Статья "Поиграем в сказку"
статья (подготовительная группа) по теме

Соляник Елена Павловна

Статья знакомит читателя со значением сказки в воспитании и развитии ребенка. Приведены примеры использования сказки в разнообразных игровых приемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Поиграем в сказку»

         Слушая сказку, малыш получает не только удовольствие от интересного сюжета, но погружаясь в волшебный мир, он узнает много полезного, учится быть смелым, внимательным к тому, что его окружает. Ребенок начинает различать добро и зло, творчески подходить к сложным ситуациям, также развиваются его речь, воображение, логика.

        Сказочное воздействие на ребенка усилится, если мы, взрослые, применим несколько секретов, благодаря которым сказка превратится в увлекательную игру. А, как известно, такие занятия улучшают память и внимание ребенка, увеличивают словарный запас. Малыши учатся сотрудничеству, развиваются их способности и интерес к творчеству.

       Рассмотрим несколько из этих игр:

  1. ТЫ - ГЕРОЙ.

     Попросите ребенка рассказать хорошо известную ему сказку от лица любого персонажа. Это вовсе не  простая задача; ему нужно не только отойти от привычного звучания сказки, но и преодолеть границы собственного «Я», вставая на позицию другого, понимая его чувства. Нужно помочь ребенку вопросами, описанием ситуации: «Ты - Буратино. Какой ты? Что ты чувствуешь? Что тебя окружает? Что тебя радует? Что огорчает? Что ты увидел, услышал? Что происходит сейчас?».

     Можно выбрать персонаж и для себя. Рассказывая сказку от его лица, пусть вашей фантазии не будет границ: право слова могут иметь и отрицательные герои, и окружающая природа и явления.

     Очень полезно ввести в игру смешную  или неожиданную ситуацию. Пусть ваши персонажи, вступая в диалог, обсуждают сказочные ситуации и делятся своими чувствами.  Придумайте  вместе с ребенком продолжение сказочных приключений, проиллюстрируйте их. А приключения самых любимых героев могут продолжаться и в повседневной жизни – в виде ролевых игр.

  1. СКАЗКИ «НАИЗНАНКУ».

     Такой прием развития воображения и творческого взгляда на окружающий мир предложил Джанни Родари. Часто в результате получаются не только пародии на уже известные сказки, но и совершенно новые, самостоятельные произведения. Суть приема заключается в полном или частичном искажении одного или нескольких элементов сказки. Так получаются комические сюжеты про бездельницу Золушку, терроризирующую свою милую покладистую мачеху и отбившую у скромных сестер всех женихов.

    Вот варианты использования этого метода:

«Опиши героя»: вначале ребенок учится определять качества персонажей сказки (не только словами «хороший – плохой»). Элли – главная героиня  сказки  «Волшебник изумрудного города» - какая она? Смелая, добрая, вежливая, самоотверженная, готовая помочь, упорная…  Читая сказку, обсуждайте героев, качества их характера, слова подтверждайте примерами из сюжета. Помогайте малышу: «Как можно назвать человека, поступившего таким образом?» (Перечисляя качества героя, расширяйте словарный запас ребенка, отходите от принятых определений). Предложите соревнование: кто больше назовет качеств, свойств характера.

«Скажи наоборот»: ребенок учится находить антонимы – слова, противоположные по значению. Игра с определениями «высокий – низкий»,  «громкий – тихий»,  «быстрый – медленный» и т.п. закрепляет слова-антонимы в словарном запасе ребенка. Переходим к называнию более сложных определений – человеческих чувств, свойств характера. В сказках мы можем найти героев с ярко выраженными проявлениями какого-то качества. Можно нарисовать эти качества, цветом и характером линий передавая противоположность таких черт, как вежливость и грубость, доброта  и злоба, смелость и трусость.

«Антигерой»: определив качества героев и наделив его противоположными чертами характера, вы создадите новый персонаж. Как он будет реагировать теперь на прежние сказочные ситуации? Как воспримут его другие герои? В какие новые приключения отправится герой? Попробуйте написать вместе с ребенком эту новую сказку.

      Игр со сказками существует много. Их с успехом используют специалисты. Но если такое полезное развлечение заинтересует вас и ваших детей, вы сможете найти описание игр у Джанни Родари, Проппа, Зинкевич-Евстигнеевой и других «сказковедов». Но может быть вам самим понравится придумывать подобные игры. Ведь сказки можно изображать в самодельном кукольном театре, загадывать в пантомиме или рисунках, сочинять свои сказки, рисовать, лепить и т.п. И это будет, наверное, наиболее интересное обучение для малыша. А радость общения с ребенком  и совместное творчество являются одним из лучших развивающих средств.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...