"Казачий край"
рабочая программа на тему
Авторская модифицированная программа по развитию музыкальных способностей дошкольников средствами казачьего фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 422.66 КБ |
Предварительный просмотр:
« Казачий край»
Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами казачьего музыкального фольклора
Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни.
Важным средством музыкального воспитания, формирования активной творческой личности, является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются от поколения к поколению .
Через народное искусство ребенок познает традиции и обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы, краски, которые доступны и интересны ребенку. Ценность народной культуры определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка, благодаря средствам выразительности. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Период дошкольного детства является наиболее сензитивным к восприятию народного творчества, его использованию в музыкальной деятельности.
Соприкосновение с народным фольклором, традициями, участие в праздниках и развлечениях, основанных на народном творчестве, духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории.
Видя огромный интерес детей к народному творчеству, к его музыкальному наследию, мною была разработана модифицированная программа «Казачий край», основой которой является программа Р.М. Чумичевой «Родники Дона»
Программа «Казачий край» , является программой по музыкальному воспитанию и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Она обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач. Это система специально – организованных мероприятий по таким видам музыкальной деятельности, как слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальная игра, игра – драматизация.
Работа строится в системе музыкальных занятий, массовых театрализованных праздников и развлечений, взаимодействия с родителями и воспитателями, использования ресурсов краеведческого мини- музея, сотрудничества с общественными организациями.
Цель программы: Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.
Отличительными особенностями программы является то, что содержание раскрывает эстетические , нравственные ценности культуры и истории Донского края, создает условия для открытия дошкольниками личностных смыслов, так как народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов музыкальной деятельности
Основные принципы программы для детей первого года обучения:
- Региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно – воспитательном процессе).
- Гуманитаризации ( широкое включение в региональное содержание знаний о человеке , формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания).
- Раскрытие исторической обусловленности тех или иных процессов, явлений.
- Культуросообразности.
- Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
- Комплексности и интеграции.
Задачи программы:
- Формировать представления детей о музыкальном наследии Донского края.
- Приучать детей вслушиваться в звучание мелодий, создающих художественно – музыкальные образы казачьего народа, эмоционально на них откликаться.
- Обучать музыкально – ритмическим движениям казачьих плясок, синтезируя имеющийся опыт, выражать свои чувства, эмоции, фантазию в танцевальных композициях.
- Развивать эмоционально – эстетическую сферу дошкольников в процессе восприятия литературных и изобразительных произведений искусства Дона.
- Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему Донского края.
Содержание программы включает в себя четыре раздела.
Старшая группа:
«Разродимая моя сторонка».
«Казак без коня, что пуля без ружья».
Подготовительная группа:
«Играй и пой казачий Дон»
«Казаку на Дону и камешек подпевает»
Педагогические мероприятия составляют 40% от «Основной общеобразовательной программы» ДОУ , проводятся с сентября по май, 2-3занятия в месяц, продолжительность 25 – 30 минут.
Старшая группа.
Слушание.
Знакомство детей с произведениями донских композиторов, с народными песнями, музыкальными былинами о природе Дона, о его жителях, о любви казаков к своей земле.
Развитие умения различать средства музыкальной выразительности, жанры музыкальных произведений; умения высказываться о характере, настроении, музыкально – художественном образе, детально анализировать произведение.
Музыкальный репертуар:
Гимн Донского казачества- «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», «Ой, да ты станица Белая Калитва» сл. М Солодило, муз. А Браславского, «Посадила я сады» казачья песня, «Казачье сердце»- казачья колыбельная.
Пение.
Знакомить детей с жанрами казачьих песен: колыбельная, хороводная, лирическая. Учить детей петь чисто интонируя мелодию, петь по подражанию музыкального руководителя с колоритом присущим казакам Донского края. Петь ярко, эмоционально, выразительно, с музыкальным сопровождением и без него. Развивать тембровый и динамический слух.
Музыкальный репертуар:
Казачья колыбельная «Казачье сердце», «Ой , на горе –то калина», «а горушке, на горе», «Ай, во поле липонька», «Косил сено казачок»
Музыкально – ритмические движения.
Формировать музыкально-ритмические навыки средствами казачьего фольклора. Обучать детей движениям казачьего пляса: для девочек - казачий шаг ( шаг с припаданием) и плавные движения с согнутыми в локтях руками; кружения с припаданием; для мальчиков – движения «штаны», «хлопота», «топота», « молоток».
Различные виды танцевального шага: простой хороводный, шаг кадрили, дробный шаг, «топающий».
Музыкальный репертуар:
Пляска «Варенька», хоровод «Ох, аленький, лазоревый цветочек», пляска для мальчиков « У плетня».
Музыкальные игры, хороводы.
Содействовать проявлению творчества детей, активизировать их творческие проявления, побуждать детей участвовать в играх – драматизациях, инсценировках. Обучать детей, используя творческие задания придумывать комбинации танцевальных движений, создавать образные ситуации.
Музыкальный репертуар:
Хороводная игра «Селезень», «Сокол и лебедушка», игра «На горушке, на горе», «Колечко».
Игра – драматизация
Познакомить детей с театральным искусством на Дону
Формировать представления детей о традициях и обрядах Донского края. Побуждать детей участвовать в праздниках и развлечениях, досугах и спектаклях. Развивать творческие способности, артистичность.
Праздники: «Посвящение в казаки», «Покровская ярмарка», ,«Щедровочка щедровала», «Святая Пасха», «Зеленые святки».
Спектакли по мотивам казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка», «Кот Бромбеус»
Подготовительная группа
Слушание
Знакомить детей с героическими песнями Донских казаков. Активизировать знания о жанрах в музыке, умения выделять средства музыкальной выразительности, анализировать произведения, выделять музыкальные части.
Активизировать внимание детей на то, что конь являлся главным в жизни казака.
Музыкальный репертуар:
Казачьи песни: «Про Атамана Платова», «Конь бьявой с походным вьком», «Судьба казака» сл. и муз. В Волкова. Казачья притча «Сон Степана Разина», «Ты воспой в саду соловейко», «Славьтесь, славьтесь казачки».
Пение
Совершенствовать певческие навыки, петь естественным голосом, без напряжения, подчеркивая характерную манеру казачьего народного пения. Знакомить с жанрами казачьих песен: плясовая, военная, частушка.
Музыкальный репертуар:
«Всадники – други» (марш – сигнал), казачьи песни «Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку», «Как донские казаки», «Молодая, молода», «Ой, долина», «Ой сад во дворе».
Музыкально – ритмические движения.
Формировать интерес дошкольников к танцевальным движениям. Учить движениям казачьего пляса: « на нижнем уровне «подвал», т. е. упражнения на полу (сидя, лёжа, в перекатах), на среднем уровне — упражнения в стойке и упражнения в прыжках», «молоток», «хлопушка», «мячик», «козлик» - движения для мальчиков; «выбрасывание платочка», кружения с шагом припадания.
Закреплять выразительное исполнение движений, умение передавать а пластике характер музыки, танцевальный образ. Активизировать словарный запас дошкольников
Музыкальный репертуар:
Пляска для мальчиков – «Оседлаю я коня»
Пляска для девочек – «Ясен то ли сокол»
Общий перепляс – «Казачок»
Музыкальные игры, хороводы.
Формировать музыкально – игровое творчество. Побуждать инсценировать музыкальные игры и хороводы, умение импровизировать разных персонажей, отражающих содержание фольклорного материала.
Музыкальный репертуар:
«На горушке, горе»- казачья хороводная песня, «Тетера», «Кони и всадники», «Яшка», «Ремешок», «Клубочек», «Кот на квашне», «Ай, во поле липонька»,
«Я у батюшки жила», «Капусточку я полола».
«Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»
Игра – драматизация
Продолжать знакомить детей с театральным искусством Дона, дать понятие «Театр балаган». Совершенствовать знания детей об обрядовых праздниках казаков. Развивать творчество, умение импровизировать в диалогах и монологах, в танцевальных композициях.
Музыкальный репертуар:
Постановка «Проводы казака в армию», «Казачьи посиделки», «Казачья свадьба».
Праздники «Святой вечерок», «Пасха на Дону», «Святая Троица»
Кукльный спектакль « В гости к нам пришел Чигуша».
Методические рекомендации
Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для музыкального развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части донского казачества, причастности к культуре своего края необходимо:
- Учитывать возрастные особенности детей, обучение проводить поэтапно – от простого к сложному, с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы.
- Занятия проводятся в форме игры, показа – инсценировки, театрального представления.
- Использовать элементы казачьего фольклора в овсех видах музыкальной деятельности, а также в совместной деятельности воспитателя и ребенка.
- Привлекать детей к самостоятельной деятельности.
- Поддерживать взаимосвязь с родителями:
- Встречи с бабушками, дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
- Посещение церкви на праздники
- Экскурсии в музей
- Изготовление костюмов
- Работа в тесной связи со специалистами ДОУ.
- Взаимодействие с казачьим кадетским корпусом им Атамана Платова, с Белокалитвинским Казачьим Юртом.
Методические рекомендации
по взаимодействию
с родителями
- Приобщение родителей к педагогическому процессу.
- Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
- Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.
- Создание условий для творческой самореализации детей и родителей.
- Информационно – педагогические материалы, выставки работ детского творчества, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомство с воспитательной, развивающей средой.
- Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
- Уважительное отношение семьи и образовательного учреждения.
Формы работы с родителями:
- день открытых дверей;
- индивидуальные и групповые беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания;
- праздники, развлечения, досуги;
- семейный клуб и др.
Методические и дидактические пособия:
Таблицы, схемы, дидактические игры, раздаточный материал, дидактический материал (картотека, фотоальбомы, аудиозаписи, художественная литература), репродукции картин донских и местных художников, портреты легендарных личностей Дона, поэтов, писателей, композиторов, художников.
Альбомы: «Словарь донских говоров, «Праздники на Дону», «Песни Донских казаков», «Казачий костюм», «Традиции и обряды Донских казаков», «Казачья кухня», «Мой родной город», «Города казачьего края»,
«Легендарные казаки».
Видеопрезентации: «Композиторы Дона», «Мы с тобой казаки», «Край в котором я живу», «Ой, ты степь широкая».
Перспективно – тематический план
Старший дошкольный возраст
Сентябрь
«Город юный и древний – сын казачьей станицы»
« На Дону, что ни хутор, то своя запевка»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других), дослушивать произведение до конца | «Дон Иванович» казачья былина, Ой, да ты станица «Белая Калитва» сл. М Солодило, муз. А. Браславского |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Обучать детей выразительному пению. Начинать пение после вступления вместе с воспитателем и без него. | «Полно вам снежочки», ,«Сотник», «Косил сено казачок» - казачьи песни |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Совершенствовать движение спокойного шага и развивать мелкие движения кисти. Совершенствовать танцевальные движения: легкий бег, ритмичные притопы, приседания; менять их в соответствии с изменением характера. Развивать внимание, чувство ритма, менять движения в соответствии с характером музыки. | Пляска для мальчиков – «Оседлаю я коня» Музыка по выбору муз рук-ля |
Музыкальные игры, хороводы | Способствовать развитию творческой активности детей. Учить импровизировать под музыку, соответствующего характера движения персонажей, учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни | «На горушке, горе»- казачья хороводная песня, «Галки в балке» |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Активизировать творческие проявления детей.. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового. Развивать способность понимать собеседника. | «Посвящение в казаки» |
Октябрь
«Казачью песню слушать, что мед ложкой кушать»
«Казак сам себя веселит»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Учить детей слушать и понимать музыку танцевального характера и изобразительные моменты в музыке. Познакомит с народной песней, передающей образы родной природы. | «Всколыхнулся взволновался православны Тихий Дон» - гимн донского казачества |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Учить детей воспринимать и передавать веселый, оживленный характер песни. Петь естественным голосом, легким звуком. Ясно произносить гласные в словах. | «Как донские казаки», «Молодая, молода»- казачьи песни |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Воспринимать и различать музыку маршевого и колыбельного характера, менять свои движения с изменением характера музыки. Развивать и укреплять мышцы стопы. Начинать движение после муз. вступления, двигаться легко, менять свои движения в соответствии двухчастной формой пьесы. Предложить детям творчески передавать движения игровых персонажей | Пляска для девочек – «Ясен то ли сокол» Музыка по выбору муз рук-ля |
Музыкальные игры, хороводы | Учить бегать врассыпную, а затем ходить по кругу друг за другом. Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. двигаться легко непринужденно, передавая в движении характер музыки. Развивать у детей быстроту реакции. | «Капусточку я полола», «Кот на квашне» |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Воспитывать уважительное отношение к старшим товарищам, желание смотреть и слушать их выступление. | «Покровская ярмарка» |
Ноябрь
«Ой, ты степь широкие поля, ой, ты Дон, ты Родина моя»
«Плясать не работа, а кто не умеет, тот срамота»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Учить детей образному восприятию музыки, различать настроение: грустное, веселое, спокойное. | «Казачье сердце»- казачья колыбельная. |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Совершенствовать певческий голос вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, обращать внимание на артикуляцию. Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх. | «Ой, долина», «Ой сад во дворе», «Я веселый взор заметил, точно запредметил» -казачьи песни |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Развивать внимание, чувство ритма, умение быстро реагировать на изменение характера музыки. Дети приобретают умение не терять направления движения, идя назад (отступая). Совершенствовать движения танца. Передавать в движениях спокойный, напевный характер музыки. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, выполнять ритмические хлопки. Проявлять быстроту и ловкость. | Общий перепляс – «Казачок» Музыка по выбору муз рук-ля |
Музыкальные игры, хороводы | Развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Прививать навыки, необходимые для правильного исполнения поскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения). | хоровод «Ох, аленький, лазоревый цветочек», игра «Ремешок» |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. | «Черная коровушка и Аннушка» - спектакль по мотивам казачьей сказки |
Декабрь
«Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец»
«Веселы привалы, где казаки запевалы»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями казачьего фольклора. Различать спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии. | Казачья притча «Сон Степана Разина», «Ты воспой в саду соловейко», «Не для меня». |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Формировать умение детей певческие навыки: умение петь легким звуком, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо. Точно интонировать попевку, различать высокие и низкие звуки, показывать их движением руки (вверх-вниз). | «Ой , на горе –то калина», «Ивушка» , «Последний ноншний денечек» -казачьи песни, |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Учить детей ходить бодрым шагом, сохраняя интервалы, менять энергичный характер шага на спокойный в связи с различными динамическими оттенками в музыке. Исполнять элементы танца легко, непринужденно, выразительно. Развивать ловкость и внимание. Побуждать детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. | Пляска «Варенька». Музыка по выбору муз рук-ля. |
Музыкальные игры, хороводы | Различать контрастные части музыки: бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, и легко прыгать на двух ногах. Различать двухчастную форму музыки и её динамические изменения, передавать это в движении. Добиваться четкости движений. | «Тетера», «Коза», «Голытьба»- казачьи хороводные игры. |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Содействовать устойчивому интересу к совместным праздникам. | «Проводы казак в армию» - драматизация |
Январь
«Казак с конем и ночью и днем»
Казак сам не поест, а коня накормит»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Воспринимать четкий ритм марша, выразительные акценты, прислушиваться к различным динамическим оттенкам. | «Конь бьявой с походным вьком» - казачья песня |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1- до2, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. | «Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»- казачьи песни |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Прививать навыки, необходимые для правильного исполнения поскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения). | «Пляска с шашками» музыка по выбору муз. рук-ля. |
Музыкальные игры, хороводы | Создать у детей бодрое, приподнятое настроение, развивать внимание, двигательную реакцию. Учить импровизировать движения разных персонажей. Вести хоровод по кругу, различать голоса по тембру, выполнять соответствующие игровые действия. | «Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»- казачьи хороводные игры |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Привлекать детей к активному участию в развлечении, создать хорошее настроение. | Развлечение «Щедровочка, щедровала» |
Февраль
«Кто пули боится, в казаки не годится»
«Донской казак хват, силой, удалью богат»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Продолжать развивать у детей желание слушать музыку. Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Познакомить с военными песня казаков. | «Про Атамана Платова»- казачья баллада, «Всадники – други» марш – сигнал. |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Учить детей передавать бодрый весёлый характер песни. Петь в темпе марша, бодро, четко. Формировать умение детей петь легким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. | «Мы с тобой казаки» сл. В. Подгорного, муз. К Красноярцева, «Славьтесь, славьтесь казачки» - казачья песня. |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Совершенствовать у детей движения поскока с ноги на ногу и выбрасывания ног, развивать наблюдательность. Закреплять умение детей различать звучание мелодии в разных регистрах: поочередно маршировать девочек и мальчиков, идти в парах, согласуя движения с регистровыми изменениями. Двигаться легко, изящно, выполнять ритмичные хлопки, кружиться на месте. Учить различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях | пляска для мальчиков « У плетня». музыка по выбору муз. рук-ля. |
Музыкальные игры, хороводы | Чувствовать маршеобразный характер музыки, двигаясь в соответствии с различным характером её частей (спокойно и подвижно); ритмично притопывать, кружиться парами. Развивать фантазию у детей. | «Кони и всадники», «Папаха», «Сети» - казачьи игры. |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Развивать чувство сопричастности ко всенародным торжествам, укреплять взаимоотношения между отцами и детьми | Досуг «Мы с тобой казаки» |
Март
«В гости к тетушке Аксинье»
«Из бабушкиного сундучка»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Учить детей различать средства музыкальной выразительности. Познакомить с понятием «плясовая» | «Пчелочка златая», «Из –за леса, из-за рощи» - казачьи песни. |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Учить детей узнавать знакомые песни. Петь легко непринужденно, в умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова. Приучать к сольному и подгрупповому пению | «Ой сад во дворе», «Меня ноне маменька бранила» - казачьи песни. |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Четко начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, правильно ходить по кругу, меняя направление. Четко выполнять три притопа, держа ровно спину, не сутулясь.
| Плясовая « Я капусточку сажала», музыка по выбору муз. рук-ля. |
Музыкальные игры, хороводы | Легко, изящно двигаться по кругу парами, меняя бег на пружинистые полуприседания и кружения в парах. Двигаться легким бегом в небольших кругах. Отмечая сильную долю такта ударами в бубен и хлопками | Хороводные игры: «На дощечку», «Я у батюшки жила», «Яблонька» |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Воспитывать уважение к самому близкому человек. Укреплять взаимоотношения в семье. | Праздник «Нет милее дружка, чем родная матушка» Спектакль «Кот Бромбеус» - по мотивам казачьей сказки |
Апрель
«Все на Дону родится, только надобно трудиться»
«От безделья не бывает у казака веселья»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Обратить внимание на изобразительные особенности песни. Воспринимать характерные интонации задорной частушки, чувствовать настроение музыки. Узнавать при повторном слушании. Учить детей ясно излагать свои мысли и чувства, эмоциональное восприятие и ощущения. | «Посадила я сады», «Ой горят лампадочки» - казачьи песни |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Воспринимать песню нежного, лирического характера, передающую чувство любви к маме. Исполнять ласково, напевно. Проникнуться радостным весенним настроением, переданным в песне; петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев. Петь напевно, плавно в ближайших тональностях с сопровождением инструмента и без него. | «Ты воспой в саду соловейко», «Зародилась красна ягодка» - казачьи песни |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Совершенствовать плясовые движения, учить своевременно, поочередно начинать и заканчивать движение. Развивать воображение, умение действовать с воображаемым предметом. Передавать легкий, задорный характер танца, точный ритмический рисунок. Развивать ловкость и быстроту реакции.
| «А я пашеньку пахала» - пляска, музыка по выбору муз. рук-ля. |
Музыкальные игры, хороводы | Четко начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, правильно ходить по кругу, меняя направление. Четко выполнять три притопа, держа ровно спину, не сутулясь. | Игра «Колечко», хороводы: «Все бы я по горенке ходила», «на реченьке на быстрой». |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. | Праздник «Святая Пасха» |
Май
«Из плохого казака атамана не получится»
«Где казак, там и слава»
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Слушание: (Восприятие музыкальных произведений) | Обратить внимание на изобразительные особенности песни, динамику звучания. | Казачья притча «Сон Степана Разина» |
Пение: (Развитие певческих навыков) | Учить детей петь слаженно, начиная и заканчивая пение одновременно с музыкой. Внимательно слушать вступление и проигрыш. Петь сдержанно, гордо, соблюдая ритмический рисунок, правильно брать дыхание. Эмоционально исполнять песню веселого, подвижного характера, передавая динамические оттенки пенсии. Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вверх и вниз. | «Ясен то ли сокол», «Бравый атаман» сл.И куприянова, муз П.Иванова. |
Музыкально-ритмические движения: упражнения
| Развивать плавность движений и умение изменять силу мышечного напряжения в соответствии с различными динамическими оттенками в музыкального произведении.
| Казачья пляска «Пере музыка по выбору муз. рук-ля.права» |
Музыкальные игры, хороводы | Создать радостное настроение, желание танцевать. Двигаться по кругу, исполняя песню. Слушать и определять звучание бубна или погремушки и в соответствии с этим изменять движения (приплясывать на месте или кружиться). | Хоровод «Березка», игра «Сокол и лебедушка» р.н.и. |
Игра – драматизация, развлечения, праздники | Вызвать интерес к выступлению свих сверстников | Развлечение «Зеленые святки» |
Нормативные документы и литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг
- М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
- Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»
- В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края»
- Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
- Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»
- Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»
Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Л.А. Платохина региональная программа «Родники Дона»
О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Кубанский край-казачий край"
Авторская образовательная программа «Кубанский край - казачий край» для детей дошкольного возраста группы казачьей направленности...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе "Кубанский край - казачий край!"
Открытое занятие по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с учетом регионального компонента...
Мастер-класс: «Казачий край – мой край родной»
Данный мастер-класс будет полезен и доступен детям дошкольного возраста, а также педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования, а также творческим родителям....
Край Донской - казачий край
Расширятся знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках. Дети приобщатся к культуре и истории Донского края. Дети должны испытывать чувство гордости за свой родной край....
Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».
Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...
Казачий край--России край
Любовь к радному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье , своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь постепенно переходит в любовь к родной стране, и ...
Казачий край- России край
Сценарий для детей старших и подготовительных групп (раздел - региональный компанент)...