Наказывая, подумай зачем
консультация на тему
Правила, которых взрослые должны придерживаться, наказывая ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_10.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Наказывая, подумай зачем
Не забудем же слова, давно сказанные:
«Все есть яд, и все есть лекарство
Тем или другим делает только доза»
В. Леви «О любви»
Цель: Предоставление возможности расширить знания о правилах и приемах воспитания, без наказаний и запретов детей дошкольного возраста.
У ребёнка представления о мире ещё не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – помочь малышу ориентироваться в ещё не понятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно делать, что допустимо и даже необходимо для малыша. Чтобы научить этому детей, помощникам воспитателя самим нужно отлично в этом разбираться. Поэтому предлагаем выполнить тест «Можно и нельзя»
Тест «Можно и нельзя»
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
№______группы
Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации.
Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях?
Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.
Ситуация | Наказание невозможно | Наказание возможно |
Ребёнок болеет | ||
Перед сном | ||
Сразу после сна | ||
Во время еды | ||
Во время занятий | ||
Во время игры | ||
Непосредственно после душевной или физической травмы | ||
Ребёнок искренне старается что–то сделать, но у него не получается | ||
Воспитатель находится в плохом настроении |
После выполнения теста проводится его обсуждение:
- Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?
После обсуждения помощникам воспитателя предлагается отрезать ножницами колонку теста «Наказание возможно». Оставшаяся часть может использоваться в качестве «памятки».
Так что же такое дисциплина? Дисциплина – это система определённых запретов, необходимая ребёнку для защищённости. За «нельзя» взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной. Ребёнок ещё мал и много не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить безопасность дошкольника. Ребенок понимает, что это – забота о нём.
Что происходит, если нельзя всё?
Упражнение «Недетские запреты»
Все участники делятся на пары. Один из двух садиться на стул (ребенок), а второй участник (взрослый).
Психолог: что мы обычно запрещаем делать детям. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги, не трогай, не смотри по сторонам, не вертись. Сидящему предлагается встать. Т.К. он не может встать, то его нужно развязать. При этом говорим не кричи – говори спокойно, не бегай …
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
- Что вы чувствовали когда ограничивали вашу свободу?
- Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
- Какие чувства когда вам предложили встать?
- Что хотелось развязать в первую очередь?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
- Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
- Что вам хотелось сделать?
- Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
Со временем ребёнок узнаёт, что тот или иной запрет был неверным. Дошкольник начинает думать, что взрослый не справедлив к нему. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно сопротивляется, а иногда специально делает всё на зло.
Если существуют запреты, то возникает вопрос о наказаниях. Проанализируем основные формы воздействия на детей: «Ругать» - это повышение голоса, крик, бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность. Любой крик - это стресс для нервной системы ребенка. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета, а слышит, что его не любят. Ответная реакция – страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку, он просто к нему привыкает. Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности.
Запреты очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, твердым, уверенным голосом. Шлепки вселяют в ребенка страх. Боясь наказания, ребенок может начать лгать и обманывать взрослых, а если факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают. Надо помнить, что основная цель наказания - научить ребенка правильно поступать под действием внутреннего контроля.
Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводиться из группы сверстников или из игры на определенный период времени. Должно быть специальное место – «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Желательно оговаривать заранее время изоляции (пока пересыплется песок в часах). Пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность справиться со своими эмоциями. Есть занятия любимые всеми детьми и отказ ребенку станет сильным переживанием для него. Конечно же, это наказание довольно ощутимое, но не обидное и не оскорбительное.
Лишение приятного - наиболее приемлемый способ регулирования поведения ребенка. Наказывать лучше, лишая ребенка хорошего, чем делая ему плохое.
Итак, как наказывать ребёнка, не унижая его?
Рекомендации
- Всегда соблюдайте чёткую позицию: «Я взрослый».
- Учитывайте соответствие, равноценность поступка наказанию.
- Общайтесь с ребёнком «глаза в глаза», на уровне роста ребёнка, уверенным голосом.
- В особых ситуациях необходимо брать ребёнка за плечо, руку, останавливая его действия.
Наказание лучше действует, когда:
- Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время.
- После проступка всегда следует наказание.
- Наказание сопровождается объяснением того, почему ребёнка наказали и что должен делать ребёнок, чтобы его не наказывали в будущем.
- Важно, чтобы у ребенка были добрые, тёплые отношения с человеком, применяющим наказания.
- Очень важно помочь ребёнку исправить ситуацию. Спросить его: «Давай подумаем: как это исправить?»
Правила поведение взрослого при воспитании детей
1. Нельзя унижать ребенка.
Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек.
2. Никогда не нужно угрожать.
Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему
взрослого. От угроз ребенок не перестает вести себя кое-как, а если и
перестает, то только в присутствии этого взрослого, но потом
обязательно «отрывается».
3. Не следует вымогать обещания.
Обещание, как и угроза, относится к будущему – когда оно еще
наступит. А ребенок живет настоящим.
- Неразумно требовать немедленного повиновения.
Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и
принять ваши наставления. Даже в безоговорочных обязанностях
должна оставаться иллюзия самостоятельности.
- Не нужно допекать, опекая.
Иначе ребенок никогда не почувствует, что может сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что не напрягаться – и так все для тебя сделают.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки, внимания и заботы. Взрослые порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет взрослых быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви к детям.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя самого трудного, по вашему мнению, ребенка в группе. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все лучшие качества этого ребенка.
Затем участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали
Психолог: Предлагаю вам взять это «Солнышко» домой, в группу. Пусть теплые лучики его согревают сегодня детей вашей группы – подарите им тепло, ласку и внимание.
И в завершение нашей встречи предлагаем вам просмотр притчи «Интервью с богом»
Литература
1. Белкин А.С. Проступки можно придупредить/А.С. Белкин. – М.: Просвещение,
2008. – 197с.
2. Гордин, Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей/ Л.Ю. Гордин. – М.:
Педагогика, 1991. – 195с.
3. Статья их журнала «Старшей воспитатель» Каралашвили Е.А. Наказывая,
подумай зачем!/Е.А. Каралашвили – М.: ЗАО
«МЦФЭР», 2007. - № 1. – с.23 – 28.
4. Кетрин Кволс. Радость воспитания /Кволс Кетрин. – Санкт – Петербург: Весь,
2005. – 268с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наказывая, подумай "Зачем?"
Семь правил для всех. При дефиците любви становится наказанием сами жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь....
Наказывая подумай "Зачем?"
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь....
Наказывая, подумай зачем?
7 правил помогут родителям как поступить в той или иной ситуации наказания....
"Наказывая, подумай "Зачем?"
Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Ознакомление педагогов с разными точками зрения психологов на проблему наказания ребёнка-дошкольника с целью ...
Консультация для родителей "Наказывая, подумай: зачем?"
Консультация для родителей...
Папка - передвижка "Наказывая, подумай: "Зачем?". Семь правил для всех.
Данная папка - передвижка знакомит с основными семью правилами для родителей при наказании детей...
Тематический тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем»
Тематический тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем»...