Мир вокруг нас
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Обогащать знания детей о природном и социальном окружении. Познакомить с целостной картиной мира. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мир вокруг нас | 21.38 КБ |
закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. развивает логическое мышление. Воспитывает любовь к природе. | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Мир вокруг нас»
Автор. Ядрышникова Екатерина Григорьевна
Место работы. Воспитатель МБДОУ МО
Описание: Обогащать знания детей о природном и социальном окружении. Познакомить с общей целостной картиной мира. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к нему.
Материал. На большом листе ватмана следующая схема: в центре изображение человека (два лица, две маски – грустная и улыбающаяся). Далее на одном расстоянии друг от друга пять окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло – голубого цвета, на нем аппликации изображающие микробов различной конфигурации; они темно – серого цвета, прикреплены булавками или пластилином. Третий круг – неокрашенный белый, не нем спирали и стрелки разных цветов. Четвертый круг – ярко – синий. В нем фигурки неопределенных форм темных цветов. Пятый круг – зеленого цвета. На нем приклеены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло – фиолетовым цветом. Слева сверху изображено Солнце (желтое, яркое, с множеством лучей) и по всему полю звезды.
В начале занятия лицо человека схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.
Целевая группа. Подготовительная группа
Тип документа. Конспект.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это не обычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга, что здесь изображено?
- грустный человек
А почему он грустный?
У вас оказались разные мнения, давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может, и поймем, почему он грустный. Роли корреспондентов распределяются заранее между детьми.
1 корреспондент: Я буду говорить вот об этом голубом фоне (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем идет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем. Воздух
- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Воспитатель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово. Мы привыкли воздушный океан называть небом. Кто знает стихи или загадки о небе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой!
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые называют болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, что бы микробов было меньше?
- Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля! Ребенок убирает аппликации микробов. Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших города должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человек будет улыбаться!
- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие – то непонятные изображения. Давайте, послушаем следующего корреспондента.
2 корреспондент.
Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
Весело? Да! А почему соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна
Вы же в доме не одна
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
Им не нравится, потому, что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т. д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумное опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнений и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас.
Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойная речь. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
- Что могут сделать дети, чтобы у них был звуковой комфорт?
- Не включать громко музыку, не кричать.
А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше. На синюю страничку.
3 корреспондент.
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Эта страничка о воде. Где больше всего воды на земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, реках, в ручьях. Снег – это вода, облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про такую воду говорится:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Во – первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми. А во – вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, не нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера мусор, моют машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человек улыбнулся? Что надо сделать?
- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! Убирает.
- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь зеленая страничка нашей газеты.
4 корреспондент.
- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая?
Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг.
- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с цветами было много кругом?
- Надо не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки, любоваться в природе, а не губить их.
Мы запомним эти правила и можем убрать черные круги. Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.
Помните, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать?
Главное правило, – не ловить ни каких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомни это правило. Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба, лягушки.
Воспитатель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из – за своей красоты, хищные птицы из – за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из – за того, что людям не нравится их внешний вид.
Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человека. Человечек улыбается – ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
Предварительный просмотр:
Старшая группа
Конспект НОД по развитию речи на тему «Дикие животные»
Ядрышникова Е.Г.
Конспект НОД по развитию речи на тему «Дикие животные»
Программные задачи:
Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
Отгадывать загадки, объясняя свой ответ.
Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Уметь объяснять значения слов «человек, как медведь».
Развивать логическое мышление, сообразительность.
Воспитывать любовь к природе и диким животным.
Материал:
Конверты с приглашением, картинки и изображением лисы, белки, зайца, волка, ежа, медведя. Конверты с «льдинками» по количеству детей (квадрат разделен на 2 части, прозрачная и голубая, разных геометрических фигур). Схема для расклада.
Конверты с приглашением в лес.
- Кто нас может пригласит в лес?
-Кто в лесу может ожидать? (птицы, звери….)
- А каких диких зверей вы знаете?
(заяц, белка, кабан, волк, лось, еж, медведь, лиса)
-Как вы понимаете, выражение ходит как медведь?
(неуклюжий, неповоротливый, большой, косолапый…)
-Когда сравнивают человека с лисой?
(хитрый, грациозный, красивый, с хорошим слухом, нежный)
-Какое сейчас время года? (весна)
- Назовите весенние месяцы.
-Какие изменения в природе наступили с приходом весны?
. Солнце ярче светит
. Дни становятся длиннее
. Заяц и белка меняют шубки
. Медведь и еж просыпаются
. Стало теплее
. Люди одеваются по сезону
- Какое время года будет за весной? (лето)
-А какое время года было перед весной? (зима)
Зимой мы играли с льдинками и сейчас вспомним и поиграем.
-Кто загадку отгадает, тот и льдинки получает.
* Рыжая плутовка хитрая, ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет.
(Лиса)
- Сама мала, шубка пышна,
В дупле живет, орехи грызет.
(Белка)
- По снегу бежит - петляет,
К лету шубу он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
(заяц)
- Кто зимой холодной
Ходит злой голодный!
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком.
(Волк)
- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень - много,
А ниток - не одной.
(Ёж)
- Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица?
Кто пчелиный любит мед,
Лапу кто зимой сосет?
(Медведь)
- Почему ты решил, что это……..? А ты как думаешь?
Ответы выложим с помощью волшебных льдинок.
Пока выкладывают, задаю вопросы:
- Из каких геометрических фигур состоят льдинки?
(из многоугольников)
- Из каких многоугольников у тебя (волк, лиса….)?
( из < и > треугольников, из прямоугольников…)
- На кого затратили льдинок > на белку или лису?
- На сколько >?
- На сколько
(правильно, верно,… А ты как думаешь? Согласен… с ответом?)
- Уберите в тарелочки льдинки и станьте в круг.
Физ. Мин. «Зарядка бельчат»
В лесной глуши на елке / руки вверх качают
Жили - были два бельчонка /руки домиком над головой
Жили дружно, не тужили, /за руки здороваются
И с зарядкою дружили
Вставали рано поутру /потягиваются
Изображали кенгуру /прыжки на двух ногах
За уши лапками хватали /руки к ушам
И вправо, влево наклонялись /наклоны в стороны
Дружно хлопали в ладоши /хлопки в ладоши
И тянулись, словно кошки /круговые движения руками
Ножкам и топали / ходьба на месте с притопыванием
Глазками хлопали, / моргают
Головками крутили / повороты головы в стороны
Друг за другом ходили / ходьба на месте
Расскажите о животных.
Рассказ по схеме (по плану) /есть приложение/
1. Кто это?
2.Внешний вид: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста…)
3. Чем питаются?
4. Как называется жилище?
Вы составили хорошие рассказы. Давайте поиграем и сделаем друг другу массаж.
МАССАЖ «ЗАЙКА»
Посмотри, как зайка стал
Как головку он поднял
Шейкой, спинкой потянулся
И назад слегка прогнулся.
Был у зайки огород, /парами показывают уши
Ровненьких две грядки /от плеча по руке ребрами
Там играл зимой в снежки /пальцами по расставленным в сторону рукам
Ну, а летом в прядки /прячут кулачки под ладони
А весной в огород
Зайка с радостью идет /пружинки
Но сначала все вскопает, /кулачками вращательные движениями по спине, расческа
Потом все разровняет
Семена просеет ловко /потрясти за кисть
И пойдет сажать морковку /пружинки
Ямка – семя, ямка – семя /собрать кожу в щепотку, в центре точка
Закопает, разровняет /кулачками по спине, расческа
И глядишь на грядках вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет все собрал
И как раз здесь закончился рассказ. /Посмотрите, что в пенёчке?/
ЕЖ.
Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными. Лапы короткие с маленькими ноготками. На спине у ежа колючие иголки. Питается еж грибами, мышами, ягодами, кореньями. Живет. Возле старого пня у ежа нора, устланная сухими опавшими листьями. Запасов на зиму не делает т.к. спит.
БЕЛКА.
Весной шубка на белке рыжевато – золотистая. Её гордость пушистый хвост, он не только согревает в ненастные дни но и помогает при прыжках. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Цепкие ноготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки перепрыгивать с дерева на дерево. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и шишки. Еще белка питается плодами деревьев, грибами, ягодами, почками. Живет в дупле, которое утепляет мехом, пухом, шерстью и листьями.
ЛИСА.
Лису называют рыжей красавицей. У нее очень красивая шуба. Мордочка у лисы длинная, с очень тонким слухом и острым нюхом. У лисы великолепный, густой, блестящий хвост с белым кончиком. Он не только красив, но и служит ориентиром. Хвост не дает потеряться сбиться с пути детенышам. Передвигается лиса очень грациозно, красиво, вся как будто танцует, очень нежно ступая ногами. Питается лиса мышами, зайцами, курочками. Живет лиса в норе в глухом лесу у ручья или реки.
ЗАЯЦ.
Весной шубка на зайцах серая с рыжевато – бурыми оттенками. Уши у зайца длинные, а хвостик пушистый и короткий. Задние лапы длиннее передних. Глаза у зайца расположены не в центре мордочки, а по бокам, поэтому его называют косым. У зайца острые зубы, которыми он как ножницами, срезает кору с дерева. Живет заяц под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в яму под кустом. Питается сочной травой, сладкими корнями, грибами, орехами, желудями, сеном, капустой, корой молодых яблонь.
ВОЛК.
У волка густая, жесткая шерсть. Голова большая с широким лбом опущенным вниз. У него сильные ноги и острые зубы. Уши настороженно стоят. Волчьи глаза в темноте светятся зелеными огоньками. Хвост – большой пушистый. Он укрывает хвостом нос и лапы, когда спит. Весной волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов. Они забивают слабых зверей, поэтому их называют санитарами леса. Зимой нападают на овец, кур, поросят, телят. Живут в логове. Волка ноги кормят.
МЕДВЕДЬ.
Громадный, одетый в темно бурую шубу, неповоротлив, но ходит очень тихо. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому его называют косолапым. Хоть и кажется он неуклюжим, но бегает быстро и может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея – мохнатая, короткая. Глазки – маленькие, видит он плохо, зато нюх и слух у него прекрасные. Медведь спокойный и миролюбивый. Питается грибами, ягодами, орехами, ловит молодых неопытных птенцов, мелких зверюшек, рыбу, лакомится муравьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной деятельности детей подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Есть фильм. Могу дать адрес для просмотра....
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=SuHPWkR57C4...
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"
Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....
Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы
Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...