
Вы в группе всех ребят можете узнать по голосу. Хотите проверить себя, справитесь ли вы с этим заданием?
Игра «Кто позвал?»
А сейчас я посмотрю какие вы внимательные. Я буду называть слова. Когда услышите название игрушки – хлопните в ладоши, название фрукта – руки вверх.
Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка, роза, апельсин, пирамидка, бабочка, чай, погремушка, цветок, солнце, кукла, ваза, воробей, утюг, мозаика, шапка, яблоко, медведь, виноград, кубики, подушка, курица, арбуз, сапоги, неваляшка, река, облако, трава, матрёшка.
Пальчиковая игра «Цепочка»
Из большого и указательного пальчика делаем цепочку и пальчики второй руки быстро вставляем в колечко.
Найдите каждому предмету геометрическую фигуру, на которую он похож. «эталоны».
Систематизация
Цель: развитие коммуникативной сферы. Оценка овладения логическим мышлением. Закрепление математических знаний – геометрических фигур, ориентировка в пространстве, решение задач. Воспитание желания к сотрудничеству.
Оборудование: газета, тесты 5-6 лет стр. 45, 56, 40. Схемы по «систематизации».
Ход занятия
Посмотрите, что я принесла? Да, это газета. Какую форму имеет газета? Мы поиграем с ней. На счёт – раз, два, три, нужно успеть встать одной ножкой на газету. Считаем, сколько ножек на газете. Сворачиваю газету, какой формы? Сколько ножек теперь сможет встать на газету? (газета уменьшается и считают ножки при уменьшении газеты).
А теперь посчитаем геометрические фигуры. Называем число фигур и цвет. Ещё будем ориентироваться в направлениях. (математика стр.45, 56)
Следующее задание: «найди сходства и отличия», продолжи ряд слов, выбери знак, реши задачи. (стр.40)
Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Я буду называть пары слов, которые связаны между собой по смыслу, вы запоминайте.
Праздник – подарок; лимонад – прохлада; стол – пирог; шапка – шарф; ваза – цветок; пчела – мёд; дом – окно; будка – сковородка; печь – дрова; пылесос – уборка; город – улица.
Я говорю первое слово, а к нему второе, которое по смыслу подходит к этому слову.
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять» (повторить из занятия «Выбор карточки»)
Обратите внимание на следующее упражнение. У меня таблички с геометрическими фигурами. (разобрать систему построения в геометрической таблице фигур, методика «систематизация»).
Предметы вокруг меня
Цель: нахождение парной картинки по её описанию. Развитие зрительной и слуховой памяти, воображения. Обучение классификации по определённому признаку. Развитие символической функции мышления. Проявление желания к решению логических задач.
Оборудование: логопедическое лото «подбери и назови», тесты 5-6 лет стр. 19, 43, 60. Цветные кружки.
Ход занятия
Игра «логопедическое лото». Ребята, у вас по карточке, я описываю картиночку, называю её первый звук и последний. А вы должны отгадать чей предмет я описала.
А сейчас будем запоминать предметы и их цвет. А теперь каждый предмет потерял свой цвет, мы вспомним его. (тесты стр.19)
Запоминаем слова: вилка, вата, воротник, венок, вишня, виноград, варенье, волк, веник. Что общего у этих слов? Чем они похожи? Назовём эти слова при помощи маленьких подсказок.
Игра «каждому свой цвет». У вас четыре квадрата: красным цветом мы будем обозначать – домашних животных, зелёным –диких животных, желтым –домашнею птицу, синем –диких птиц. Будьте очень внимательны, я называю, а вы поднимаете квадратик: слон, орёл, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросёнок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.
Назовите каждому ребёнку его настроение. (тесты стр. 43)
Какое настроение вы хотели бы оставить себе?
Пальчиковая гимнастика «Как у нашей внучки»
Как у нашей внучки
Маленькие ручки, - хлопаем в ладоши
А на ручках пальчики-
Девочки и мальчики. - прикасаются друг к другу пальчики
Дружно пальчики живут - замок
Их по имени зовут: - кулачки
Пальчик Зина, - на каждое имя поднимаем пальчик
Пальчик Нина,
Пальчик Миша,
Пальчик Гриша, Николай,
Пальчик Саша,
Пальчик Маша, Вова, Лёва, Ермолай.
Внучка пальчики считает:
Раз. Два, три, четыре. пять. – перебор пальчиками
И, считая, засыпает,
Потому, что хочет спать. – складываем ладошки и к уху.
Но, мы спать не будем, а порешаем весёлые задачи (тесты стр.60)
Испуг
Цель: знакомство с эмоцией испуг. Определение по иллюстрации время года. Составление связного рассказа. Развитие ассоциативной памяти. Упражнение в образовании множественного числа. Воспитание преодоления чувства страха.
Оборудование: тесты 5-6 лет стр.102, 68, магнитофон, бумага, карандаши.
Ход занятия
Внимательно рассмотрите вот эту эмоцию и скажите, что это, да это страх. Так выглядит лицо человека, который чем-то очень напуган. Покажите вы теперь страх. Послушайте музыку и скажите есть здесь мелодия, которая страшная? Слушайте музыку и угадывайте, какая страшная, радостная, спокойная? Чтобы нам быть смелыми, поиграем с пальчиками в игру «Храбрые моряки»
По реке плывёт кораблик, (ладони лодочкой)
Он плывёт издалека. (волнообразные движения)
На кораблике четыре (показ четырёх пальцев)
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке. (ладони к макушке)
У них длинные хвосты (длину хвоста)
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (царапающие движения).
Нам ни чего не страшно и мы справимся с любым заданием. Запоминаем пары слов (упражнение на развитие ассоциативной памяти):
Молоток-ремонт; клоун-цирк; рыба-река; краски-рисунок; слива-дерево; колбаса-завтрак; птица-перо; ландыш-весна; кошка-мышка; лягушка-болото; солнце-луч; змея-опасность.
Упражнение «Единственное и множественное число»
Я буду называть вам слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить это слово так. Чтобы получилось много предметов:
Стол-столы, книга-книги, ручка-ручки, кот-коты, плот-плоты, крот-кроты, дуга-дуги, рука-руки, слива-сливы, сковородка-сковородки, телевизор-телевизоры, банан-бананы, пол-полы.
Назовите, по рисункам, времена года и расскажите о каждом из них.
А вот на этом рисунке, как вы считаете в какое время кода мальчик работает? Расскажите подробно о том, что он делает.
Мы много всего сделали и сейчас нарисуем свои страхи. То, что вы очень боитесь, что вызывает у вас огромный страх. По окончании рисования дети рассказывают о своих рисунках и все вместе придумывают куда спрятать им свои страхи.
Профессии
Цель: развивать зрительную память, смысловой памяти и логического мышления; развитие речи и запаса знаний об окружающем мире. Воспитывать уважительное отношение к профессиям.
Оборудование: тесты 5-6 лет стр.103, «Дошкольник» стр.27 упр. 3, стр.28 упр.4 (символы). Наборы карточек – одежды, продуктов, мебели.
Ход занятия
Ребята, поиграем в игру «назови профессию»
Кто учит детей? Кто лечит людей? Кто воспитывает детей в детском саду? Кто строит дома? Кто людям волосы подстригает? Кто водит автомобили? Кто управляет пароходом? Кто управляет самолётом? Кто людям газеты и письма разносит? Кто играет в театре? Кто стоит за прилавком? Ко пишет картины? Кто стихи пишет? Кто продаёт лекарства в аптеке? Да, вы знаете уже очень много профессий.
А сейчас мы будем придумывать слова связанные по смыслу с другими словами. Лопата (работа, копать), письмо (писать, получать, отправлять), мел (доска, писать, белый, цветной), гриб (лес, собирать, осень, жарить, солить), кот (пушистый, животное, мяукает), мороз (зима, холод, снег), лодка (плывёт, вода, парус), хлеб (свежий, вкусный, черствый), мех (пушистый, мягкий, тёплый), стул (мягкий, сидеть).
Пальчиковая гимнастика «Магазин»
Мы пришли в магазин (пальчики «идут»)
Мы купили торт-один (показ указательных пальчиков)
Плюшек-две (показ двух пальцев)
Ватрушек-три (три пальца)
А киви купили-сразу-четыре (четыре пальца)
Кто в магазине работает? Да, продавец. По картиночкам мы будем узнавать в какой магазин пришли.
1-й хлеб, яблоко, банан, морковь, колбаса, капуста, картофель и т.д. (продуктовый, потому что здесь продукты).
2-й шкаф, стул, диван, кресло и т.д. (мебельный)
3-й майка, платье, брюки, кофта, шапка, шарф и т. д. (одежда)
Вышли мы из магазина, а на улице такая погода. Посмотрите и назовите явления природы. Как называют человека, который занимается изучением погоды (метеоролог). Вот и мы посмотрим на символы и запомним к каждому из них слова.
Ещё я вам предлагаю коврики с геометрическими фигурами и мы найдём геометрические фигуры, которые нужно поставить вместо знака вопроса.
Девочки и мальчики
Цель: учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. Развивать зрительную память. Развивать самосознание, умение сотрудничать, обобщать группы, называть противоположности. Воспитывать доверительные отношения между мальчиками и девочками.
Оборудование: картинки с игрушками для девочек и для мальчиков. Игрушка «незнайка». Символы «Дошкольник» стр. 30 упр.2
Ход занятия
Здравствуйте ребята, в гости к вам пришёл Незнайка. Он хочет с вами познакомится и посмотреть на вас. Да вы все одинаковые. У вас есть глазки, носик, ротик, зубки, по две ручки и ножки? Ни у кого же нет трёх? Так вы все одинаковые? Вы не согласны с этим? Тогда расскажите чем вы отличаетесь друг от друга? (характером, цветом волос, глаз, ростом, мыслями, интересами, именами и главное, что есть мальчики и девочки).
Давайте поиграем в игру «Кто позвал»
Вы очень внимательны и Незнайка предлагает вам игру «Назови одним словом»
Тарелки-стаканы-чашки (посуда)
Стол-стул-диван (мебель)
Рубашка-брюки-платье (одежда)
Сапоги-валенки-туфли (обувь)
Суп-каша-кисель (еда)
Одуванчик-роза-ромашка (цветы)
Берёза-ёлка-сосна (деревья)
Гусь-воробей-голубь (птицы)
Карась-щука-окунь (рыбы)
Малина-клубника-смородина (ягоды)
Морковь-капуста-свёкла (овощи)
Яблоки-груши-мандарины (фрукты)
А теперь мы разделимся на две команды: мальчиков и девочек и будем играть в игру «Говори наоборот», кто же быстрее ответит?
Быстро-медленно; далеко-близко; день-ночь; сухо-мокро; поздно-рано; начало-конец; высоко-низко; светлый-тёмный; холод-жара; детский-взрослый; подниматься-опускаться; нырять-выныривать; нагревать-охлаждать; пачкать-чистить; чинить-ломать; поджигать-тушить; разрезать-соединять; приглашать- разгонять; весёлый-грустный; быстрый-медленный; красивый-безобразный; пустой-полный; худой-толстый; умный-глупый; трудолюбивый-ленивый; тяжёлый-лёгкий; трусливый-храбрый; белый-чёрный; тупой-острый; твёрдый-мягкий.
Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный – господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний.
Палец безымянный – с колечком ходит чванный,
Пятый – мизинец, принёс вам гостинец. (выполняются движения на каждую строчку).
Незнайка предлагает игру с цветными значками, их нужно запомнить, а затем назвать знак и на каком цвете он был расположен.
Незнайке очень понравилось играть с девочками и мальчиками. Он прощается с вами.
Что мы умеем
Цель: развивать внимание, память, мышление, воображение, навыки самосознания. Воспитывать доверительные отношения друг к другу, умение сотрудничать.
Оборудование: тесты 5-6 лет стр. 20, 39, 104, 105, 106, 107, 108, 109. 110. «Дошкольник» стр.31 упр.1, стр.32 упр.3 (символы), листочки и карандаши.
Ход занятия
Мы за этот год очень многому научились и мы сейчас это покажем.
Как живёшь? А идёшь? Как бежишь? А плывёшь? Ждёшь обед? Машешь вслед? Утром спишь? А шалишь?
Но, мы не только шалим, но и очень много знаем об окружающем нас мире. (работа с тестами).
Поиграем с вами в игру «Что мы любим». Я буду спрашивать, а вы поднимать руку если любите это делать.
Кушать мороженое, играть в игрушки, смотреть мультики, помогать маме, рисовать, убирать в комнате, играть за компьютером, ходить в гости, делать то что просит мама.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
(из занятия «В гостях у Словоежки»)
Давайте будем запоминать слова с помощью рисунков. А вот теперь нарисуем то, что мы любим делать (девочки играли в куклы, мальчики строили домик, воспитательница рассматривала книгу).
Город Смышлёнышей
Цель: развивать вербальное и невербальное общение. Формировать зрительно-логическую память, логическое мышление. Развивать внимание, речь и способность к логике. Воспитывать стремление к познанию.
Оборудование: тесты 5-6 лет стр.111. «Дошкольник» стр.34 упр.1(пары картинок), набор предметных картинок (хлеб, ручка, зонт, лампа, чашка, цветок, платье, кресло), стр. 50 упр. 2 (символы). Картина «Город». Бумага, карандаши.
Ход занятия
Ребята, посмотрите на эту картину. Как вы считаете, это город или деревня? Почему вы так решили? Это город необычный – это город Смышлёнышей. Кто значит там живёт? Да, самые умные. Смышлёные дети. Хотите отправиться к ним в гости? Тогда будем выполнять задания.
(Работа по тестам)
Упражнение «Пары картинок» .
Подбор слов-признаков к каждому слову:
Холод (зимний, сильный);
Стол (письменный, чистый, деревянный, круглый);
Вода (холодная, чистая, тёплая);
Снег (пушистый, холодный, белый);
Дым (густой, чёрный, серый);
Луна (круглая, желтая, ночная);
Трава (зелёная, мягкая, душистая);
День (солнечный, ясный, короткий, длинный);
Окно (чистое, пластиковое, стеклянное, прозрачное).
Игра «Опиши предмет» (дети должны отгадать предмет по описанию).
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»
(занятие «Выбор карточки»)
Давайте проверим своё внимание. Я вам покажу картинку, вы запоминайте её, а когда уберу, то вы нарисуйте.
Наше путешествие в город Смышлёнышей завершилось. Что вы можете сказать о себе? Какие вы?
Цель: воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Познакомить с подарочным этикетом. Развивать зрительную опосредованную память, зрительно-слуховую, внимание и мышление.
Оборудование: подарки детям, схемы «Дошкольник» стр.40 упр.1 и упр.2, стр.52 упр.2, стр.55 упр.3.
Ход занятия
Ребята, мы с вами встречались целый год и сегодня вы получите подарки. Вы любите получать подарки? Но, это не такие будут подарки, которые вы получаете, а необычные.
Встали в круг, взялись за руки,
Всех приветствую, друзья,
Здравствуй, (дети по кругу приветствуют друг друга).
Рада видеть вас здесь я.
Мы идём в гости.
Что нам лучше подарить?
К выбору подарка надо умно подходить?
Что сказать, вручив подарок?
Пожелать при этом что?
Но, вот к нам в гости пришёл кот Чистюля. И вот от него первый подарок.
Игра «Пары фигурок».
Упражнение «Слова к рисункам « (стр.41 «Дошкольник»)
Игра «Нахождение слов» (обобщение группы слов и продолжение ряда)
Лев-тигр-слон…
Кошка-собака-свинья…
Огурец-помидор-лук…
Трактор-трамвай-велосипед…
Диван-стол-стул…
Рубашка-платье-юбка…
Вишня-слива-яблоко…
Панамка-кепка-шапка…
Сандалии-ботинки-сапоги…
Стакан-тарелка-ложка…
Роза-ромашка-гвоздика…
Синица-ворона-голубь…
Мячик-скакалка-машина…
Лопата-грабли-лейка…
Молоток-ножовка-гвоздь…
Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал
Нам фонарик подарить.
Средний нам принёс коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный- славный мальчик,
Всем друзьям принёс он мячик.
А малыш-мизинчик.
Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
Следующие подарки от кота Чистюли – это картинки. Смотрите внимательно и зарисовывайте их.
А теперь каждый из вас получает подарок от кота. А вы ему подарите свои зарисовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...