Традиционное и иновационное руководство сюжетно - ролевой игрой
учебно-методический материал по теме

Антонова Наталья Ивановна

В данном материале изложены задачи, цели, средства по руководству сюжетно - ролевой игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsionnoe_rukovodstvo_syuzhetno.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционное руководство сюжетно – ролевой игры

(Менджерицкая Д.В., Козлова С.А., Куликова Т.В.)

Задача: влияя на содержание игры, всесторонне развивать детей.

Цель: развить полученные знания и навыки.

Содержание: пишется план, где намечаются задачи, при руководстве игрой, основные пути этого руководства, планируется работа с коллективом или отдельными детьми.

Средства: наблюдение; чтение литературы о явлениях жизни, природы; игрушки; строительный материал (кубики, блоки, конструкторы).

Особое внимание воспитателя сосредоточено на обогащение содержания игр.

Сюжет появляется из окружающего восприятия явлений. При ознакомлении с окружающим заостряется внимание на моментах, которые можно отразить в игре:

младший возраст – предметы и способы их использования взрослыми;

средний и старший возраст – взаимоотношения людей.

Принципы:

  1. Рассказывать детям о труде людей, привлекая самих работников данных профессий (мед. сестра, врач и т.д.).
  2. Предлагать дополнительный игровой материал (куклы, машинки, строительный материал и др.).
  3. Воспитатель наблюдая,  видит, что дети, играя, не могут дальше развить сюжет, своими действиями он «возрождает» ее, тем самым помогая им («входит» в игру в новой роли).
  4. Воспитатель напоминает детям о прошлых играх, о том, что они видели, задавать наводящие вопросы, своевременно изменять игровую среду, организовывать изобразительную, трудовую, конструктивную деятельность.
  5. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обдумывает, как способствовать их развитию (наблюдение, чтение литературы и др.), а так же каким путем пробудить интерес к новой теме игры, связанной с полученными знаниями.

младший возраст

  • детей учат сговариваться на игру (в главной роли – воспитатель);
  • игра должна выбираться детьми самостоятельно, но сговариваться и распределять роли им помогает воспитатель;
  • о хорошей игре необходимо вспомнить и в последующие дни;
  • вечером целесообразно рассказать об игре родителям в присутствии детей.

средний возраст

  • помочь детям распределить роли;
  • учить детей при сговоре вспоминать что – то интересное из своей жизни и вносить в игру;
  •  своей репликой воспитатель может задать тему для игры.

старший возраст

В этот возрастной период появляются дети – «звезды». Задача воспитателя в подготовительный период игры тактично направить взаимоотношения детейтак, чтобы каждый нашел «свою нишу».

Инновационное руководство сюжетно – ролевой игры

(Короткова Н.А., Михайленко Н.Я.)

Свободная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений всего того, что в практической деятельности  дается с трудом.

Задача: через игру развивать способность к воображению, образному мышлению.

Цель: формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Принципы организации сюжетно – ролевой игры:

Принцип 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

Воспитатель должен занять позицию «играющего партнера».

Принцип 2. Воспитатель должен с детьми играть на протяжении всего дошкольного детства, нона каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Воспитатель, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду варить суп, это у меня кастрюля и продукты»).

Принцип 3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Эта стратегия обеспечивает самостоятельную игру детей.

Средства организации сюжетно – ролевых игр:

Этап – формирование условных игровых действий

Воспитатель развертывает преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты (смысловая цепочка действий).

Этап – формирование ролевого поведения

Воспитатель развертывает «многоперсонажный» сюжет (взаимосвязь персонажей, ролей) – взаимодействие одного персонажа с другим, введение новых персонажей.

Этап – формирование умений строить новые сюжеты

Воспитатель развертывает «многотемные» сюжеты (комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов).

По психолого – педагогическим исследованиям игра у детей не возникает спонтанно, она передается другими людьми, которые уже владеют ею.

Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Традиционные и нетрадиционные приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.

Представлен материал по использованию традиционных и нетрадиционных материалов для организации и руководства сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте «Играем? Играем!»

С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких красивых улиц и дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах, а по дорогам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети...

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....