«Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации»
статья (младшая группа) по теме

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Империческое изучение трудно адаптируемых детей…………………………4

Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации………………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………..6

Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков у детей, испытывающих трудности при адаптации………………………………7

Список использованной литературы…………………………………………….8

 

Введение

Актуальность. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.  Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Таким образом, период привыкания детей к ДОУ - неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Задачи: 1) методом наблюдения выявить двух детей, испытывающих трудности при адаптации к ДОУ

2) найти причины нарушения адаптации;

3) составить программу по решению проблем, препятствующих успешной адаптации данных детей.

 

Империческое изучение трудно адаптируемых детей

Методом наблюдения я выявила двух трудно адаптируемых детей.

Первого ребёнка зовут Даша Е., ей 3 года. Девочка часто болеет , но хронических заболеваний нет. У неё полная семья.  При приходе в детский сад, её трудно увести в групповую комнату от матери , каждое утро расставание с мамой в детском саду проходит с криком и плачем. Постепенно Даши успокаивается, но целый день ни с кем, практически, не общается , ей трудно найти себе занятие , в основном она играет с лисёнком, принесённым из дома. Настроение у Даши подавленное, Девочка медленно засыпает, но спит хорошо. Аппетит у Даши неустойчивый. Так же на прогулке и в группе я заметила, что Даша сторонится сверстников, не идёт с ними на контакт, боится взрослых. При заполнении таблицы по определению группы, к которой  принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение, я отнесла её к I-II группе. При заполнении анкеты родителями про состояние их ребёнка дома, Даша набрала 2,4 балла, то есть это показатель высокого уровня адаптации. Исходя из наблюдений и результата, отображённых в карте наблюдений( 1,5 балла), можно сделать вывод, что у Даши низкий уровень условной адаптивности .

Второго ребёнка зовут Вова В.  4 года. Часто болеющий мальчик с редким хроническим заболеванием из неполной семьи (воспитывает мать), третий ребёнок в семье(младший). В воспитании проявляется гиперопека. Часто дерётся, не слушает старших, впадает в истерики, в основном раздражителен и неуравновешен, но его можно отвлечь интересной для него деятельностью: собиранием мозаики, пазлов, лепкой , рисованием, конструктором. Засыпает медленно, но спит хорошо. Аппетит  избирательный. Взаимодействие с другими детьми часто заканчивается дракой, самостоятельности в играх не проявляет, самостоятельно в контакт со взрослыми не вступает.

При заполнении анкеты родителями о состоянии ребёнка дома ,Вова набрал 2, 7 балла, то  есть это показатель высокого уровня адаптации. При заполнении таблицы по определению группы, к которой  принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение, я отнесла Вова ко II-III группе. Исходя из наблюдений  можно сделать вывод, что у Вова средний уровень условной адаптивности.

Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации

В ходе наблюдения за  Даша Е.( 3 года) и Вовой В.(4 года), я выявила , что основной причиной, препятствующей успешной адаптации данных детей является неумение взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в контакт и строить  совместную деятельность.

Моя цель заключалась в том, чтобы помочь этим детям преодолеть трудности при общении и взаимодействии с другими ребятами.

Для решения этой цели мной была разработана программа, в которую  входило включение данных детей в совместную деятельность с другими детьми , проведение игр на развитие навыков коммуникации. Была проведена беседа с родителями о том, как взаимодействуют их дети с другими вне детского сада. Так же родителям была предложена анкета, представляющая собой опросник, предназначенный для оценивания коммуникативных качеств личности у детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

Список используемых мной совместных игр на развитие навыков взаимодействия , доброжелательности, коммуникации:

«Жизнь в лесу» (игра на развитие доброжелательности)

«Кто твой друг?»

«Неожиданные картинки»(на развитие навыков взаимодействия)

«Пирамида любви»

«Волшебный стул»

«День помощника»

«Вежливые слова»

«Клубочек»

«Пальцы-звери добрые, пальцы- звери злые» (на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы)

«Дотронься»

После проведения данных игр дети пытались их анализировать с помощью моих наводящих вопросов. Так же я пыталась включить данных детей в сюжетно-ролевые игры с другими (игра «у доктора», игра «семья»). Я заметила, что Вова любит такие виды деятельности, где нужно что-то собрать, разукрасить, слепить и предложила ему разделить свою деятельность с другими ребятами, сначала между ними возникали конфликты, но постепенно (с  помощью воспитателя) их удалось преодолеть ,и Вова начал выполнять подобную деятельность совместно с другими ребятами и стараться доводить дело до конца.

 

Заключение

В итоге можно сделать вывод, что Вова стал менее раздражителен, хотя всё-таки иногда дрался с другими детьми, если не мог с ними договориться, но после беседы с ним , его удавалось привести к примирению, мальчик стал более активно включаться в деятельность, стал самостоятельно пробовать включаться в игры и общение с другими детьми и даже быть инициативным. Так же заметен прогресс в том, что Вова стал реже впадать в истерики. Но всё же работу с данным ребёнком по адаптации и взаимодействию с другими детьми следует продолжать.

У Даши прогресс менее заметен, возможно, потому что она отсутствовала из-за болезни, она всё так же подавлена, на контакт с детьми идёт только, если присутствует воспитатель, но самостоятельно в деятельность не включается. Её так же трудно увести по утрам в групповую комнату от матери. Она замкнута, мало общается. Но стала сама подходить к воспитателю с просьбами или чтобы поделиться своими впечатлениями: рассказать о новой игрушке или книжке, о том, как провела выходные. В основном Даша больше стала взаимодействовать со взрослыми. Я сделала вывод, что следует продолжать работу по адаптации этого ребёнка и стараться помогать ей преодолеть свой страх перед другими детьми и продолжать постепенно включать её в совместную деятельность.

Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков у детей, испытывающих трудности при адаптации

 

1)Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

2)Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

3)Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

4)Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

5)Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

6)Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»

7)Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

8)Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …

9) Поощряйте любопытство.

10) Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям какую-либо игровую ситуацию;(например: « Накормим домашних животных)

11)Для развития умения общаться без слов предложите им игры, с использованием мимики и жестов.

12)Для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду

в статье представлен опыт работы по созданию "Дерева группы",  система игр на сплочение коллектива, система работы по адаптации детей в группе....

«Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации»

СодержаниеВведение………………………………………………………………………….3Империческое изучение трудно адаптируемых детей…………………………4Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации…………...

«Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление...

Профилактические массажики с детьми в период адаптации

В период адаптации малышей к детскому саду все мы сталкиваемся с проблемой установления положительного эмоционального контакта, доверия к новому взрослому. Не всегда есть что-то под рукой и на по...

Мастер-класс "Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ"

quot;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"А.М. Горький...

Адаптация-это только начало «Форма работы с застенчивыми детьми в период адаптации»

- создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.- дать пре...