Эмоциональное развитие детей через театральную деятельность
методическая разработка (средняя группа) по теме

смирнова наталья сергеевна

Творческий педагогический опыт в развитии эмоциональной сферы у дошкольников при театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эмоциональное развитие детей33 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)


Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии


Название работы: Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность


Автор: Смирнова Наталья Сергеевна                    МДОУ №39 «Кораблик» г.Усть-Кут

Усть-Кут

2014г.

Актуальность

   Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса   его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

  Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение  многих  часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

   Улыбка  ребенка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует  на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность.  Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для  организации совместной деятельности детей.  

   Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных  навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир  умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы:   внимание,    память,    восприятие, воображение,   стимулируются   мыслительные операции;

- происходит   развитие   различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

- активизируются  и  совершенствуются  словарный  запас,   грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуются моторика,  координация,    плавность,    переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма,   ответственности   друг   за   друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет   детям   радость,   вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели и задачи  театрализованной деятельности

   Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. 

   Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:

- приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;

- вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей   согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие   предложения   и   фразы   от  лица  какого-нибудь персонажа;

- развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно  держаться при выступлении на сцене;

- способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и     интересы  естественно  вплетались  в  содержание театрализованной деятельности;

- сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать     детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;

- побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстетической деятельности.  

Для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимо выполнение определенных условий.

Во-первых, театрально-творческой деятельность требует тщательного  планирования, что обеспечивает координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.  При    

этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.

Во-вторых, продуманная организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.

В-третьих, занятия по театрально-творческой деятельности должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

В-четвертых, театрализованная  деятельность   должна быть представлена достаточно широко и включать в себя разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

В-пятых, нельзя забывать о том, что предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

«Эмоциональное развитие детей через театральную деятельность»

Опыт работы

     Дети среднего возраста, обычно еще скованно ведут себя в детском саду. Они неуверенны в себе  , стеснительны.  Раскрыться им, стать более эмоциональными и уверенными позволяет театральная деятельность  - деятельность, по сути своей синтетическая, которая  естественным  образом  объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности.  Именно здесь открывается  большая  возможность  у воспитателя реализовать любое содержание.         Но для этого  нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство  

«архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

- вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;

- горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;

- третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей, в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

 Чем сложнее организация работы, тем более тщательного и продуманного планирования она требует.

 

При планировании театральной деятельности требуются  наблюдения за детьми, их восприятие окружающего мира, их    общение друг с другом .  И здесь сразу становится видно:

- не перегружены ли дети (не часто ли проводятся праздники);

- как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному);

- как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми;

- как активизировать родителей и т. д.

       И все же самая объективная оценка в динамике  развития- это сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего    периода. Прослеживая данную ситуацию,  можно  сделать вывод, что даже самый стеснительный ребенок, при правильном  индивидуальном подходе к нему,  начинает проявлять самостоятельность и развиваться в творческом направлении,  показывая хорошие коммуникативные навыки в общении.

 Можно выделить  несколько этапов характеристики детей:

  • эмоциональные дети (легко вступают в контакт со взрослыми, умеют импровизировать);
  • нераскрытые творческие способности у детей( стремятся к общению, затрудняются в импровизации каких-то игр, но легко справляются с другими);
  • скованные  и стеснительные дети( малообщительные, не могут выразить свои эмоции и чувства, не хотят  участвовать  в спектаклях).

Для  развития более глубокого  эмоционального общения требуется индивидуальный и подгрупповой подход:

  1. в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  2. в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  3. как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и   ознакомлению с окружающим миром.

      Во всех формах театрализованной деятельности  должны участвовать  небольшие подгруппы детей, что позволяет   осуществлять индивидуальный   подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы надо  формировать   по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В средней группе  главная  задача : развитие эмоциональности у детей.

Для этого  можно  использовать :

  • Различные игры для снятия мышечного напряжения:

1.Русские народные игры: «Пень-колода», «Волна», «Капуста».

           2.Психологические игры: « Поздоровайся по-разному», «Найди себе  дружка», « Постройся по цвету».

  • Игры превращения:
  1. « Деревянные и тряпичные куклы»
  2. «Цветочек»
  3. «Маятник»
  4. « Паровозики»
  • Игры для развития интонационной выразительности:
  1. Прочитать стих с различной интонацией (удивительно, насмешливо, недоумевая)

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток.

                                                     Л. Фурмина.

            2. « Попроси игрушку» (вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.)

            3. «Исполни сценку» : из сказки «три медведя», чтоб дети догадались, кто из медведей говорит.    

  • Игры для развития воображения:  
  1. « Вы художники»( рисуем руками, руки- это кисти, слушаем «нарисованную» природу; вдыхаем запах, «нарисованного»поля)
  2. « Прогулка во фруктовом саду» (ходим под музыку, пытаемся достать яблоки, отдыхаем)
  3. « Придумай историю»  (дети продолжают истории, которые начал рассказывать воспитатель. Например: «По небу плыла огромная туча……)
  4. « Разговор предметов»  ( о чем может думать карандаш, стол, стул, ведро ит.д.)
  • Игры на развитие пластической выразительности:
  1. «Пройди по камешкам через ручей»

  1. «Поймай бабочку или муху»

           3.«Как гуляют три медведя»                                                                                               4.« Подкрадись к спящему зверю»

  • Игры-драматизации:

1. «Самолет»

2. « Умываемся»

3. «Мишка»

4. « Кошки-мышки»

Игры пластические:

1.Ритмическая гимнастика: «Шла коза по лесу…», « Я на скрипочке играю….», « Лыжи весело берем…»

     Также необходима помощь родителей в создании театральной среды в группе:  костюмы для театральных постановок, различные атрибуты,  афиши и билеты  для спектаклей, помощь в подготовке зала к  празднику или постановке спектакля.

           Первую театральную постановку лучше провести в октябре- ноябре. Она поможет выявить  «скрытые» таланты у многих детей.

Вторую постановку можно провести весной, в марте- апреле.

Здесь желательно не только участие отдельных подгрупп детей, но и всей группы  в целом. Это поможет раскрыться всем детям в группе.

Кроме театральных постановок, в саду еще проходят различные праздники и тематические развлечения.

Все эти мероприятия  помогут ребенку стать  более эмоциональным, отзывчивым, умеющим слушать другого, и не бояться выражать свои мысли.

Дети старшего  возраста, требуют таких же тщательных наблюдений. В этом возрасте можно развить у детей  эмоциональную речь.

 Здесь можно определить развитие речи детей   по следующим направлениям:

  • дети с выразительной речью (имеют большой словарный запас, легко обыгрывают небольшие импровизации, с выражением рассказывают стихи);
  • дети с мало выразительной речью (имеют словарный запас, соответствующий возрастным нормам, но им тяжело найти слова для импровизаций, для сценок и постановок в мини-театре);
  • дети с невыразительной речью ( имеют низкий словарный запас, невыразительно читают стихи, не могут правильно сформулировать мысль).

В работе  с детьми по развитию речи  можно использовать :

  • Пальчиковый игротренинг
  1. «Утречко»
  2.  «На блины»
  3. « Солдаты»
  • Пальчиковую гимнастику:
  1. « Дружные пальчики»
  2. « Коза»
  3. « Наши алые цветки..»
  4. « Мы капусту рубим…» и др.

  • Мы учились проговаривать скороговорки:
  1. «Вез корабль карамель…»
  2. « Жук, над лужею жужжа…»
  3. « Утром, присев на зеленом пригорке…» и многие другие.
  • Игра « Подскажи словечко»:
  1. « Я у бабушки Полины…»
  2. « Важен он как господин…»
  3.  « Погляди на молодцов…» и т.д.
  • Музыкальные игры:

Цель этой игры: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

  1. Музыкальный диалог. Например:

Два цыпленка под веревкой

Машут крыльями неловко:

- Ах, какой большой червяк!

Не достать его никак!

(Предполагаемый ответ:  « Это не червяк»)

  1. Развитие песенного творчества.

Например: пропеть свои имя, фамилию, адрес, имя мамы ит.д.

  1. Музыкальная импровизация.

Например : повторить ритм на различных музыкальных инструментах.

  • Артикуляционная гимнастика:
  1. Упражнения для губ, для языка
  2. « Одуванчик»
  3. Упражнения на произношение гласных и согласных.  Например:

Уп, уп, уп- мама варит суп.

Ры, ры, ры- вышли из норы.

  • Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных:
  1. Вокальные упражнения
  2.  «Свечка»(на развитие дыхания)
  3. « Аукаемся»( на развитие силы и полетности голоса)
  4. Закрепление умения выразительности исполнения песен.

      Кроме развития речи и ее выразительности, нужно   продолжать  развивать  эмоциональные  чувства  детей.  Занятия  актерским мастерством  (выразительно отвечать и показывать жестами различные этюды и мини-сценки), сценические  движения (танцы, умение двигаться на сцене, правильно сопровождать текст

жестами). Рассказы  об истории возникновения театров, актеров, костюмов,    создание различных театральных проектов

     В различных программах по театральному мастерству, рекомендуется производить показ не более двух больших спектаклей в год. Так как это требует большой предварительной работы и от детей и от взрослых.

  В старшем возрасте можно провести показ двух больших спектаклей, и кукольные спектакли для малышей сада.

    Благодаря различным пальчиковым играм, скороговоркам, кинезиологическим упражнениям, ритмопластике  речь детей к концу старшего возраста приобретает правильность и эмоциональную насыщенность.

     В подготовительном возрасте , для закрепления полученного результата      

можно продолжить  театрализованные представления, упражнения по  

развитию речи и артистизма у детей.

      Для этого можно проводить небольшие игровые занятия  и беседы по закреплению театрального мастерства:

  • Этика и этикет.
  • Кукловождение.
  • Техника речи.
  • Актерское мастерство.
  • Развитие музыкальных и вокальных данных у детей.
  • Сценическое  движение,  ритмические разминки.

  В этом возрасте можно провести три спектакля  разной тематики и сложности.                      

  Различные  тематические праздники и развлечения помогут окончательно закрепить полученный результат.

      Очень хорошо в развитии эмоциональности помогают выступления детей не

 только в детском саду, но и на различных концертах и конкурсах города.

     Развивая эмоциональную сферу детей через театральную деятельность, мы развиваем  речь, фантазию, воображение, умение общаться с другими людьми свободно, что поможет им в будущем легко адаптироваться в школе, а потом и во взрослой жизни.

     Ведь как сказал  А. Сухомлинский : « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Ну а наше призвание их этому научить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира детей через театральную деятельность

В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распозновать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуац...

«Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»

Доклад из личного опыта на методическом объединении....

план по самообразованию на тему "Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность" (младший дошкольный возраст)

цель: развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка через театрализованную деятельность; повышение своего теоретического уровня, проффессионального мастерства и компетенции. тема...

"Речевое развитие детей через театральную деятельность"

Развитие детей через активную театлализованную деятельность воспитанников....

Речевое развитие детей через театральную деятельность

Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Чере...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей через театральную деятельность»

laquo;Развитие эмоциональной отзывчивости детей через театральную деятельность»...