Рекомендации для воспитателей
материал по теме

Аляутдинова Винера Фатеховна

Нравственное воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по нравственному воспитанию детей средствами игры

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога в работе с дошкольниками. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать свое поведение и поведение сверстников.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Воспитывая у детей отношения доброжелательности  друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения. Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.

Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого ребенка. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности необходимо путем систематических совместных игр-занятий с ребенком расширять его знания о содержании игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел товарища.

Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса.

Важно создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

Эффективным приемом руководства играми детей дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей, рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка, а педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной творческой игрой детей.

Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей. В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей, педагог решает следующие задачи:

- воспитание желания и умения совместно играть;

- воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что  дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.

Конспект занятия по нравственному воспитанию старших дошкольников.

«Что такое дружба?»

Программные задачи:

Образовательные: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивающие: развивать сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; развитие выразительных движений.

Воспитательные:         воспитывать         культуру         общения,         дружеские  

взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Ход занятия

1. - Ребята, давайте встанем парами и поиграем в игру “Дрозд” (под музыку).

- Вы улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо вместе.

Проблемная ситуация (рассказ воспитателя о девочке, которая не умела дружить).

- Ребята, как вы думаете, почему с ней не дружат? Скажи, как ты думаешь? Кто скажет по-другому? Можно ли так сказать? Ты согласен? (Ответы детей: она не знает правил о дружбе; она не делится игрушками; не умеет договариваться; и др.)

- Да, мы только об этом догадываемся, предполагаем. Смогли бы вы ее научить, как надо дружить? А как вы живете в группе? (дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

-Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба? (Обсуждение воспитателя с детьми)

- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

2. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.

- Сейчас девочки покажут вам сценку.

После просмотра воспитатель задает вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?” (Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).

Жить на свете очень туго

 Без подруги или друга,

 Без тебя и твой щенок

 Нестерпимо одинок.

-А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).

3. Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.

- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

 Настроение упало,                          

 Дело валится из рук…                       - опускают руки вниз

 Но еще не все пропало,                     - качание головой, встряхивают кистями

 Если есть хороший друг.                  - разворачиваются лицами друг к другу

 С делом справимся вдвоем,              - пожимают друг другу руки

 С облегчением вздохнем -                - делают глубокий вдох, выдох

 Настроение поднимем                      - нагибаются и медленно выпрямляются

 И от пыли отряхнем!                              - отряхиваются.

4. Упражнение “Паутинка”.

– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).

(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).

- А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок последним, начинает его сматывать).

- Молодцы, вы у меня очень дружные дети!

5. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит).

Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).

- Кого изображали дети? - Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей? (плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость)).

Динамическая пауза.

- Давайте поиграем в “Живые картинки”. - Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

6. Разыгрывание ситуации.

– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы.

“Сережа играл в пароход. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова. Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. - Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет? - А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел. Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.

Вопросы: 

  • Какими вам кажутся Сережа и Вова? (равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).
  • Расскажите, что вы думаете о друзьях? (они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).
  • А как бы вы поступили на их месте? (Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).

- Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

7. Итог. Сюрпризный момент.

- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.

-Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

8. Релаксационная музыкальная пауза.

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


Приложение 4

Конспект занятия в старшей группе «О дружбе и друзьях».

Цель:   формировать   представления   о   дружбе,   учить   выходить   из конфликтных ситуаций; учить снимать эмоциональные напряжения, используя рисование, укреплять дружеские взаимоотношения.

Материалы: игрушки-животные,  грамзапись песни «Вместе весело шагать...», большой лист бумаги, краски.

Ход занятия:

Звучит музыка.

 - У каждого человека есть друг. Расскажите о нём.

Упражнение «Опиши друга».

- Кто же такой друг?

- Кого можно назвать своим другом?

Подводится итог детским суждениям:

- Друг - это тот, кто готов разделить твою радость, твоё горе, поделиться с

тобой игрушкой.

Рассказ:

      Витя и Коля - друзья. Они любили играть вместе. Однажды они играли и нечаянно рассыпали  коробку с игрушками.  Увидев маму, Витя закричал:

- Это Коля виноват.

- Коля, это ты рассыпал игрушки, - строго спросила Витина мама.

- Я, - вздохнул Коля и отвернулся.

- Хотя Коля и виноват, я накажу и тебя, - сказала мама Вите.

- А за что? - и отодвинулся от Коли.

Мама ушла.

- Тоже мне друг называется, - пробурчал Витя.

Беседа по вопросам:

- Что вы думаете о дружбе этих мальчиков? - Почему мама наказала обоих?

- Хотели бы вы такого друга, как Витя?

Упражнение: «Поссорились - помирились» Дети в парах выполняют заданные движения:

Как дети ссорятся?

Как мирятся?

Как обиделись друг на друга?

Как весело играют вместе?

- Ребята, а кто ещё может стать вашим другом, кроме людей?

- Правильно, животные, птицы.

На этом столе стоят игрушки-животные. Выберете животное. Приласкайте его. Покажите выражением лица, что вы рады и любите его. Ласково назовите животное.

Игра «Назови ласково»

- Представьте, что во дворе вы встретили новенькую девочку (мальчика). Как вы познакомитесь с нею? (ответы детей). В какие игры   вы можете поиграть вместе? (предложения детей).    А хочу вам предложить такую игру.

Игра: « Волшебные заросли».

Мальчики стоят в кругу, взявшись за руки. Девочки пытаются проникнуть в середину круга, используя ласковые или волшебные слова.

- Вы помните рассказ, как поссорились Витя и Коля.    Как    их можно помирить? (ответы).

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся

Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5- начинаем их считать.

1, 2, 3, 4, 5- мы закончили считать.

- А теперь давайте вместе споем песенку дружных ребят  «Вместе весело шагать".

- Какое теперь настроение у вас? (ответы). Можно передать красками на бумаге настроение человека? (ответы). Пусть каждый из вас попробует передать в цвете свое настроение.

Дети красками на бумаге передают свое настроение под музыку.

Игра: «Мой сосед».

- Перечислите, что вам нравится в вашем соседе.

В Саше мне нравится его доброта. ( Дети по кругу говорят о положительных качествах своего соседа.)

В  заключении подвижная игра «Веселый паровозик».  

Дети с песней «Голубой вагон» передвигаются «паровозиком», преодолевая препятствия по группе, стараясь не расцепить вагоны.

- Вместе весело играть? (Да). Так давайте дружить, играть не ссорясь, помогая друг другу. И тогда мы станем с вами настоящими друзьями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей: «Воспитатель и музыка».

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь прис...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии". Рекомендации для воспитателей

Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии" - рекомендации для воспитателей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Рекомендации для воспитателей «Учим ребенка рисовать человека: простые схемы и рекомендации»

Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» ставит многих взрослых в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этап...