"Казачий край"
рабочая программа на тему

Сорокина Татьяна Александровна

Авторская модифицированная программа по развитию музыкальных способностей дошкольников средствами казачьего фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx422.66 КБ

Предварительный просмотр:

« Казачий край»

Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами казачьего  музыкального фольклора

E:\таня\посиделки\PB270060.JPG

                       Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни.

Важным средством музыкального воспитания, формирования активной творческой личности, является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются от поколения к поколению .

Через  народное искусство ребенок познает традиции и обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы, краски, которые доступны и интересны ребенку. Ценность народной культуры определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка, благодаря средствам выразительности. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Период дошкольного детства является наиболее сензитивным к восприятию народного творчества, его использованию в музыкальной деятельности.

Соприкосновение с народным фольклором, традициями, участие в праздниках и развлечениях, основанных на народном творчестве, духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории.

Видя огромный интерес детей к народному творчеству, к его музыкальному наследию, мною была разработана модифицированная программа «Казачий край», основой которой является программа Р.М. Чумичевой «Родники Дона»

Программа «Казачий край» , является программой по музыкальному воспитанию и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Она обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач. Это система специально – организованных мероприятий по таким видам музыкальной деятельности, как слушание, пение, музыкально – ритмические  движения, музыкальная игра, игра – драматизация.

Работа строится в системе музыкальных занятий, массовых театрализованных праздников и развлечений, взаимодействия с родителями и воспитателями, использования ресурсов краеведческого мини- музея, сотрудничества с общественными организациями.

Цель программы:  Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами  музыкального фольклора.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание раскрывает эстетические , нравственные ценности культуры и истории Донского края, создает условия для открытия дошкольниками личностных смыслов, так как народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов музыкальной деятельности

Основные принципы программы для детей первого года обучения:

  1. Региональности  (ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно – воспитательном процессе).
  2. Гуманитаризации ( широкое включение в региональное содержание знаний о человеке , формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания).
  3. Раскрытие исторической обусловленности тех или иных процессов, явлений.
  4. Культуросообразности.
  5. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
  6. Комплексности и интеграции.

Задачи программы:

  1. Формировать представления детей о музыкальном наследии Донского края.
  2. Приучать детей вслушиваться в звучание мелодий, создающих художественно – музыкальные образы казачьего народа, эмоционально на них откликаться.
  3. Обучать музыкально – ритмическим  движениям казачьих плясок, синтезируя имеющийся опыт, выражать свои чувства, эмоции, фантазию в танцевальных композициях.
  4. Развивать эмоционально – эстетическую сферу дошкольников в процессе восприятия литературных и изобразительных произведений искусства Дона.
  5. Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему Донского края.

Содержание программы включает в себя четыре раздела.

Старшая группа:

«Разродимая моя сторонка».

«Казак без коня, что пуля без ружья».

Подготовительная группа:

«Играй и пой казачий Дон»

«Казаку на Дону и камешек подпевает»

Педагогические мероприятия  составляют 40% от «Основной общеобразовательной программы»  ДОУ , проводятся с сентября по май, 2-3занятия в месяц, продолжительность 25 – 30 минут.

Старшая группа.

Слушание.

Знакомство детей с произведениями донских композиторов, с народными песнями, музыкальными былинами о природе Дона, о его жителях, о любви казаков к своей земле.

Развитие умения различать средства музыкальной выразительности, жанры музыкальных произведений; умения высказываться о характере, настроении, музыкально – художественном образе, детально анализировать произведение.

Музыкальный репертуар:

Гимн Донского казачества- «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», «Ой, да ты станица Белая Калитва» сл. М Солодило, муз. А Браславского, «Посадила я сады» казачья песня, «Казачье сердце»- казачья колыбельная.

Пение.

Знакомить детей с жанрами казачьих песен: колыбельная, хороводная, лирическая. Учить детей петь чисто интонируя мелодию, петь по подражанию музыкального руководителя с колоритом присущим казакам Донского края. Петь ярко, эмоционально, выразительно, с музыкальным сопровождением и без него. Развивать тембровый и динамический слух.

Музыкальный репертуар:

Казачья колыбельная «Казачье сердце», «Ой , на горе –то калина», «а горушке, на горе», «Ай, во поле липонька», «Косил сено казачок»

Музыкально – ритмические движения.

Формировать музыкально-ритмические навыки средствами казачьего фольклора. Обучать детей движениям казачьего пляса: для девочек -  казачий шаг ( шаг с припаданием) и плавные движения с согнутыми в локтях руками; кружения с припаданием; для мальчиков – движения «штаны», «хлопота», «топота», « молоток».

Различные виды танцевального шага: простой хороводный, шаг кадрили, дробный шаг, «топающий».

Музыкальный репертуар:

Пляска «Варенька», хоровод «Ох, аленький, лазоревый цветочек», пляска для мальчиков « У плетня».

Музыкальные игры, хороводы.

Содействовать проявлению творчества детей, активизировать их творческие проявления, побуждать детей участвовать в играх – драматизациях, инсценировках. Обучать детей, используя творческие задания придумывать комбинации танцевальных движений, создавать образные ситуации.

Музыкальный репертуар:

Хороводная игра «Селезень», «Сокол и лебедушка», игра «На горушке, на горе», «Колечко».

Игра – драматизация

Познакомить детей с театральным искусством на Дону

Формировать представления детей о традициях и обрядах Донского края. Побуждать детей участвовать в праздниках и развлечениях, досугах и спектаклях. Развивать творческие способности, артистичность.

Праздники: «Посвящение в казаки», «Покровская ярмарка»,  ,«Щедровочка щедровала», «Святая Пасха», «Зеленые святки».

Спектакли по мотивам казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка», «Кот Бромбеус»

Подготовительная группа

                                                    Слушание

Знакомить детей с героическими песнями Донских казаков. Активизировать знания о жанрах в музыке, умения выделять средства музыкальной выразительности, анализировать произведения, выделять музыкальные части.

Активизировать внимание детей на то, что конь являлся главным в жизни казака.

Музыкальный репертуар:

     Казачьи песни: «Про Атамана Платова», «Конь бьявой с походным вьком», «Судьба казака» сл. и муз. В Волкова. Казачья притча «Сон Степана  Разина», «Ты воспой в саду соловейко», «Славьтесь, славьтесь казачки».

Пение

Совершенствовать певческие навыки, петь естественным голосом, без напряжения, подчеркивая характерную манеру казачьего народного пения. Знакомить с жанрами казачьих песен: плясовая, военная, частушка.

Музыкальный репертуар:

«Всадники – други» (марш – сигнал), казачьи песни «Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку», «Как донские казаки», «Молодая, молода», «Ой, долина», «Ой сад во дворе».

Музыкально – ритмические движения.

Формировать интерес дошкольников к танцевальным движениям. Учить движениям казачьего пляса: « на нижнем уровне «подвал», т. е. упражнения на полу (сидя, лёжа, в перекатах), на среднем уровне — упражнения в стойке и упражнения в прыжках», «молоток», «хлопушка», «мячик», «козлик» - движения для мальчиков; «выбрасывание платочка», кружения с шагом припадания.

Закреплять выразительное исполнение движений, умение передавать а пластике характер музыки, танцевальный образ. Активизировать словарный запас дошкольников

Музыкальный репертуар:

Пляска для мальчиков – «Оседлаю я коня»

Пляска для девочек – «Ясен то ли сокол»

Общий перепляс – «Казачок»

Музыкальные игры, хороводы.

Формировать музыкально – игровое творчество. Побуждать инсценировать музыкальные игры и хороводы,  умение импровизировать разных персонажей, отражающих содержание фольклорного материала.

Музыкальный репертуар:

«На горушке, горе»- казачья хороводная песня, «Тетера», «Кони и всадники», «Яшка», «Ремешок», «Клубочек», «Кот на квашне», «Ай, во поле липонька»,

«Я у батюшки жила», «Капусточку я полола».

«Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»

Игра – драматизация

Продолжать знакомить детей с театральным искусством Дона, дать понятие «Театр балаган». Совершенствовать знания детей об обрядовых праздниках казаков. Развивать творчество, умение импровизировать в диалогах и монологах, в танцевальных композициях.

Музыкальный репертуар:

Постановка «Проводы казака в армию», «Казачьи посиделки», «Казачья свадьба».

Праздники «Святой вечерок», «Пасха на Дону», «Святая Троица»

Кукльный спектакль  « В гости к нам пришел Чигуша».

Методические рекомендации

Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для музыкального развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части донского казачества, причастности к культуре своего края необходимо:

  • Учитывать возрастные особенности детей, обучение проводить поэтапно – от простого к сложному, с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы.
  • Занятия проводятся в форме игры, показа – инсценировки, театрального представления.
  • Использовать элементы казачьего фольклора в овсех видах музыкальной деятельности, а также в совместной деятельности воспитателя и ребенка.
  • Привлекать детей к самостоятельной деятельности.
  • Поддерживать взаимосвязь с родителями:
  • Встречи с бабушками, дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
  • Посещение церкви на праздники
  • Экскурсии в музей
  • Изготовление костюмов

  • Работа в тесной связи со специалистами ДОУ.
  • Взаимодействие с казачьим кадетским корпусом им Атамана Платова, с Белокалитвинским Казачьим Юртом.

Методические рекомендации

по взаимодействию

 с родителями

  1. Приобщение родителей к педагогическому процессу.
  2. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
  3. Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.
  4. Создание условий для творческой самореализации детей и родителей.
  5. Информационно – педагогические материалы, выставки работ детского творчества, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомство с воспитательной, развивающей средой.
  6. Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
  7. Уважительное отношение семьи и образовательного учреждения.

Формы работы с родителями:

- день открытых дверей;

- индивидуальные и групповые беседы;

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительские собрания;

- праздники, развлечения, досуги;

- семейный клуб и др.

Методические и дидактические пособия:

Таблицы, схемы, дидактические игры, раздаточный материал, дидактический материал (картотека, фотоальбомы, аудиозаписи, художественная литература), репродукции картин донских и местных художников, портреты легендарных личностей Дона, поэтов, писателей, композиторов, художников.

Альбомы: «Словарь донских говоров, «Праздники на Дону», «Песни Донских казаков», «Казачий костюм», «Традиции и обряды Донских казаков», «Казачья кухня», «Мой родной город», «Города казачьего края»,

«Легендарные казаки».

Видеопрезентации: «Композиторы Дона», «Мы с тобой казаки», «Край в котором я живу», «Ой, ты степь широкая».

                         Перспективно – тематический план

Старший дошкольный возраст

Сентябрь

«Город юный и древний – сын казачьей станицы»

« На Дону, что ни хутор, то своя запевка»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других), дослушивать произведение до конца

«Дон Иванович» казачья былина, Ой, да ты станица «Белая Калитва» сл. М Солодило, муз. А. Браславского

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Обучать детей выразительному пению. Начинать пение после вступления вместе с воспитателем и без него.

«Полно вам снежочки», ,«Сотник», «Косил сено казачок» - казачьи песни

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

 Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Совершенствовать движение спокойного шага и развивать мелкие движения кисти.

 Совершенствовать танцевальные движения: легкий бег, ритмичные притопы, приседания; менять их в соответствии с изменением характера.

Развивать внимание, чувство ритма, менять движения в соответствии с характером музыки.

Пляска для мальчиков – «Оседлаю я коня»

Музыка по выбору муз рук-ля

Музыкальные игры, хороводы

Способствовать развитию творческой активности детей. Учить импровизировать под музыку, соответствующего характера движения персонажей, учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни

«На горушке, горе»- казачья хороводная песня, «Галки в балке»

Игра – драматизация, развлечения, праздники

 Активизировать творческие проявления детей.. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

 Развивать способность понимать собеседника.
Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.
Развивать умение передавать эмоциональное состояние.

«Посвящение в казаки»

Октябрь

«Казачью песню слушать, что мед ложкой кушать»

«Казак сам себя веселит»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Учить детей слушать и понимать музыку танцевального характера и изобразительные моменты в музыке. Познакомит с народной песней, передающей образы родной природы.

«Всколыхнулся взволновался православны Тихий Дон» - гимн донского казачества

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Учить детей воспринимать и передавать веселый, оживленный характер песни. Петь естественным голосом, легким звуком. Ясно произносить гласные в словах.

«Как донские казаки», «Молодая, молода»- казачьи песни

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

 Воспринимать и различать музыку маршевого и колыбельного характера, менять свои движения с изменением характера музыки. Развивать и укреплять мышцы стопы.

 Начинать движение после муз. вступления, двигаться легко, менять свои движения в соответствии двухчастной формой пьесы. Предложить детям творчески передавать движения игровых персонажей

Пляска для девочек – «Ясен то ли сокол»

Музыка по выбору муз рук-ля

Музыкальные игры, хороводы

 Учить бегать врассыпную, а затем ходить по кругу друг за другом. Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления.

 двигаться легко непринужденно, передавая в движении характер музыки.  

Развивать у детей быстроту реакции.

«Капусточку я полола», «Кот на квашне»

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Воспитывать уважительное отношение к старшим товарищам, желание смотреть и слушать их выступление.

«Покровская ярмарка»

Ноябрь

«Ой, ты степь широкие поля, ой, ты Дон, ты Родина моя»

«Плясать не работа, а кто не умеет, тот срамота»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Учить детей образному восприятию музыки, различать настроение: грустное, веселое, спокойное.

«Казачье сердце»- казачья колыбельная.

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Совершенствовать певческий голос вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, обращать внимание на артикуляцию.

Закреплять у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.

«Ой, долина», «Ой сад во дворе», «Я веселый взор заметил, точно запредметил» -казачьи песни

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

Развивать внимание, чувство ритма, умение быстро реагировать на изменение характера музыки. Дети приобретают умение не терять направления движения, идя назад (отступая).

Совершенствовать движения танца. Передавать в движениях спокойный, напевный характер музыки.  Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, выполнять ритмические хлопки. Проявлять быстроту и ловкость.

Общий перепляс – «Казачок»

Музыка по выбору муз рук-ля

Музыкальные игры, хороводы

 Развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Прививать навыки, необходимые для правильного исполнения поскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения). 

хоровод «Ох, аленький, лазоревый цветочек», игра «Ремешок»

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях.

«Черная коровушка и Аннушка» - спектакль по мотивам казачьей сказки

Декабрь

«Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец»

«Веселы привалы, где казаки запевалы»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями казачьего фольклора. Различать спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии.

Казачья притча «Сон Степана  Разина», «Ты воспой в саду соловейко», «Не для меня».

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Формировать умение детей певческие навыки: умение петь легким звуком, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо.

Точно интонировать попевку, различать высокие и низкие звуки, показывать их движением руки (вверх-вниз).

«Ой , на горе –то калина»,

«Ивушка» , «Последний ноншний денечек» -казачьи песни,

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

Учить детей ходить бодрым шагом, сохраняя интервалы, менять энергичный характер шага на спокойный в связи с различными динамическими оттенками в музыке.

  Исполнять элементы танца легко, непринужденно, выразительно. Развивать ловкость и внимание.

 Побуждать детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен.

Пляска «Варенька». Музыка по выбору муз рук-ля.

Музыкальные игры, хороводы

 Различать контрастные части музыки: бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, и легко прыгать на двух ногах.

 Различать двухчастную форму музыки и её динамические изменения, передавать это в движении. Добиваться четкости движений.

«Тетера», «Коза», «Голытьба»- казачьи хороводные игры.

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Содействовать устойчивому интересу к совместным праздникам.

«Проводы казак в армию» - драматизация

Январь

«Казак с конем и ночью и днем»

Казак сам не поест, а коня накормит»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Воспринимать четкий ритм марша, выразительные акценты, прислушиваться к различным динамическим оттенкам.

«Конь бьявой с походным вьком» - казачья песня

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1- до2, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.

«Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»- казачьи песни

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

 Развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Прививать навыки, необходимые для правильного исполнения поскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения). 

«Пляска с шашками» музыка по выбору муз. рук-ля.

Музыкальные игры, хороводы

 Создать у детей бодрое, приподнятое настроение, развивать внимание, двигательную реакцию. Учить импровизировать движения разных персонажей. Вести хоровод по кругу, различать голоса по тембру, выполнять соответствующие игровые действия.

«Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»- казачьи хороводные игры

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Привлекать детей к активному участию в развлечении, создать хорошее настроение.

Развлечение «Щедровочка, щедровала»

Февраль

«Кто пули боится, в казаки не годится»

«Донской казак хват, силой, удалью богат»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Продолжать развивать у детей желание слушать музыку. Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Познакомить с военными песня казаков.

«Про Атамана Платова»- казачья баллада, «Всадники – други» марш – сигнал.

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Учить детей передавать бодрый весёлый характер песни. Петь в темпе марша, бодро, четко. Формировать умение детей петь легким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

«Мы с тобой казаки» сл. В. Подгорного, муз. К Красноярцева, «Славьтесь, славьтесь казачки» - казачья песня.

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

 Совершенствовать у детей движения поскока с ноги на ногу и выбрасывания ног, развивать наблюдательность. Закреплять умение детей различать звучание мелодии в разных регистрах: поочередно маршировать девочек и мальчиков, идти в парах, согласуя движения с регистровыми изменениями.

Двигаться легко, изящно, выполнять ритмичные хлопки, кружиться на месте. Учить различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях

пляска для мальчиков « У плетня».

музыка по выбору муз. рук-ля.

Музыкальные игры, хороводы

Чувствовать маршеобразный характер музыки, двигаясь в соответствии с различным характером её частей (спокойно и подвижно); ритмично притопывать, кружиться парами. Развивать фантазию у детей.

«Кони и всадники», «Папаха», «Сети» - казачьи игры.

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Развивать чувство сопричастности ко всенародным торжествам, укреплять взаимоотношения между отцами и детьми

Досуг «Мы с тобой казаки»

Март

«В гости к тетушке Аксинье»

«Из бабушкиного сундучка»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Учить детей различать средства музыкальной выразительности. Познакомить с понятием «плясовая»

«Пчелочка златая», «Из –за леса, из-за рощи» - казачьи песни.

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Учить детей узнавать знакомые песни. Петь легко непринужденно, в умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова. Приучать к сольному и подгрупповому пению

«Ой сад во дворе», «Меня ноне маменька бранила» - казачьи песни.

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

Четко начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, правильно ходить по кругу, меняя направление. Четко выполнять три притопа, держа ровно спину, не сутулясь.

 

Плясовая « Я капусточку сажала», музыка по выбору муз. рук-ля.

Музыкальные игры, хороводы

Легко, изящно двигаться по кругу парами, меняя бег на пружинистые полуприседания и кружения в парах.

Двигаться легким бегом в небольших кругах. Отмечая сильную долю такта ударами в бубен и хлопками

Хороводные игры: «На дощечку», «Я у батюшки жила», «Яблонька»

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Воспитывать уважение к самому близкому человек. Укреплять взаимоотношения в семье.

Праздник «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Спектакль «Кот Бромбеус» - по мотивам казачьей сказки

Апрель

«Все на Дону родится, только надобно трудиться»

«От безделья не бывает у казака веселья»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Обратить внимание на изобразительные особенности песни. Воспринимать характерные интонации задорной частушки, чувствовать настроение музыки. Узнавать при повторном слушании.

Учить детей ясно излагать свои мысли и чувства, эмоциональное восприятие и ощущения.

«Посадила я сады», «Ой горят лампадочки» - казачьи песни

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Воспринимать песню нежного, лирического характера, передающую чувство любви к маме. Исполнять ласково, напевно. Проникнуться радостным весенним настроением, переданным в песне; петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев.

Петь напевно, плавно в ближайших тональностях с сопровождением инструмента и без него.

«Ты воспой в саду соловейко», «Зародилась красна ягодка» - казачьи песни

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

Совершенствовать плясовые движения, учить своевременно, поочередно начинать и заканчивать движение. Развивать воображение, умение действовать с воображаемым предметом.

Передавать легкий, задорный характер танца, точный ритмический рисунок. Развивать ловкость и быстроту реакции.

 

«А я пашеньку пахала» - пляска, музыка по выбору муз. рук-ля.

Музыкальные игры, хороводы

Четко начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, правильно ходить по кругу, меняя направление. Четко выполнять три притопа, держа ровно спину, не сутулясь.

Игра «Колечко», хороводы: «Все бы я по горенке ходила», «на реченьке на быстрой».

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Праздник «Святая Пасха»

Май

«Из плохого казака атамана не получится»

«Где казак, там и слава»

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Слушание:

(Восприятие музыкальных произведений)

Обратить внимание на изобразительные особенности песни, динамику звучания.

Казачья притча «Сон Степана  Разина»

Пение:

(Развитие певческих навыков)

Учить детей петь слаженно, начиная и заканчивая пение одновременно с музыкой. Внимательно слушать вступление и проигрыш.

Петь сдержанно, гордо, соблюдая ритмический рисунок, правильно брать дыхание. Эмоционально исполнять песню веселого, подвижного характера, передавая динамические оттенки пенсии.

Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вверх и вниз.

«Ясен то ли сокол», «Бравый атаман» сл.И куприянова, муз П.Иванова.

Музыкально-ритмические  движения:

упражнения

                 

Развивать плавность движений и умение изменять силу мышечного напряжения в соответствии с различными динамическими оттенками в музыкального произведении.

 

Казачья пляска «Пере музыка по выбору муз. рук-ля.права»

Музыкальные игры, хороводы

Создать радостное настроение, желание танцевать. Двигаться по кругу, исполняя песню. Слушать и определять звучание бубна или погремушки и в соответствии с этим изменять движения (приплясывать на месте или кружиться).

Хоровод «Березка», игра «Сокол и лебедушка» р.н.и.

Игра – драматизация, развлечения, праздники

Вызвать интерес к выступлению свих сверстников

Развлечение «Зеленые святки»

Нормативные документы и литература:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)

- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)

 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг

- М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

- Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»

- В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края»

- Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

- Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»

- Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»

Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Л.А. Платохина  региональная программа «Родники Дона»

О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Кубанский край-казачий край"

Авторская образовательная программа «Кубанский край - казачий край» для детей дошкольного возраста группы казачьей направленности...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе "Кубанский край - казачий край!"

Открытое занятие  по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с учетом регионального компонента...

Мастер-класс: «Казачий край – мой край родной»

Данный мастер-класс будет полезен и доступен детям дошкольного возраста, а также педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования, а также творческим родителям....

Край Донской - казачий край

Расширятся знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках. Дети приобщатся к культуре и истории Донского края. Дети должны испытывать чувство гордости за свой родной край....

Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».

Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...

Казачий край--России край

Любовь к радному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого -  любви к своей семье , своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь постепенно переходит в любовь к родной стране, и ...

Казачий край- России край

Сценарий для детей старших и подготовительных групп (раздел - региональный компанент)...