«Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации»
статья (младшая группа) по теме
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Империческое изучение трудно адаптируемых детей…………………………4
Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации………………………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………..6
Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков у детей, испытывающих трудности при адаптации………………………………7
Список использованной литературы…………………………………………….8
Введение
Актуальность. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Таким образом, период привыкания детей к ДОУ - неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Задачи: 1) методом наблюдения выявить двух детей, испытывающих трудности при адаптации к ДОУ
2) найти причины нарушения адаптации;
3) составить программу по решению проблем, препятствующих успешной адаптации данных детей.
Империческое изучение трудно адаптируемых детей
Методом наблюдения я выявила двух трудно адаптируемых детей.
Первого ребёнка зовут Даша Е., ей 3 года. Девочка часто болеет , но хронических заболеваний нет. У неё полная семья. При приходе в детский сад, её трудно увести в групповую комнату от матери , каждое утро расставание с мамой в детском саду проходит с криком и плачем. Постепенно Даши успокаивается, но целый день ни с кем, практически, не общается , ей трудно найти себе занятие , в основном она играет с лисёнком, принесённым из дома. Настроение у Даши подавленное, Девочка медленно засыпает, но спит хорошо. Аппетит у Даши неустойчивый. Так же на прогулке и в группе я заметила, что Даша сторонится сверстников, не идёт с ними на контакт, боится взрослых. При заполнении таблицы по определению группы, к которой принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение, я отнесла её к I-II группе. При заполнении анкеты родителями про состояние их ребёнка дома, Даша набрала 2,4 балла, то есть это показатель высокого уровня адаптации. Исходя из наблюдений и результата, отображённых в карте наблюдений( 1,5 балла), можно сделать вывод, что у Даши низкий уровень условной адаптивности .
Второго ребёнка зовут Вова В. 4 года. Часто болеющий мальчик с редким хроническим заболеванием из неполной семьи (воспитывает мать), третий ребёнок в семье(младший). В воспитании проявляется гиперопека. Часто дерётся, не слушает старших, впадает в истерики, в основном раздражителен и неуравновешен, но его можно отвлечь интересной для него деятельностью: собиранием мозаики, пазлов, лепкой , рисованием, конструктором. Засыпает медленно, но спит хорошо. Аппетит избирательный. Взаимодействие с другими детьми часто заканчивается дракой, самостоятельности в играх не проявляет, самостоятельно в контакт со взрослыми не вступает.
При заполнении анкеты родителями о состоянии ребёнка дома ,Вова набрал 2, 7 балла, то есть это показатель высокого уровня адаптации. При заполнении таблицы по определению группы, к которой принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение, я отнесла Вова ко II-III группе. Исходя из наблюдений можно сделать вывод, что у Вова средний уровень условной адаптивности.
Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации
В ходе наблюдения за Даша Е.( 3 года) и Вовой В.(4 года), я выявила , что основной причиной, препятствующей успешной адаптации данных детей является неумение взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в контакт и строить совместную деятельность.
Моя цель заключалась в том, чтобы помочь этим детям преодолеть трудности при общении и взаимодействии с другими ребятами.
Для решения этой цели мной была разработана программа, в которую входило включение данных детей в совместную деятельность с другими детьми , проведение игр на развитие навыков коммуникации. Была проведена беседа с родителями о том, как взаимодействуют их дети с другими вне детского сада. Так же родителям была предложена анкета, представляющая собой опросник, предназначенный для оценивания коммуникативных качеств личности у детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.
Список используемых мной совместных игр на развитие навыков взаимодействия , доброжелательности, коммуникации:
«Жизнь в лесу» (игра на развитие доброжелательности)
«Кто твой друг?»
«Неожиданные картинки»(на развитие навыков взаимодействия)
«Пирамида любви»
«Волшебный стул»
«День помощника»
«Вежливые слова»
«Клубочек»
«Пальцы-звери добрые, пальцы- звери злые» (на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы)
«Дотронься»
После проведения данных игр дети пытались их анализировать с помощью моих наводящих вопросов. Так же я пыталась включить данных детей в сюжетно-ролевые игры с другими (игра «у доктора», игра «семья»). Я заметила, что Вова любит такие виды деятельности, где нужно что-то собрать, разукрасить, слепить и предложила ему разделить свою деятельность с другими ребятами, сначала между ними возникали конфликты, но постепенно (с помощью воспитателя) их удалось преодолеть ,и Вова начал выполнять подобную деятельность совместно с другими ребятами и стараться доводить дело до конца.
Заключение
В итоге можно сделать вывод, что Вова стал менее раздражителен, хотя всё-таки иногда дрался с другими детьми, если не мог с ними договориться, но после беседы с ним , его удавалось привести к примирению, мальчик стал более активно включаться в деятельность, стал самостоятельно пробовать включаться в игры и общение с другими детьми и даже быть инициативным. Так же заметен прогресс в том, что Вова стал реже впадать в истерики. Но всё же работу с данным ребёнком по адаптации и взаимодействию с другими детьми следует продолжать.
У Даши прогресс менее заметен, возможно, потому что она отсутствовала из-за болезни, она всё так же подавлена, на контакт с детьми идёт только, если присутствует воспитатель, но самостоятельно в деятельность не включается. Её так же трудно увести по утрам в групповую комнату от матери. Она замкнута, мало общается. Но стала сама подходить к воспитателю с просьбами или чтобы поделиться своими впечатлениями: рассказать о новой игрушке или книжке, о том, как провела выходные. В основном Даша больше стала взаимодействовать со взрослыми. Я сделала вывод, что следует продолжать работу по адаптации этого ребёнка и стараться помогать ей преодолеть свой страх перед другими детьми и продолжать постепенно включать её в совместную деятельность.
Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков у детей, испытывающих трудности при адаптации
1)Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
2)Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
3)Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
4)Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
5)Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
6)Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
7)Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
8)Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
9) Поощряйте любопытство.
10) Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям какую-либо игровую ситуацию;(например: « Накормим домашних животных)
11)Для развития умения общаться без слов предложите им игры, с использованием мимики и жестов.
12)Для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
в статье представлен опыт работы по созданию "Дерева группы", система игр на сплочение коллектива, система работы по адаптации детей в группе....
«Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации»
СодержаниеВведение………………………………………………………………………….3Империческое изучение трудно адаптируемых детей…………………………4Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации…………...
«Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»
В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление...
Профилактические массажики с детьми в период адаптации
В период адаптации малышей к детскому саду все мы сталкиваемся с проблемой установления положительного эмоционального контакта, доверия к новому взрослому. Не всегда есть что-то под рукой и на по...
Мастер-класс "Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ"
quot;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"А.М. Горький...
Адаптация-это только начало «Форма работы с застенчивыми детьми в период адаптации»
- создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.- дать пре...
Презентация проекта: "Привыкаем вместе"( организация совместно-игрового взаимодействия с детьми и родителями в период адаптации)
Совместно-игровое взаимодействие с детьми и родителями в перид адаптации....