Дидактические игры
картотека по теме
Дидактические игры для детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_0.doc | 64 КБ |
trud_vzroslykh_-_prachka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в ДОУ
Дидактическая игра № 1
« Найди такой же »
Задачи: Закрепить умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и их свойства, устанавливать соответствия между двумя группами предметов. Развивать глазомер, внимание, игровую деятельность. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.
Раздаточный материал: Набор из 4-5 геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала); две шкатулки; карточки с изображением предметов. Силуэты предметов; щенка, мяча, пирамидки и т. д.
Организация детей: Дети сидят полукругом на коврике. Играет вся группа.
Ход игры:
- Дети посмотрите, какие у нас волшебные шкатулки. В этих шкатулках спрятаны карточки. Замок каждой шкатулки имеет определённую геометрическую форму.
- А что надо сделать, чтобы достать карточки? (Открыт замок.)
- А какая геометрическая фигура вместо ключика на первой шкатулке? (Квадрат.)
- А что, вы, знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)
- Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её? (Надо взять квадрат, чтобы открыть шкатулку.)
Дети подбирают нужный ключик из имеющихся у них наборов геометрических фигур. Выбор определяется путём приложения или наложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть шкатулку. В шкатулке находятся карточки.
- А какая геометрическая фигура вместо ключика на второй шкатулке? (Треугольник.)
- Что, вы, знаете о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)
- Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её?
(Надо взять треугольник и открыть шкатулку.)
И.т.д.
Итог игры: Дети рассматривают картинки, которые находились в шкатулке.
- А какие геометрические фигуры открыли шкатулки? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.)
- А что было в шкатулках? (Карточки.)
- А что нарисовано на карточках? (Щенок, мячик, пирамидки и т. д.)
Дидактическая игра № 2
« Найди и назови »
Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Развивать игровую деятельность, глазомер, мышление, речь. Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным.
Раздаточный материал: геометрические фигуры разных цветов и размера (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники)
Организация детей: играет подгруппа детей, дети сидят по одному.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите как много геометрических фигур на столе. Назовите их. (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)
- Что вы знаете о каждой фигуре? (У круга нет углов, у квадрата четыре стороны. У прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла.)
- А что можно из них построить? (Из них можно построить гараж, дом, мост и.т.д.)
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
- А что это за фигура? (Треугольник.)
- А какого она цвета? (Желтого.)
- А какого она размера? (Среднего.)
Итог игры: Воспитатель смотрит, что построил ребёнок. Хвалит его.
- А что ты построил? (Гараж, дом, мост и.т.д.)
- А какие фигуры использовал? (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)
- А все ли они одного цвета и размера? (Нет, геометрические фигуры разного цвета и размера.)
Дидактическая игра № 3
«Домино»
Задачи: Закрепить знание свойств геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника). Закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам.
Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Организация детей: дети, сидя напротив друг друга выбирают нужную фигуру и на столе раскладывают по одному. Играет подгруппа детей.
Ход игры:
- Дети, а давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Домино».
Только игра не из фишек, а из геометрических фигур.
- Какие фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)
-Что вы о них знаете? (У квадрата все стороны равны, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла, три стороны)
Послушайте правила: Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, желтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
- А кто первый выложит фигуру? (Я выложу красный маленький квадрат.)
- А ты, какую фигуру выложишь? (Красный маленький треугольник.)
- А почему ты думаешь, что это сюда подойдёт? (Потому, что отличается только формой, а цвет одинаковый.)
- А какого он цвета? (Красного.)
-А какой он формы? (Треугольной.)
Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся фигуры. Выигрывает тот, кто первый освободился от фигур.
Итог игры:
Дети убирают со стола геометрические фигуры.
-А в какую игру мы играли? (В игру «Домино».)
- А как надо было играть в эту игру? (Положить фигуру, отличающую только одним признаком.)
- А как вы догадались, что именно эту фигуру надо положить? (По цвету.)
- А ещё, по какому признаку определяли правильность фигуры? (По размеру.)
- А как ещё можно было положить? (По форме.)
Дидактическая игра № 4
« Кто собрал больше? »
Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета. Развивать мышление, смекалку, сосредоточенность. Воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Наглядный материал: 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера.
Организация детей: Играет подгруппа детей, дети сидят по одному.
Ход игры:
Ребята сейчас мы поиграем в очень интересную игру, которая называется «Кто собрал больше?». Но условия таковы: кто первый правильно и быстро покажет и назовёт фигуру, берёт её себе.
На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит:
- Кто нашёл большой круг?
- А что ты знаешь про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)
- Кто нашел маленький синий квадрат?
- А что ты знаешь про квадрат? (У квадрата четыре стороны и все стороны равны)
- Кто нашёл большой зелёный треугольник?
- Что ты знаешь про треугольник? (У треугольника три угла и три стороны.)
Итог игры: В конце игры воспитатель подсчитывает, у кого больше геометрических фигур и объявляет победителя.
- А какая это фигура? (Прямоугольник.)
- А какого она цвета? (Красного.)
- А какого она размера? (Большого.)
- Что знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)
Дидактическая игра № 5
« Составь из частей целое »
Задачи: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (справа – слева); классифицировать фигуры по цвету, форме, размеру. Развить память, воображение. Воспитывать наблюдательность, сообразительность.
Раздаточный материал: Плоское изображение дерева, наборы геометрических фигур (кругов, квадратов).
Организация детей: Дети сидят полукругом, играет вся группа.
Ход игры: Дети посмотрите, какое красивое дерево. Это дерево волшебное, на него можно повесить не только листья, но и разные фигуры.
- А какие геометрические фигуры лежат в коробке? (Круги, квадраты.)
- Что вы знаете об этих геометрических фигурах? (У круга нет углов, у квадрата все стороны равны.)
- А каких цветов? (Красных, желтых, зелёных.)
- Каких размеров? (Больших и маленьких.)
Воспитатель предлагает повесить все круги - справа, а квадраты - слева, все большие - справа, а маленькие – слева; 1 желтый и 2 красных; 1 зеленый и 2 красных и т. д.
Итог игры: Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
- А какие геометрические фигуры вы повесили на дерево? (Круги, квадраты.)
- А каких они цветов? (Красных, зелёных, желтых.)
- Каких размеров? (Больших и маленьких.)
Дидактическая игра № 6
« Построй »
Задачи: Закрепить знания о геометрических фигурах, их свойствах, умение моделировать из фигур картинки. Развивать у детей воображение, пространственные представления. Воспитывать желание брать на себя роли строителей в творческих играх.
Раздаточный материал: Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) разных цветов и размеров.
Организация детей: Играет подгруппа детей. Сидят по одному, лицом к воспитателю.
Ход игры:
- Ребята видите как много у вас геометрических фигур на столах. Давайте поиграем в игру. Что можно сделать из этих фигур? (Дом, ёлку, машину, снеговика и т.д.)
- А какие фигуры ты взял? (Треугольники.)
- А что ты знаешь о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)
- А какого они цвета? (Зелёного.)
- А какого они размера? (Маленького, среднего, большого.)
- Что у тебя получилось? (Елка.)
И.т.д
Итог игры: Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.
- А какие фигуры ты использовал? (Треугольники.)
- А какого они были цвета? (Зелёного.)
- А какого они были размера? (Маленького, среднего, большого.)
- А что ты построил? (Я построил дом, ёлку, машину и т.д.)
Дидактическая игра № 7
« Составление фигур из счётных палочек »
Задачи: Закрепить умение составлять геометрические фигуры (треугольники, квадраты) из определенного количества палочек. Развивать мышление, анализаторские способности, сосредоточенность, внимательность.
Раздаточный материал: У детей на столах счетные палочки, доска.
Организация детей: Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Играет вся группа.
Ход игры:
Дети давайте с вами с помощью палочек составим геометрические фигуры.
-Какая эта геометрическая фигура? (Треугольник.)
- А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла и три стороны.)
- Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? (Три палочки.)
- Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? (Шесть палочек.)
-А эта, какая геометрическая фигура? (Квадрат.)
- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)
- Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)
Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника»
- Как это можно сделать? (Выложить треугольник, а две оставшихся палочки присоединить к ним, сбоку и внизу.)
Итог игры:
Воспитатель проходит по рядам, помогает тем, кто затрудняется.
- А сколько у вас было палочек? (Пять палочек.)
- А какие геометрические фигуры вы составили из палочек? (Треугольник, два треугольника из 5 палочек, квадрат.)
Дидактическая игра № 8
« Сложи фигуру »
Задачи: Повторить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в составлении геометрических фигур и картинок на плоскости стола. Развивать анализаторские способности, глазомер. Воспитывать умение слушать правила игры и следовать им.
Наглядный материал: Модели геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) на фланелеграфе.
Раздаточный материал: Счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) каждому.
Организация детей: работа проводиться с группой детей, дети сидят по двое за партами.
Ход игры:
- Ребята, давайте поиграем в игру «Сложи фигуру».
- А знаете ли вы, что это? (Геометрические фигуры.)
- Назовите их. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.)
- А что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)
- А что вы знаете о круге? (У круга нет углов, похож на мяч, может катиться.)
- А что вы знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)
- А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла, похож на крышу)
- А что можно сделать из этих геометрических фигур? (Машину, дом, человека.)
- Вот счётные палочки.
- А можете ли вы сами составить из счётных палочек геометрические фигуры? (Да можем составить квадрат, прямоугольник, треугольник.)
- А круг? (Нет, из счётных палочек круг не получается.)
- А давайте подумаем из чего можно сделать круг? (Из нитки.)
- Правильно, круг можно сделать из нитки.
Дети составляют из счётных палочек маленькие и большие фигуры квадрата, треугольника, прямоугольника. Из ниток моделируют круг.
Итог игры: Воспитатель хвалит детей, у которых получилось составить геометрические фигуры, благодарит детей за хорошую работу, просит дежурных убрать со стола.
- Что мы делали? (составляли геометрические фигуры)
- А какие фигуры составляли? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)
- Из чего? (Из счётных палочек.)
- А из чего сделали круг? (Из нитки.)
-Молодцы.
Дидактическая игра № 9
« Сложи квадрат »
Задачи: Повторить свойства квадрата, закрепить умение составлять квадрат из частей. Развивать глазомер, внимание, произвольное запоминание, наблюдательность, зрительную память.
Раздаточный материал: 6 разноцветных квадратов размером 80×80 мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Квадраты разрезаны. Организация детей: Играет вся группа, сидя за столом по двое, лицом к воспитателю.
Ход игры:
- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны одинаковые, значит равны.)
- Из каких фигур его можно составить? (Из треугольников, квадратов прямоугольников.)
- Дети, посмотрите какие разноцветные фигуры. А давайте мы их подберём по цвету.
- А какого цвета у тебя квадраты?
- А сколько цветов квадрата? (Шесть.)
- А сколько всего квадратов? (Шесть.)
- Из каких фигур вы сложили квадраты? (Из треугольников, из прямоугольников, из квадратов.)
- А можно сделать один большой квадрат? (Да, если приложить четыре квадрата друг к другу получится один большой.)
Итог игры: Воспитатель, проходя по рядам, смотрит, правильно ли дети подобрали оттенки квадрата. Поправляет, у кого не получилось.
- А что вы сделали с цветными квадратами? (Перемешали и заново подобрали по цвету и по номеру.)
- А правильно ли вы подобрали цвета? (Да, подобрали оттенки друг к другу.)
- А что ещё сделали? (Сделали один большой квадрат.)
Дидактическая игра № 10
« Составь человеческую фигуру »
Задачи: Повторить свойства квадрата, круга, закрепить умение составлять из фигур картинки. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Воспитывать находчивость, умение играть.
Раздаточный материал: Наборы кругов и квадратов разного размера, цвета; счетные палочки; образцы.
Организация детей: Дети сидят за столиками. Играет вся группа.
Ход игры:
- Дети давайте с вами, с помощью этих квадратиков и кругов, составим человеческую фигуру.
- А какие геометрические фигуры вам для этого понадобятся? (Круг, квадраты.)
- Что вы знаете о круге? (У круга нет углов, нет сторон.)
- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны, у квадрата четыре угла.)
Дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путем, сравнивают, накладывая круг на квадрат, перекладывают, называют.
-А для чего нужен круг? (Для головы.)
- А для чего нужен квадрат? (Для тела.)
- А из чего можно сделать ручки и ножки? (Из счётных палочек.)
Итог игры: Воспитатель смотрит, правильно ли составлены человеческие фигуры.
- А что мы сегодня составляли? (Человеческие фигуры.)
- А из каких фигур мы их составляли? (Из кругов и квадратиков.)
Предварительный просмотр:
Занятие – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
- показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
- формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);
- рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
- воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход занятия:
- Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
- Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
- Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: - Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? ( в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
- Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
- Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами.
Игра «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:
- детям включать утюг;
- играть рычагом управления стиральной машины;
- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;
- детям стирать бельё в стиральной машине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...