Педагогический проект "Ладушки"
проект по теме

Макарова Снежана Сергеевна

Перспективный план проектной деятельности в группе раннего возраста по адаптации детей к условиям ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора « Ладушки, ладушки»

                                                                                       

                                                                                          Группа раннего возраста

                                                                 Воспитатели:  

                                                                    Макарова С.С

                                                                         Кондратьева И.С

Зеленогорск 2014

Актуальность проекта

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс не простой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены и  одно из главных направлений в работе воспитателя - помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, прежде всего игра. Язык игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами поведения.  Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Наш проект по адаптации к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей раннего возраста посредством фольклора.


Цель проекта:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Задачи проекта:

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора;

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки;

 развивать интерес и любовь к фольклору;

- воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2014г.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы, педагог-психолог.

  Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 1г. 6мес.  до 2 и с 2-3 лет.
  • Повышение психолого педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных  отношений с между ДОУ и родителями воспитанников.

Для решения поставленных задач проект был разделен на три этапа.

1этап «Подготовительный»:

  • Изучение литературы, составление перспективного плана по работе с детьми группы, по работе с родителями группы.
  • Проведение диагностики детей для определения степени адаптации.
  • Анкетирование родителей для получения полной информации о детях.

2этап «Основной»:

  • Проведение игровых занятий.
  • Работа с родителями (родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей).
  •  Работа с педагогами ( консультация)

Перспективный план проекта:

Всю работу решили проводить через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Тема месяца: «Здравствуй детский сад!»

Тема месяца: «Малыши у себя дома».

Тема месяца:

«Тепло и уютно в нашем доме».

Тема месяца: «Детский сад, детский сад любят все ребята».

1 неделя

1. Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра «Найди игрушку».

Цель: знакомство с пространством и функциональным устройством группы.

(см. приложение №2)

3. Игра«Весёлые лягушата» 

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. (см. приложение №2)

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2.Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

(см. приложение №2).

3. Игра «Карусель»

 Цель: вовлечение детей в совместную деятельность, повышение эмоционального тонуса.

(см. приложение №2)

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра «На мяч, Таня»

Цель: продолжать способствовать запоминанию и называнию имён детей группы, учить катать мяч, придавая ему определённое направление. (см. приложение №2)

3. Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

(см. приложение №2)

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра«Весёлые лягушата» 

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. (см. приложение №2)

3.Игра «Передай мяч»

Цель: учить детей взаимодействовать со сверстниками.

(см. приложение №2)

2 неделя

1 Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра Воронята 
Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с текстом. (см. приложение №2).

3.Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

(см. приложение №2).

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра «Ладvшкu»

Цель: способствовать запоминанию детьми друг друга (знакомству), установлению контакта с воспитателем; познакомить детей с потешкой. (см. приложение №2)

3. Игра «Разговор с игрушкой»

Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, учить взаимодействовать со сказочными персонажами. (см. приложение №2).

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра «Карусель»

 Цель: вовлечение детей в совместную деятельность, повышение эмоционального тонуса.

(см. приложение №2)

3.Игра «Догони мяч»

Цель: учить детей отзываться на своё имя, «болеть» за сверстника.

 (см. приложение №2).

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра Воронята 
Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с текстом. (см. приложение №2)

3.Игра «ПРVЖИНКИ»

Цель: способствовать запоминанию имён сверстников, выполнению движений в соответствии с текстом.

(см. приложение №2).

3 неделя

1 Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1) 2. Игра «Найди игрушку».

Цель: продолжать знакомство с пространством и функциональным устройством группы.

(см. приложение №2)

3. Игра «Карусель»

 Цель: вовлечение детей в совместную деятельность, повышение эмоционального тонуса.

(см. приложение №2)

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2.Игра«Весёлые лягушата»

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. (см. приложение №2)

3.Игра «ПРVЖИНКИ»

Цель: способствовать запоминанию имён сверстников, выполнению движений в соответствии с текстом.

(см. приложение №2).

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра Воронята 
Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с текстом. (см. приложение №2)

3.Игра «Передай мяч»

Цель: учить детей взаимодействовать со сверстниками.

(см. приложение №2) 

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра «На мяч, Таня»

Цель: продолжать способствовать запоминанию и называнию имён детей группы, учить катать мяч, придавая ему определённое направление. (см. приложение №2)

3. Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

(см. приложение №2)

4 неделя

1 Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра «Ладvшкu»

Цель: способствовать запоминанию детьми друг друга (знакомству), установлению контакта с воспитателем; познакомить детей с потешкой. (см. приложение №2)

3.Игра «Передай мяч»

Цель: учить детей взаимодействовать со сверстниками.

(см. приложение №2)

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра Воронята 
Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с текстом. (см. приложение №2)

3. Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

(см. приложение №2)

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2.Игра«Весёлые лягушата»

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. (см. приложение №2)

Игра «Догони мяч»

Цель: учить детей отзываться на своё имя, «болеть» за сверстника.

. (см. приложение №2).

1.Использование различных потешек в режимных моментах (см. Приложение №1)

2. Игра «Найди игрушку».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве и функциональным устройством группы.

(см. приложение №2)

3.Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

(см. приложение №2).

3 этап – «Заключительный»

Полученные результаты

В результате проделанной работы были созданы условия для охраны и укреплению здоровья детей. У них появилось доверительное отношение к взрослым. Была организованна работа с родителями. Проект оказал положительный эффект на психологическое состояние детей так как мы приблизили окружающую среду ребенка в детском саду к домашним, посредством фольклора, что позволило перейти от тяжелого уровня к среднему, и от среднего к легкому.

Заключение:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую) ;отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В перспективе проект может быть продолжен и преобразован в другой так как, обращение к фольклору в работе должно быть постоянным, это нам позволит в дальнейшем облегчить работу с детьми, достигнуть положительных результатов в развитии познавательной деятельности, развитии речи и творческих способностей детей нашей группы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Месяц

ТЕМА

ФОРМА

Сентябрь

Привлечь родителей к созданию развивающей среды в группе.

«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению».

Памятка для родителей

Октябрь

Потешный фольклор

Консультация

Ноябрь

Фольклор в воспитании детей раннего возраста

Папка- передвижка

Декабрь

Семейное чтение

Консультация

Приложение №1

Потешки утешки

1. Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешке.

2.Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!

3.Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

 Это не коровушка –

Это Вова-ревушка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач

4.Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Насти добрались?

Не-е-ет, Портить настроение

Никто вас не просил!

А может мы не плакали,

А дождик моросил?

5.Придет киска не спеша 
И погладит малыша 
Мяу-мяу – скажет киска 
Наша детка хороша.

6.Что ты плачешь,

«ы» да «ы»,

 Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать

7.Левушка? Не Левушка...

Ревушка? Не ревушка...

Так откуда «Уу-уу!!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет

8. Послушай, что тебе скажу:

Давай не будем плакать!

А то услышит наш сосед,

Сосед, которому сто лет, -

И нам подарит лапоть!

Куда мы в нем с тобой пойдем?

Разок шагнем и упадем.

9.Верхом на лошадке (на коленях)

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы совсем уже не плачем,

Все у нас в порядке.

или:

 Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем,

Все у нас в порядке!

 

10.Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

11.Не плачь, не плачь, 
Куплю калач. 
Не хнычь, не ной, 
Куплю другой. 
Слезы утри, 
Дам тебе три.

Умываемся с потешкой                             Просыпаемся с потешкой

Зайка начал умываться

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо

От водички, от водицы 
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Катя умывается, 
Солнцу улыбается! 

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

От водички, от водицы 
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Катя умывается, 
Солнцу улыбается!

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) 
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

Потягуни-потягушечки 
От носочков до макушечки! 
Мы потянемся, мы потянемся, 
Маленькими не останемся! 
Вот уже растем, растем, растем!

Хорошеньким - хорошок
Пригоженьким - пригожок
Стройненьким - стройнячок
А родненьким - родняшок.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

Кушаем с потешкой

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели по немножку. 
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Утка утенка, 
Кошка котенка, 
Мышка мышонка 
Зовет на обед. 
Утки поели, 
Кошки поели, 
Мышки поели. 
А ты еще нет? 
Где твоя ложечка? 
Скушай, хоть немножечко!
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым. 
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 

Кастрюля-хитруля
Славе кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет, пождет,
Слава первым придет? 
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Тили-час, тили-час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне...
вот и кончился обед.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Люли, люли, люленьки, 
Прилетели гуленьки, 
Стали гули говорить: 
«Чем нам Машеньку кормить?» 
Один скажет: «кашкою», 
Другой – «простоквашкою», 
Третий скажет – «молочком, 
И румяным пирожком».
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Ай, ту-ту, ай, ту-ту, 
Вари кашку круту, 
Подливай молочка, 
Накорми казачка.
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.

Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит
В животе один сидит.
Ножками топочет,
Он обедать хочет!
Вот несёт мне ложка
Супчик из горошка.
И котлету прямо в рот
Вилка шустрая несёт.
Шепчет тихо аппетит:
Сыт-сыт-сыт-сыт. 

Потешки на каждый день, массажные потешки.

Малыши-крепыши

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!


Этот пальчик

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!


Этот пальчик

(Перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.


Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два, Паше - два,
Ване - два, Тане - два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!

Расти, коса, до пояса

Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Раным-рано поутру

Раным-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!".
А коровки в лад ему
зарядили: "Му-му-му!"
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешся вечерком
Нас напоишь молочком.


Ай, тата, тата, тата

Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

Ножки, ножки, где вы были?

- Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.


Трушки ту-тушки!

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

Этот пальчик

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Ладушки, ладушки

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.


Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.


Будут пальчики вставать

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

Петушок-петушок

Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шёлкова бородушка
Что ты рано встаёшь
Голосисто поешь,
Диме спать не даешь.

Заинька, войди в сад

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Пальчик - мальчик, где ты был?

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!



У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.


Приложение №2 Игры

«Найди игрушку».

Цель: знакомство с пространством и функциональным устройством группы.

Ведущий  (сначала взрослый, потом дети) прячет  небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Например: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

«Весёлые лягушата» 

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. 

Оборудование : бумага, корзина, игрушка - птица. 

Ход игры : воспитатель предлагает детям превратиться в храбрых лягушат и присесть на «свой» листик. 

«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками маленькие лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором он сидел, грелся на солнышке и конечно разговаривал. А как лягушата разговаривают? Ква-ква. И вот однажды прилетела большая птица , которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими. Но лягушата были умные: скомкали свои листики и стали кидаться ими в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не бояться. 

И как вариант можно эти листочки потом разорвать на мелкие части подбросить вверх - получится замечательный салют . 
Результат салюта собрать вместе с детьми в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». 


Воронята 

Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом. 

Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит: 

Воронята крепко спят, 
Все по гнездышкам сидят, 
А проснутся на заре, 
Будут каркать во дворе». 


На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар»,начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами: 

Полетели, полетели, 
Воронята полетели: «Кар-кар». 
Вышла тетя на дорожку, 
Воронятам сыплет крошки. 
Воронята прилетали, 
Всё до крошки поклевали: 
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», — 
Клювами стучали.
 

Дети – «воронята»- присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит: 

Тузик по двору гулял, 
Вороняток испугал: 
«Ав-ав, ав-ав!» 
(А. Ануфриева) 


Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки. 

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель : развитие у детей положительного эмоционального настроя, учить взаимодействовать со сказочными персонажами.

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребёнка отзываться на своё имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками - дети. Он поочерёдно подзывает детей к себе, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись-ка мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!)), побуждает детей повторить их.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить детей взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребёнку, называя его по имени («На, Петя!»).

Игра эмоционально поддерживается взрослыми.

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучи солнца, при этом взрослый называет имена детей, чью ладошку обрисовывает.

Игра «Догони мяч»

Цель: учить детей отзываться на своё имя, «болеть» за сверстника.

Дети и воспитатель стоят за чертой, нарисованной на асфальте. Воспитатель катит мяч из-за черты вперёд и называет имя ребёнка, который бежит за мячом, догоняет его и приносит воспитателю. Остальные дети хлопают в ладоши и «поддерживают» бегущего, выкрикивая его имя.

 Игра «ПРVЖИНКИ»

Цель: способствовать запоминанию имён сверстников, выполнению движений в соответствии с текстом.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель:

Покачаемся на носках.

Покачаемся немножко.

Вот так, вот так!

Воспитатель сгибает и разгибает колени, имитируя пружинку.

Воспитатель: «Выходи, Машенька, попляши со мной».

Берёт за руку ребёнка, выводит на середину комнаты, держит за две руки, вместе выполняют движение «пружинки». Затем приглашает «поплясать» других детей (каждого отдельно).

Усложнение задания. Воспитатель говорит:

Вот как детки хороши, пляшут, пляшут малыши.

Выходят все дети и выполняют «пружинки».

Игра «На мяч, Таня»

Цель: способствовать запоминанию и называнию имён детей группы, учить катать мяч, придавая ему определённое направление.

Воспитатель и ребёнок садятся друг напротив друга. У воспитателя в руках мяч.

Воспитатель катит мяч ребёнку - на! Просит малыша: «Маша, кати мяч ко мне»

Ребёнок катит мяч воспитателю произнося: «На!»

Усложнение задания: движение сопровождается словами: «На (имя ребёнка)!» Ребёнок говорит: «На (имя взрослого)!» Этот вариант игры может сопровождаться словами:

Мячик по полу катаем.

И друг друга называем.

По мере усвоения игры дети играют парами.

Игра «Ладvшкu»

Цель: способствовать запоминанию детьми друг друга (знакомству), установлению контакта с воспитателем; познакомить детей с потешкой.

Воспитатель в платке (бабушка) читает потешку, сопровождая соответствующими движениями:

«Ладушки, ладушки, Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала:

Маше два, Паше два,...

Хлопки движение «пирожки»

имитация движений

(и т. д. перечисляя всех детей группы, каждому из них кладёт свои ладони на ладошки, как бы раздаёт оладушки).

Всем дала! Дуйте, горячие оладушки!

дуют.

Игра «Карусель» Цель: вовлечение детей в совместную деятельность, повышение эмоционального тонуса.

Воспитатель предлагает поиграть в «карусель». Вот обруч мы возьмёмся за него и бежим в одну сторону, как карусель.

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом.

Затем следует команда «стоп». Бег замедляется.

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите:

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

На последней строке останавливаются и кладут обруч на пол.

Игры с предметами

Это игры, которые помогают отвлечь ребёнка от переживаний, сгладить негативные эмоции в период адаптации.

"ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ"

Цели: учить ребенка выполнять действия - наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Методические рекомендации: педагог предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.

"ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ"

Цель: научить ребёнка наполнять ёмкости разными инструментами - совочком, лопаточкой, ложечкой, плоской дощечкой и т. д.

Лучше проводить эти занятия на улице в песочнице в тёплую погоду. Однако, при наличии достаточного места и возможности соорудить большой, хорошо закодированный короб для песка, эти занятия можно проводить и в помещении (н-р, в дождливую погоду). Для игр с песком должны быть формочки, ведёрки и др. Для наполнения крупных ёмкостей можно использовать подручные средства- ковшик, кружечку, ложку, щепочку и т. д.

Приложение №3

Памятка для родите

Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет, и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)  - 1 балл

Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;

условно готов - 39-24 балла;

не готов - 23-16 баллов.

Памятка для родителей

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
· Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
· Установите четкие требования к  ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
· Будьте терпеливы.
· Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
· Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
· Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
· Если увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
· Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
· Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
· Каждый день читайте ребенку.
· Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето – прекрасная пора для открытий!
· Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте и …
· Поощряйте любопытство.
· Не скупитесь на похвалу.  
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ!!!

«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению».

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, предлагаем несколько рекомендаций.

  • Показывайте ребенку его новый статус (он стал большим).
  • Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
  • Не оставляйте его в детском саду на длительные сроки в первую неделю.
  • При выраженных невротических реакциях можно сделать перерыв, не посещать учреждение несколько дней.
  • Сообщите воспитателям о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов и т.д.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
  • Одевайте ребенка по сезону.
  • Поощряйте любопытство.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Каждый день читайте малышу.
  • Не отзывайтесь отрицательно об учреждении, его специалистах.
  • Обращайте внимание на видимые отклонения в поведении ребенка.
  • Не конфликтуйте дома, не наказывайте ребенка за капризы.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.

При возникновении трудностей и вопросов, обращайтесь к воспитателям и педагогу - психологу нашего дошкольного учреждения. 

 

Потешный фольклор

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.
Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.
Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

Фольклор в воспитании детей раннего возраста.

Слово  "фольклор" в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор это поэзия, созданная народом, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования. Принцип фольклора: Возрастить дитя в радости.

Хоршенький-хорошок, пригоженький-пригожок. дорогиночка-золотиночка.

Все родители знают, как не легко бывает объяснить малышу правила повседневного  поведения, которые для взрослого являются нормой, как трудно преодолеть детское упрямство, привить первые самые необходимые навыки. И тут на помощь приходят потешки, созданные нашими далекими предками, для потехи малых детушек. Они и сегодня помогают родителям научить малыша, говорить первые слова, делать первые шаги, умываться, расчесываться, кушать кашку, гулять, танцевать, одновременно раскрывая перед маленьким человеком красоту и мелодичность поэтического слова.

 Потешки, пестушки, прибаутки - развивают у детей активность, самостоятельность, чувство сопереживания персонажам. У ребенка возникает потребность речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками, дети с радостью включаются  в игровое взаимодействие по ходу текста,  например с удовольствием помогает котику мотать ниточки-: Котик ниточки мотает, на клубочек навивает. "Моталочка" способствует сцеплению правого и левого полушария.

 Как известно малыши отличаются неусидчивостью, неорганизованностью и чтобы привлечь их внимание, нам помогут сюрпризные моменты,( наглядность игрушки, картинки и т.д.) появление персонажа потешки привлечет непроизвольное внимание ребенка. Например, появление петушка с криком  "кукареку"-: Петушок, петушок золотой гребешок, чтож ты рано встаешь, голосисто поешь...

Очень важно при использовании пестушек, прибауток слуховое восприятие, голос взрослого должен звучать, то громко, то тихо ,то медленно, то быстро, иногда нараспев, растягивая гласные, пользоваться речитативом .Так же огромную роль играет тактильное соприкосновение ребенка с персонажем,( поглаживание кошечки или  "масляной головушки" петушка...), и со взрослым ( при использовании потешек со щекоткой или с массажем, они  в игровой форме помогают раскрыться, вызвать у детей ощущения защиты и доверительности).   Пальчиковая гимнастика (пример: Сорока-белобока) развивает мелкую моторику, активизирует кору головного мозга.  

Фольклор - эмоциональная сфера развития души ребенка.                                                                                                                              

Семейное чтение

Уважаемые родители!
Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Какие же книги читать?
- Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные.
- Истории про сказочных животных, про реальных животных.
- Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п.
- Про детей, попавших в сказочный мир.
- Про детей в реальной жизни.
- Книги познавательного характера, обязательно красочные.
- Любимые книги вашего детства.     

У дошкольников преобладает опосредованное чтение, поэтому текст должен быть:
- понятным по смыслу
- легко произносимым
- соответствовать возрасту читателя
- в книге не должно быть произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста
- сленговых выражений.

Небольшие стихи, песенки, считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если они рифмованные.
В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях.

Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных вам с детских лет.
Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др.
И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения  и помогут разобраться во всем многообразии современной детской литературы в детской библиотеке.

   

Семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.        

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ:

1.   Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2.   Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3.   Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4.  Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5.  Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6.  Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7.   Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8.  Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9.  Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10.   Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...