Статья "Поиграем в сказку"
статья (подготовительная группа) по теме
Статья знакомит читателя со значением сказки в воспитании и развитии ребенка. Приведены примеры использования сказки в разнообразных игровых приемах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поиграем в сказку»
Слушая сказку, малыш получает не только удовольствие от интересного сюжета, но погружаясь в волшебный мир, он узнает много полезного, учится быть смелым, внимательным к тому, что его окружает. Ребенок начинает различать добро и зло, творчески подходить к сложным ситуациям, также развиваются его речь, воображение, логика.
Сказочное воздействие на ребенка усилится, если мы, взрослые, применим несколько секретов, благодаря которым сказка превратится в увлекательную игру. А, как известно, такие занятия улучшают память и внимание ребенка, увеличивают словарный запас. Малыши учатся сотрудничеству, развиваются их способности и интерес к творчеству.
Рассмотрим несколько из этих игр:
- ТЫ - ГЕРОЙ.
Попросите ребенка рассказать хорошо известную ему сказку от лица любого персонажа. Это вовсе не простая задача; ему нужно не только отойти от привычного звучания сказки, но и преодолеть границы собственного «Я», вставая на позицию другого, понимая его чувства. Нужно помочь ребенку вопросами, описанием ситуации: «Ты - Буратино. Какой ты? Что ты чувствуешь? Что тебя окружает? Что тебя радует? Что огорчает? Что ты увидел, услышал? Что происходит сейчас?».
Можно выбрать персонаж и для себя. Рассказывая сказку от его лица, пусть вашей фантазии не будет границ: право слова могут иметь и отрицательные герои, и окружающая природа и явления.
Очень полезно ввести в игру смешную или неожиданную ситуацию. Пусть ваши персонажи, вступая в диалог, обсуждают сказочные ситуации и делятся своими чувствами. Придумайте вместе с ребенком продолжение сказочных приключений, проиллюстрируйте их. А приключения самых любимых героев могут продолжаться и в повседневной жизни – в виде ролевых игр.
- СКАЗКИ «НАИЗНАНКУ».
Такой прием развития воображения и творческого взгляда на окружающий мир предложил Джанни Родари. Часто в результате получаются не только пародии на уже известные сказки, но и совершенно новые, самостоятельные произведения. Суть приема заключается в полном или частичном искажении одного или нескольких элементов сказки. Так получаются комические сюжеты про бездельницу Золушку, терроризирующую свою милую покладистую мачеху и отбившую у скромных сестер всех женихов.
Вот варианты использования этого метода:
«Опиши героя»: вначале ребенок учится определять качества персонажей сказки (не только словами «хороший – плохой»). Элли – главная героиня сказки «Волшебник изумрудного города» - какая она? Смелая, добрая, вежливая, самоотверженная, готовая помочь, упорная… Читая сказку, обсуждайте героев, качества их характера, слова подтверждайте примерами из сюжета. Помогайте малышу: «Как можно назвать человека, поступившего таким образом?» (Перечисляя качества героя, расширяйте словарный запас ребенка, отходите от принятых определений). Предложите соревнование: кто больше назовет качеств, свойств характера.
«Скажи наоборот»: ребенок учится находить антонимы – слова, противоположные по значению. Игра с определениями «высокий – низкий», «громкий – тихий», «быстрый – медленный» и т.п. закрепляет слова-антонимы в словарном запасе ребенка. Переходим к называнию более сложных определений – человеческих чувств, свойств характера. В сказках мы можем найти героев с ярко выраженными проявлениями какого-то качества. Можно нарисовать эти качества, цветом и характером линий передавая противоположность таких черт, как вежливость и грубость, доброта и злоба, смелость и трусость.
«Антигерой»: определив качества героев и наделив его противоположными чертами характера, вы создадите новый персонаж. Как он будет реагировать теперь на прежние сказочные ситуации? Как воспримут его другие герои? В какие новые приключения отправится герой? Попробуйте написать вместе с ребенком эту новую сказку.
Игр со сказками существует много. Их с успехом используют специалисты. Но если такое полезное развлечение заинтересует вас и ваших детей, вы сможете найти описание игр у Джанни Родари, Проппа, Зинкевич-Евстигнеевой и других «сказковедов». Но может быть вам самим понравится придумывать подобные игры. Ведь сказки можно изображать в самодельном кукольном театре, загадывать в пантомиме или рисунках, сочинять свои сказки, рисовать, лепить и т.п. И это будет, наверное, наиболее интересное обучение для малыша. А радость общения с ребенком и совместное творчество являются одним из лучших развивающих средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...