Новые формы работы с семьей
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 9
г.Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район
ул.Победы 244 г.Славянск-на-Кубани Краснодарский край
тел. 8-861(46) 2-18-93
e-mail: mbdoudc9@ mail.ru
Педагогический проект
Новые формы взаимодействия ДОУ
с семьей
Старший воспитатель
Олейник Н.В.
Ожидаемый результат:
* Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.
* Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.
* Появление в семье общих интересов, увлечений как для взрослых, так и для детей.
* Повышение достижений ребенка в области творчества , в области знаний и бытовых навыках.
* Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.
* Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги-единомыщленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношенияк воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные лостижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитиии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом : " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут наконтакт и сотрудничество.
5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат, назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта опробировать новые формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках новой философии:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ресурсы:
1. Нормативно - правовое обеспечение: Закон "Об образовании" РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Концепция дошкольного воспитания , Декларация прав ребенка .
2. Педагоги ДОУ высокой квалификации ( 1 категории).
3. Материально - техническое оснащение помещений ДОУ.
4. Родительский комитет ДОУ, готовый на социальное партнерство в реализации проекта.
Риски:
* Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
* Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.
Предупреждение рисков:
* Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.
* Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.
* Опора на помощь родительского комитета.
* Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
Этапы реализации проекта:
1. Аукцион педагогических идей внутри сада по нетрадиционным формам работы с семьей ( ноябрь 2012)
2. Определение нетрадиционных форм работы с семьей в каждой группе.
3. Погодовое планирование этапов работы по новым формам взаимодействия с семьей.
4. Тестовая работа, анализ, обработка материалов по данному проекту.
5. Выводы.
Продукты проекта:
1. Видео и фото материалы новых нетрадиционных форм работы с родителями.
2. Публикации в СМИ и Социальной сети.
3. Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений.
4. Анкеты
5. Семейные стенгазеты.
6. Проектная папка.
Формы реализации проекта:
1. Семейный клуб "Моя счастливая семья", руководитель Олейник Н.В. 2013г.
3. Клуб "Молодые бабушки". Руководитель Гричан Ю.В. 2013г.
4. Устный журнал "Родители и дети" для молодых родителей. Руководитель Олейник Н.В. 2013г.
5. Семейный клуб Здоровья. Руководитель Чернышева Т.И., 2013год
Актуальность проблемы.
Внедрение инноваций в работе ДОУ - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В нашем детском саду несколько лет проходит аукцион педагогических идей с целью достижения более высоких результатов образовательного процесса. В январе 2011 года несколько групп выступили инициаторами инновации " Новые формы работы с семьей", мотивируя выбор темы тем, что старые формы работы с семьей не всегда дают положительный результат. К тому же наблюдается, что дети во всех семьях испытывают дефицит духовного общения с родителями. Родители очень мало времени уделяют детям. Больше заняты уборкой, готовкой, стиркой... А духовно-эмоциональное общение детей и родителей находится на втором плане. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей. вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.
Для выполнения этой цели нужно освоить новые формы работы с семьей, которые помогут разрешить актуальную проблему дефицита эмоционального общения детей и родителей. Для преодоления старых стереотипов в работе с родителями целесообразно внедрять в практику Положения новой философии взаимодействия с семьей в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Глава 1.Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы.
Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родителеи испытывают стеснение их-за скромной обстановке квартиры.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
- наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родителеи испытывают стеснение их-за скромной обстановке квартиры.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих детей, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щироким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих усдловиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.
Поэтому наш детский сад избрал новую философию взаимодействия ДОУ с семьей.
Глава 2. Новая философия взаимодействия ДОУ с семьей.
Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей.
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.:
- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Новые формы взаимодействия с семьей.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в нашем ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
В семейных клубах и объединениях проводятся следующие виды мероприятий:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соц.обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
-почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- интеллектуальные ринги для детей ДОУ с их старшими братьями и сестрами;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостинная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- аукцион секретов воспитания и др.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Промежуточные результаты по Проекту «Новые формы взаимодействия ДОУ
с семьей»
Обновления во взаимодействии педагогов с семьей постепенно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников....
НОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
В статье рассказано об организации окружного конкурса "Музыкальный марафон". Автор статьи и разработчик конкурса: Исакова Л.Ю. - музыкальный руководитель ДОУ....
"План взаимодействия с семьями воспитанников" по новой форме.
Оформление работы с родителями в новой форме, с учетом работы непосредственно всего детского сада, а также непосредственно работа воспитателя с рамках тематической недели. Очень удобная форма оформлен...
Новые формы работы с семьей
Обобщенный опыт работы...
«Внедрение новых форм работы с семьей»
Одним из важнейших условий совершенствования образовательно-воспитательного процесса в ДОУ является внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями наших воспитанников....
Новые формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении школьников к здоровому образу жизни
Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада в соответствии со специ...
статья :РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как педагоги...