Адаптация ребенка к детскому саду
консультация по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ« Центр развития ребенка - детский сад №134»Жемчужинка»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Правила поведения взрослого
при воспитании детей
Нельзя унижать ребенка
Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете.
В результате может вырасти глубоко несчастный человек
Никогда не нужно угрожать
Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого.
От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".
Не следует вымогать обещания
Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.
Неразумно требовать немедленного повиновения
Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.
Не нужно допекать, опекая
Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку
и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться -
и так все для тебя сделают.
Нельзя слепо потакать ребенку
Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.
Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.
Ребенок не в состоянии понять взрослые "иногда", "может быть", "отчасти" и "только по праздникам". Можно ли научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал "стоп" а в среду и субботу - "можно перейти
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). *
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
- Возраст.
- Состояние здоровья.
- Уровень развития.
- Умение общаться с взрослыми и сверстниками.
- Сформированность предметной и игровой деятельности.
- Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1.Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
3.Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Как родители могут помочь своему ребенку
в период адаптации к ДОУ
1.По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают прежде всего сами родители.
Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними, например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото.
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима
Что делать, если...
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
- Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
- С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6.Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7.Не перегружайте ребенка новой информацией.
8.Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
- После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
- Устройте семейный праздник вечером.
- Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10.Будьте терпеливы.
Что делать, если ребенок не хочет идти спать
- Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
- Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
- Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
- Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
- Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
- Спойте ребенку песенку.
- Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.
Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки
- Твердо решите для себя, необходимо ли это.
- Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
- Убирайте игрушки вместе.
- Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
- Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
- Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
- Учитывайте возраст и возможности ребенка
Анкета для родителей
(определение готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение)
1. Преобладающее настроение Вашего ребенка:
- бодрое или подавленное;
- уравновешенное или раздраженное;
- неустойчивое.
2. Характер засыпания:
- быстрый, в течение 10 минут;
- медленный;
- очень медленный.
Если Ваш ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, отметьте это, например: без соски, укачивания, колыбельной.
3. Характер и длительность сна:
- спокойный;
- неспокойный;
- длительность соответствует возрасту;
- длительность не соответствует возрасту.
4. Аппетит ребенка:
- хороший;
- избирательный;
- неустойчивый;
- плохой.
5. Отношение ребенка к высаживанию на горшок:
- положительное;
- отрицательное.
6. Навыки опрятности:
- просится на горшок;
- не прочится на горшок, но бывает сухой;
- не просится, ходит мокрый.
7. Нежелательные привычки:
- сосет палец или пустышку;
- раскачивается, когда сидит или стоит;
- другое (укажите, что именно).
Если у Вашего ребенка есть особенности поведения, о которых стоит знать воспитателю, напишите об этом.
Несколько советов
- Любите и уважайте маленького человека так же, как и взрослого.
- Воспитывайте в себе чувство удовольствия от работы с детьми, потому что это чувство приходит не сразу.
- Пополняйте свой "багаж знаний" интересными историями, сказками, занятными фактами из жизни животного мира, природы и т. п.
- Работайте всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под "настроением" нужно понимать настрой на работу.
- Всегда имейте в запасе игру, занятие, сказку на тот случай, если вдруг придется изменить ход начатого занятия или понадобится провести его вне плана. Готовьтесь к занятию с "запасом". Лучше пусть останется неиспользованный материал, чем его не хватит.
- Будьте с детьми искренними, они это почувствуют и оценят. Старайтесь соблюдать "кодекс" справедливости. У маленьких детей обостренное чувство несправедливости.
- Учите наизусть детские стихи, особенно веселые. Очень часто возникают ситуации, в которых просто необходимо процитировать какое-либо стихотворение.
- Можно завести себе "помощника" в виде игрушки, персонажа, предмета, с которым вы будете советоваться, как поступить.
Несколько запретов
- НЕ унижайте детей обидными прозвищами и сравнениями
- НЕ повышайте голоса, даже в крайних случаях. Если это
произошло, нужно объяснить, почему вы это сделали, и выразить сожаление, что вам пришлось так поступить
- Наказывая ребенка, умейте вовремя простить и создать такую ситуацию, когда он будет готов искренне попросить прощения
- Наказывая одного ребенка, не поощряйте радости других детей по поводу наказания
- НЕ позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед, даже если они говорят правду. Старайтесь добиться того, чтобы виновный сам признал свою вину, желательно, как ошибку, а не думал, что он "плохой", "невоспитанный" или делает все "назло"
- Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим
- НЕ проводите игру или занятие, если вы в них не разобрались или недостаточно готовы, чтобы провести на должном уровне
- НЕ прерывайте детскую инициативу словами: "Скажешь,
когда тебя попросят", или "Начнешь делать, когда тебе разрешат", иначе они перестанут что-либо делать без вашего руководства
- НЕ раздражайтесь и не демонстрируйте своего раздражения. Если это произошло, старайтесь показать, что это вас очень расстроило
- НЕ скрывайте от детей своего плохого самочувствия или
расстройства при неудаче, не лишайте их возможности г проявить сочувствие и сострадание, но знайте меру и всегда благодарите за проявленные чувства
Принципы отношений родителей с детьми
Я не всезнайка.
Поэтому я и не буду пытаться быть им.
Я хочу, чтобы меня любили.
Поэтому я буду, открыт любящим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.
Поэтому я позволяю детям учить меня.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.
Поэтому я объединю свои усилия с усилиями
ребенка
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.
Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я — единственный, кто может прожить мою жизнь.
Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы
управлять жизнью ребенка.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.
Поэтому я буду признавать и подтверждать
чувство самости у ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли.
Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Я чувствую страх, когда я беззащитен.
Поэтому я буду прикасаться к внутреннему
миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...