Консультации для воспитателей Педагогический проект "День рождения С.Я. Маршака" Автор: Авагян Бела Кароевна музыкальный руководитель,ГБДОУ црр – детский сад №38 Красносельского района, г. Санкт - Петербурга Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: - заметное снижение интереса к чтению у младших дошкольников;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
Актуальность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения русской художественной литературы, классиков культурного наследия. Одним из любимых авторов дошкольного детства является С.Я.Маршак. Понимая, что программа поддержки развития, желания к чтению предполагает долгосрочную перспективу, мы решили внести посильный вклад в приобщение детей к книге, формирование грамотного и вдумчивого читателя. Цель: повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству С.Я.Маршака/ Задачи: - Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе
- Пропагандировать ценность книг, формировать информационную культуру личности.
- Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.
- Посредством произведений С.Я.Маршака способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия героям, попавшим в беду.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведений; воплощать в образах персонажей свое воображение; закреплять знания о профессиях; развивать фантазию, творческие способности.
- Используя полученные умения и навыки развивать творчество, эстетическое восприятие
Гипотеза – эффективность педагогической деятельности по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей. Длительность – 3 месяца Ожидаемый результат: - Повышение интереса к художественной литературе;
- Возрождение домашнего чтения;
- Повышение культуры речи педагогов, родителей и детей.
Мероприятия проекта Nп/п | Содержание работы | исполнители | Результаты | I. Подготовительный этап (сентябрь) |
|
|
| 1 | Методическая работа с педагогами: Консультации: – «Методика организации детского чтения» – «Жизнь и творчество С.Я.Маршака»; – подбор детской художественной литературы писателя. |
Воспитатели Музыкальные руководители
| Мастер-класс; аннотация биографии и творчества к 125 летию С.Я.Маршака; картотека произведений. | 2 | Работа с детьми: – беседы о творчестве писателя; – подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке. | воспитатели | подбор материала по творчеству С.Я.Маршака; аннотация произведений. | 3 | Работа с родителями: – беседы с родителями; – консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме» | воспитатели | пакет анкет (тестов); информационный стенд (список литературы по возрасту). | II. Формирующий этап (октябрь) |
|
|
| 1 | Работа с педагогами: – открытые занятия по ознакомлению с жизнью и творчеством писателя; – д/и (словесные) с использованием отрывков из произведений С.Я.Маршака; – разработка сценариев по его произведениям. | Воспитатели Музыкальные руководители | конспекты занятий; картотека игр; список постановок к произведениям писателя; | 2 | Работа с детьми: – чтение произведений писателя; – рассматривание иллюстраций; – проведение литературных викторин; – заучивание стихов; – рисунки детей; – экскурсии в библиотеку; – изготовление «Книжки-малышки» (творчество детей); – инсценировка по произведениям; –– подготовка к празднованию дня рождения С.Я.Маршака. -разучивание игр, песен, танцев к празднику | воспитатели музыкальные руководители преподаватель по ИЗО
|
оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»; подарки малышам; театрализованное представление для малышей; конспект праздника;
| 3 | Работа с родителями: – выпуск семейной газеты; – участие родителей в проведении мероприятий; – практическая деятельность совестно с детьми; -изготовление костюмов к празднику – посещение магазина «Книги» и приобретение литературы для детского сада и дома. | Воспитатели музыкальные руководители |
создание фото- и видеотеки;
| III. Итоговый этап (ноябрь) |
|
|
| 1 | Работа с педагогами: – выступление на педсовете по итогам работы; | воспитатели | отчет (тезисы) о проделанной работе; участие коллег МДОУ, конспект; | 2 | Работа с детьми: – рисунки детей; – праздник, посвященный дню рождения С.Я.Маршака. | Преподаватель по ИЗО Музыкальные руководители | выставка «Юные художники-иллюстраторы»; конспект праздника | 3 | Работа с родителями: Летопись семьи «От А до Я» по произведениям писателя (опыт семейного воспитания на произведениях С.Я.Маршака). | воспитатели | выступление на родительском собрании |
Праздник: «День рождения С.Я. Маршака» Ведущая:- Ребята, сегодня у нас с вами большой праздник. Мы отмечаем день рождения нашего любимого писателя С.Я.Маршака. Нас ждут интересные встречи с героями его книг, которых вы знаете и любите. Вспомните, какие книги Маршака мы с вами читали? (Ответы детей.) Правильно, и эти книги всегда с нами. А давайте, мы сегодня устроим праздник книжки Маршака. Интересно, кто к нам придет сегодня в гости? (Стук в дверь.) Воспитатель: Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке?.. (Воспитатель открывает дверь, входит ребенок в костюме почтальона) Воспитатель: Это он, Это он… Дети: Ленинградский почтальон. Почтальон: Здравствуйте, дети! Дети: Здравствуйте, почтальон! Почтальон: А откуда вы меня знаете? Дети: Вы пришли из книги Маршака! Почтальон: Правильно! А как она называется? Дети: «Почта» Почтальон: Молодцы! А у меня для вас посылка Воспитатель: Интересно, что же в ней? Давайте попробуем отгадать! Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает? Дети: Книга. Почтальон: Получите посылку. Воспитатель: Спасибо, тебе, почтальон. У нас сегодня праздник, и эта посылка лучший подарок для ребят. Оставайся и ты у нас на празднике. Почтальон: Спасибо. Воспитатель -(Воспитатель открывает посылку): - Какая большая, красивая книга. (Читает название): «Волшебная книга». В ней наверно живут добрые сказки. А мы знаем песню «добрая сказка» давайте спаем Песня «Добрая сказка» Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто живет в этой книге. Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! - Ребята, из какой книги эти стихи? (Ответы детей). А кто написал про Рассеянного? Дети: Маршак. (Стук в дверь, входит Рассеянный) «Это что за остановка - Бологое иль Поповка?» (Рассеянный подходит к воспитателю, дергает за рукав): «Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить?» (хочет уйти) Воспитатель: Вам как раз туда, куда надо. Вы ведь из книги Маршака «Вот какой рассеянный»? Рассеянный: Нет! Вы ошибаетесь, я из книги Чуковского «Мойдодыр». Воспитатель: Ребята, вы только послушайте, что он говорит, разве он из книги «Мойдодыр»? Дети: Нет! Воспитатель: Ну, что же ты, Рассеянный, все перепутал. Кто же о нем написал? Дети: Маршак. Рассеянный: Вы, меня простите, я все делаю и говорю наоборот Воспитатель: Оставайся у нас на нашем празднике. Рассеянный: Хорошо, только я хочу, чтобы вы поиграли со мной в мою любимую игру «Наоборот» Проводится подвижная игра «Наоборот» Воспитатель: Ну, что посмотрим, что еще есть в нашей «Волшебной книге»? (Читает): На площади базарной, На каланче пожарной Круглые сутки Дозорный у будки Поглядывал вокруг - На север, На юг, На запад, На восток, - Не виден ли дымок. (Раздается звук сирены, входит ребенок, одетый в костюм пожарного): Теперь не надо каланчи, - Звони по телефону И о пожаре сообщи Ближайшему району. Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер:… Дети: Ноль-один! Воспитатель: Верно, ребята! А гость-то к нам пришел из какого произведения Маршака? Дети: «Пожар» Воспитатель: Молодцы! И все вы помните, какая там приключилась история с девочкой Леной. Пожарный: - Не зальёшь огня слезами, Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать. Только чур - не поджигать! Воспитатель: Оставайтесь и Вы с нами Герой-пожарник на нашем замечательном празднике (Раздается стук в дверь) - Тише, тише, кто-то плачет (открывает дверь) Входит ребенок в костюме Кошки. Пожарный: Да это моя старая знакомая! « Здесь теперь про чей-то дом Разговор мы заведем… В нем богатая хозяйка Припеваюче жила Но беда пришла нежданно Этот дом сгорел дотла!»(показывает картину-коллаж к сказке «Кошкин дом»Чей это дом? Дети: Кошкин дом. Воспитатель: Видите, до чего доводит игра с огнем. Вы помните, ребята, какой был у Кошки красивый и светлый дом? А теперь у нее его нет, но ты не плачь, Кошечка, не тужи. Проходи к нам на праздник, у нас есть вон какой красивый дом, мы тебе его можем подарить.(показывает кошке) Воспитатель: Страничку следующую открываем Что там интересного узнаем. Предлагаем ребятам …..группы инсценировать свою сказку. Инсценировка сказки Воспитатель: Ну, что ж сказку угадали? Дети отвечают. Воспитатель хвалит детей Воспитатель: Пришло время не стоять Пришло время поиграть Игра «Кто скорее» Воспитатель: Страничку следующую открываем Что там интересного узнаем. Предлагаем ребятам …..группы инсценировать свою сказку. Инсценировка сказок Воспитатель: Ну, что ж сказку угадали? Дети отвечают. Воспитатель хвалит детей Воспитатель: Страничку следующую открываем «Собрать слово» предлагаем. «Помогите принцессе собрать слова «Подснежник» и «Принцесса» Игра «Собери слово» Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. Страничку следующую открываем «Чайнворд» на ней встречаем. Да не простой, а юбилейный, вон какой большой. Все слова в нем из произведений С. Я. Маршака. Что ж попробуем отгадать. Отгадай словечко Впиши в сердечко До чего же он …..(зубаст) - Бежит курица с ….(ведром)
Поливать кошкин дом. «Открою буфет, И косточку пуделю Дам на ….(обед) - Тили бом-бом, тили, бом-бом
Загорелся кошкин ….(дом) - Да ведь у нас убогий дом,
Ни печки нет, ни крыши. Почти под небом мы живем, А пол прогрызли ….(мыши) До чего же он ….(зубаст) Голосок твой слишком ….(тонок) Покупать бутылку ….(квасу) - Кто стучится в дверь ко мне
С толстой …. на ремне (сумкой) За автобусом автобус Качаются на крышах, плакаты и ….(афиши) Воспитатель: (хвалит детей) Сегодня мы играли, сказки показывали, пришло время танцевать. Дружно все вставайте, танец начинайте. Танец «Солнечный зайчик» Воспитатель: Рассеянный, у тебя такой большой чемодан, что же в нем? Можно мы посмотрим? (открывает). Да здесь вещи из разных сказок С.Я.Маршака, попробуем, ребята, отгадать из какой сказки эти вещи? Достает по одной: сапоги скороходы, дудки, ведро, картина, собачонок, мышонок, письмо, зеркальце скатерть-самобранка (в ней угощение). |
|