Консультации для родителей и воспитателей в группу
консультация по теме

Пирязева Наталья Константиновна

Как и когда нужно начинать знакомить ребёнка с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_sreda.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon nachinayte_s_kolybeli_dlya_rodit.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка воспитателя

Музыкальная среда как средство развития

креативности ребенка

Среда ДОУ как   место музыкальной деятельности

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ

Создается на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и т.п. Предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечивающих разнообразную музыкальную деятельность ребенка. Все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к среде - ее проблемность и развивающий характер: она через свое содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие его креативности.

Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды (музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т.д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-видео - и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребенок конструирует свой музыкальный мир.

Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и ее компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребенка, которые выступают в качестве партнеров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.

Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребенок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить музыку - ею можно только увлечь.

Среда нерегламентированной 

музыкально-творческой деятельности ДОУ

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она имеет - должна иметь - потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

Информационный фактор  обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на не регламентированную деятельность у воспитателя больше.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей - он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, выказывает свое отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разно-

образными музыкальными произведениями доступными им по стилю и оформлению способами подачи.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий.

•  Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

•  Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор и т.п.).

•  Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребенка.

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализаторами данного процесса.

Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей - такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.

Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Социум как среда

музыкального просвещения ребенка

Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателями, с одной стороны, и родителями - с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.

Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные педагогические функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства ее достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.



Предварительный просмотр:

Родительская копилка

Создание условий для музыкального воспитания в семье.

Чем раньше, тем лучше

Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?» И тогда мы приводим афористично-емкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше — за девять месяцев до рождения его матери».

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Просим извинить, если подобным ответом несколько нарушили ваше душевное спокойствие. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет растет здоровеньким — и, слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От нуля до четырех.

Известный сторонник раннего активного развития детей из Японии, Масаре Ибука. отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трех уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками и в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки ученых (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Их не смогли научить не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.

Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом Масаре Ибука или его современного российского последователя Павла Тюленева, утверждающих, что «после трех поздно». Думаем, что всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе высокого уровня. Кстати, вопрос о соотношении генетической предрасположенности и окружающей среды трактуется по-разному и до сих пор остается открытым.

И все-таки, многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребенка необычайно важен, что у детей до трех-четырех лет огромный жизненный потенциал.  Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека. Дети до четырех лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведенном в Японии, в центре раннего развития, который он возглавляет. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

Что получается? То, чему дети, более старшие, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырех языках — русском, английском, французском и идиш. Хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски и, что особенно удивительно, другая бабушка — по-испански. Удивительно потому, что эта вторая, испаноговорящая бабушка, приходила к внучке только два раза в неделю, на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

Первый год

Итак, у вас в семье большая радость. Одно из самых радостных событий жизни — родился ребенок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений, в том числе музыкальных, и Харибдой полного невмешательства? Об этом мы и поговорим дальше.

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами предмет, звуки издающий, а с 7-8-ми месяцев пытается имитировать то, что слышит— гулит, бормочет, иногда даже напевает. Ребенок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, еще не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности оградить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Слыша громкие, резкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что еще хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребенок становится нервным, возбудимым, плохо ест и спит.

Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг ребенка звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки, в том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери.

С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин о няне, Арине Родионовне) у многих  из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, всё больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу — «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребенок пытается имитировать, повторять интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.

— Вставай, маленький, любимый Сашенька, — напевали они утром на разные мотивы. — Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д., и т.п.

Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трем распевал многие детские песенки: «Елочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем...» и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребенка, в нашей практике довольно много.

Иногда папа или мама спрашивает: «А как быть, если у меня нет слуха и я пою фальшиво?» У специалистов на этот счет нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребенку нежелательно, так как музыкальный слух ребенка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся еще раз, личный пример. Остается добавить, что представление, будто, если у родителей нет слуха, то и у ребенка не будет, не имеет под собой никаких оснований.

В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В.М.Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Но как определить, подходит ли данная музыка вашему ребенку? Бехтерев предложил способ простой и надежный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Однако опыт семей, которые мы наблюдали, показал, что совет Бехтерева срабатывает не всегда. Встречаются малыши, которые на музыку реагируют достаточно неопределенно, поэтому нельзя сделать какой-то однозначный вывод. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, чем предлагает В. М. Бехтерев, но приемлемых для всех малышей. Музыка, которую вы предлагаете самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена и давать слушать только простую, элементарную музыку, написанную специально для них. Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, четкую форму— как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже «Преступление и наказание» Достоевского.

Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, веселую музыку улыбается, радуется. Веселая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: это возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, еще не умеющему сидеть ребенку, если возьмете его за кисти рук и под веселую музыку (желательно в ее ритме) будете их сгибать и разгибать. Услышав ритмичную, танцевальную музыку, кроха начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательно, но и создает важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.

С большим интересом ребенок до года слушает музыку, под которую ритмично двигаются взрослые с платочком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поет, а по окончании музыки — улетает. Для забав с ребёнком можно использовать театральных кукол. Так музыка постепенно входит в жизнь ребенка: он уже затихает и выжидательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители.

Интересен пример раннего слушания музыки, описанный в педагогической литературе — семья Алферовых. И папа, и мама любили музыку, но не имели музыкального образования. Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случайным) начиная с первого месяца. Мальчику нравилось слушать: он поворачивал головку, улыбался. Уже с четырех месяцев у малыша проявляется избирательная способность слышать музыку, появились свои любимые произведения — скрипичные концерты Баха и Вивальди. Причем любопытно, что Грише нравятся не все концерты Вивальди, а только некоторые. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании звучания музыки по плачу младенца.

Опыт семьи Алферовых исключительно успешен. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушает песни, пытается напевать. В год он чисто поет несколько простых детских песенок. К четырем годам песеннный репертуар Гриши значителен: это как детские, так и взрослые песни. Ребенок любит слушать и классическую музыку. Среди его любимых композиторов Бах. Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Мы не считаем Гришу вундеркиндом, потому что знаем немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкрепленное заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Итак, мы определились, какую музыку давать слушать малышу, и всё ближе подбираемся к вопросу: как организовать слушание музыки?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения, в значительной мере, теряют смысл. Вот несколько основных правил.

—  Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестает восприниматься как удовольствие и радость, но перестает восприниматься вообще.

—  Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребенку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза вдень. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а иногда и раньше, ребенок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту и его реакция (нравится музыка или не нравится) станет более определенной.

И, конечно же, как и всегда, в общении с ребенком используем игры.

Игра первая. У двух-трехмесячного ребенка игра развивает связь между звуком и его источником. Вы звените в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка. Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы. Так повторяется снова и снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звените— малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете 20-30 секунд. Потом накрываете его чем-нибудь (куском материи, марлей и т.п.) и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?». Ребенок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползет к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждет, пока вы снова включите музыку. После такого подвижного момента малыш слушает музыку с новым интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...

Консультация для родителей и воспитателей коррекционных групп

Методика коррекции речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта....

Консультация для родителей и воспитателей. Тема: Развитие пространственных представлений через игры у детей подготовительной группы

         В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх...

Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...

Консультация для родителей и воспитателей Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста....