Традиционное и иновационное руководство сюжетно - ролевой игрой
учебно-методический материал по теме
В данном материале изложены задачи, цели, средства по руководству сюжетно - ролевой игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnoe_rukovodstvo_syuzhetno.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционное руководство сюжетно – ролевой игры
(Менджерицкая Д.В., Козлова С.А., Куликова Т.В.)
Задача: влияя на содержание игры, всесторонне развивать детей.
Цель: развить полученные знания и навыки.
Содержание: пишется план, где намечаются задачи, при руководстве игрой, основные пути этого руководства, планируется работа с коллективом или отдельными детьми.
Средства: наблюдение; чтение литературы о явлениях жизни, природы; игрушки; строительный материал (кубики, блоки, конструкторы).
Особое внимание воспитателя сосредоточено на обогащение содержания игр.
Сюжет появляется из окружающего восприятия явлений. При ознакомлении с окружающим заостряется внимание на моментах, которые можно отразить в игре:
младший возраст – предметы и способы их использования взрослыми;
средний и старший возраст – взаимоотношения людей.
Принципы:
- Рассказывать детям о труде людей, привлекая самих работников данных профессий (мед. сестра, врач и т.д.).
- Предлагать дополнительный игровой материал (куклы, машинки, строительный материал и др.).
- Воспитатель наблюдая, видит, что дети, играя, не могут дальше развить сюжет, своими действиями он «возрождает» ее, тем самым помогая им («входит» в игру в новой роли).
- Воспитатель напоминает детям о прошлых играх, о том, что они видели, задавать наводящие вопросы, своевременно изменять игровую среду, организовывать изобразительную, трудовую, конструктивную деятельность.
- Наблюдая за детскими играми, воспитатель обдумывает, как способствовать их развитию (наблюдение, чтение литературы и др.), а так же каким путем пробудить интерес к новой теме игры, связанной с полученными знаниями.
младший возраст
- детей учат сговариваться на игру (в главной роли – воспитатель);
- игра должна выбираться детьми самостоятельно, но сговариваться и распределять роли им помогает воспитатель;
- о хорошей игре необходимо вспомнить и в последующие дни;
- вечером целесообразно рассказать об игре родителям в присутствии детей.
средний возраст
- помочь детям распределить роли;
- учить детей при сговоре вспоминать что – то интересное из своей жизни и вносить в игру;
- своей репликой воспитатель может задать тему для игры.
старший возраст
В этот возрастной период появляются дети – «звезды». Задача воспитателя в подготовительный период игры тактично направить взаимоотношения детейтак, чтобы каждый нашел «свою нишу».
Инновационное руководство сюжетно – ролевой игры
(Короткова Н.А., Михайленко Н.Я.)
Свободная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений всего того, что в практической деятельности дается с трудом.
Задача: через игру развивать способность к воображению, образному мышлению.
Цель: формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Принципы организации сюжетно – ролевой игры:
Принцип 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
Воспитатель должен занять позицию «играющего партнера».
Принцип 2. Воспитатель должен с детьми играть на протяжении всего дошкольного детства, нона каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Воспитатель, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду варить суп, это у меня кастрюля и продукты»).
Принцип 3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Эта стратегия обеспечивает самостоятельную игру детей.
Средства организации сюжетно – ролевых игр:
Этап – формирование условных игровых действий
Воспитатель развертывает преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты (смысловая цепочка действий).
Этап – формирование ролевого поведения
Воспитатель развертывает «многоперсонажный» сюжет (взаимосвязь персонажей, ролей) – взаимодействие одного персонажа с другим, введение новых персонажей.
Этап – формирование умений строить новые сюжеты
Воспитатель развертывает «многотемные» сюжеты (комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов).
По психолого – педагогическим исследованиям игра у детей не возникает спонтанно, она передается другими людьми, которые уже владеют ею.
Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...
Традиционные и нетрадиционные приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.
Представлен материал по использованию традиционных и нетрадиционных материалов для организации и руководства сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников...
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе
Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...
«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»
знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте «Играем? Играем!»
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких красивых улиц и дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах, а по дорогам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети...
Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"
Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....