Советы психолога.
статья
Что делать если каждое возвращение с прогулки домой, заканчивается скандалами?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Советы психолога для родителей
Не хочу домой!
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ КАЖДОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОГУЛКИ ДОМОЙ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СКАНДАЛАМИ И ИСТЕРИКОЙ
Если ребенок домой не идет, значит, ему хорошо гуляется. Порадуйтесь этому вместо того, чтобы сердиться на непокорного малыша. Сначала - порадуйтесь тому, какой ваш малыш деятельный и энергичный, и только потом приступайте к эвакуации капризного чуда из той же песочницы. «Прирос» и уходить не желает? Попробуйте не выдергивать малыша, как редиску из грядки, а, проявив смекалку и выдумку, домой малыша заманить Пусть это станет игрой, и не столько его, сколько вашей: получится - не получится, кто кого?!
Важно настроить ребенка на нужную волну, играя со своим малышом, превратив серьезное дело в веселое: «Машинка возила песок, устала; поедем домой, покормим бензином!»
Способы завлечь и увести
Дайте ребенку возможность выбирать
Воспользуйтесь тайным приемом родителей – «выбор без выбора».
Например, вы не спрашиваете, будет ли он собирать свои песочные принадлежности (это само собой подразумевается). Вы говорите: «Формочки положим в пакет или в ведерко?» Не выясняете, хочет он отправляться домой или нет, а уточняете: «Ты сам из песочницы выберешься или тебе помочь?», «Пойдем по этой дорожке или по той?» Таким образом, вы переключаете внимание ребенка с того, что он должен сделать обязательно (а ему не хочется), на решение проблемы: а что для меня выгодней? Он может выбирать сам, и выбирает, и ему некогда сопротивляться.
Переключите детское внимание...
С не очень-то интересного занятия («собирай игрушки, пошли домой») на какую-то приятную перспективу: «Если ты поторопишься, то по дороге мы поиграем в сказку».
Дети так устроены, что вечно что-нибудь не желают: убирать игрушки, есть гречневую кашу, чистить на ночь зубы, а по утрам заправлять постель, возвращаться домой с прогулки...
Почему? Ребенок не желает делать что-то просто потому, что это скучная необходимость, которую нужно выполнять обязательно. А то, что обязательно, - вечно не хочется. И тут детей можно понять: в конце концов, это ваше желание, а не их. Родители заботятся о здоровье и о режиме дня, о гармоничном развитии и о воспитании культурных навыков, о развивающей среде и массе всего ужасного необходимого. Мы-то знаем, что это в жизни ему пригодится. Но ребенка, в сущности, мало заботит собственное будущее, ему куда важнее, что происходит сию минуту. А сейчас вы им командуете («Идем, нам пора!»). У него нет выбора: подчиняйся - и все. Неинтересно и обидно.
Сделайте так, чтобы он захотел, превратите ваше желание в его собственное - и никаких проблем не возникнет. Иногда это просто, иногда потруднее, но возможно всегда. Если, конечно, применить смекалку.
Чтобы такое дело у вас получилось, необходимо:
а) действовать уверенно, спокойно и доброжелательно;
б) учитывать возрастные особенности (как всегда).
Причем «б» тут самое главное. Если вы вовремя вспомните и учтёте пункт «б», то и «а» само собою получится.
Итак, в чем особенности разыгравшейся детворы столь мелкого возраста?
Маленьким детям весьма сложно переключаться с одной ситуации на другую, с одного вида деятельности на другой (особенно если эти ситуация и деятельность для него интересны).
Поэтому не вступайте с малышом ни в какие споры, ничего не старайтесь объяснить и доказать, а просто скажите: «Нам пора, пойдем» - и предложите что-нибудь интересное. Например, говорите: «Давай-ка ты будешь паровозиком, а я вагончиком. Ту-ту, поехали!» Возможно, малыш чуть-чуть и взбунтуется, но надолго его не хватит: новая развлекалочка! Как здорово!
Вы не лишаете ребенка интересной игры, вы предлагаете замену - и тоже интересную - так зачем же ему сопротивляться?
И еще. Вы, как обычно, говорите своему деловому товарищу: «Ванечка, пойдем домой!», а Ванечка не желает? Значит, для начала эти слова лучше вообще пропустить.
Если ребенок ушел в игру с головой, включайтесь в игру и вы. Пофырчите, как паровозик, и протяните своему малышу поясок или шарф, предложите: «Цепляйся скорее, поехали, вагончик, ту-ту-ту...» А если по дороге споете песенку - совсем хорошо.
Сначала - отвлечь и извлечь из песочницы и лишь по дороге ему сообщить, что вы домой направляетесь.
Это важно: день за днем, раз за разом уводить домой без слез и рыданий. Тут самое главное, чтобы дурная привычка - бунтовать (и реветь, и сопротивляться), когда пора домой отправляться, - не закрепилась.
Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад
·Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п).
·Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество».
·Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком.
·Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
·Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка: «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
·Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
·Заранее узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома.
·Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
·Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
·Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
· Планируйте свой отпуск или выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
·Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени.
Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?
Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Постарайтесь не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду На вопрос — с какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад нет однозначного ответа. По наблюдениям, дети в возрасте 3 лет внутренне более готовы отпустить маму и уже склонны принимать логические доводы, поэтому с ними легче «договориться». Малышу в 1-1.5 года трудно что-либо объяснить, но некоторые малыши быстрее адаптируются в этом возрасте к садику. В общем, это очень индивидуально. Но есть и достаточно общие моменты, о которых важно знать. Желательно заблаговременно подстроиться под режим сада. Важно заранее начать говорить о садике с ребенком, стараясь создать в его сознании положительный образ сада и отношения к нему. Важно, что бы в этом процессе принимали участие все члены семьи. Очень хорошо погулять немного на территории садика и при возможности предпринять экскурсию внутрь, чтобы малыш увидел будущий второй дом. Обонятельная память очень сильна, и пусть запах садика отложится в его памяти, ассоциируясь с чем-то позитивным. Часто мамы ознакомительно прогуливают детей на площадках садика, малышам нравится, они хотят в садик, но когда реально туда приходят и видят группу с множеством незнакомых детей, чувствуют незнакомые запахи — часто пугаются и весь положительный настрой слетает. Идем в садик! Обязательно нужно заверить ребенка в том, что вы его непременно заберете и сказать когда. И повторять это какое-то время каждый день, поскольку то, что очевидно для взрослых, совсем не так очевидно для детей. А забирая, сказать, что вы очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Для начала, ребенка лучше оставлять в садике на пару часов, постепенно увеличивая время пребывания. Хорошо бы взять с собой игрушку, которая будет для малыша чем-то родным из дома. Есть дети, которые неплохо переносят сад, но тяжело в нем утром остаются, и как правило, вариации на тему «не хочу» начинаются уже дома или по дороге в сад. Старайтесь заранее одеть ребенка дома так, чтобы не затягивать раздевание в самом саду. Как известно, долгое прощание только усиливает у ребенка чувство тревоги. Поэтому старайтесь быстро прощаться и быстро уходить, передав ребенка воспитателю. Обычно через 2 недели среднестатистический ребенок начинает уже адаптироваться к саду. Обратите внимание, как малыш вас встречает, когда вы приходите его забирать. Если радостно, или вообще просит еще немножечко подождать пока он (она) доиграет, - то все в порядке, даже если утром ребенок идет еще со слезами. Дети с большим удовольствие идут в сад, если у них там есть друг. Но не все детки умеют «завязывать знакомства». Поэтому, с одной стороны их нужно этому учить, а с другой стороны, помочь познакомиться с кем-то в группе, разговориться, обменяться игрушками и начать играть. И еще один очень важный момент. Дело в том, что для большинства детей в процессе утреннего «расставания» в саду есть два отдельных, абсолютно не связанных друг с другом процесса. Первый – это нужно отпустить маму. Любимую, близкую мамочку, гарант защиты и спокойствия - да еще добровольно отпустить! Редко ребенок способен легко это сделать. И это малышу не нравится. Надо помочь ему своей доброжелательностью, уверенностью и любовью. А второй момент – это непосредственное нахождение в коллективе группы, игры со сверстниками, занятия, возможность использовать новые игрушки. И это, как правило, малышу нравится и является с определенного возраста необходимым условием его правильного развития. Это два разных переживания, и именно их раздельное ощущение ребенком дает известный феномен, знакомый воспитателям и няням: ребенок рыдает, отпуская маму, и тут же успокаивается и начинает играть, стоит ей уйти. Как правило, многие детки с утра идут неохотно в садик, но в течение дня им там достаточно комфортно, что и видно из того, какое у них настроение при встрече и из рассказов о прошедшем дне. Кстати, важно и полезно расспрашивать детей о том, как прошел их день. Во-первых, это информативно для родителей, во-вторых развивает у ребенка способность к последовательному рассказу, внимательность и память. Как научить ребенка делиться u Никогда не стоит заставлять ребенка. Вы едва ли научите его делиться, если силой отнимите игрушку и передадите ее другому ребенку. Вам следует обучить ребенка тем моральным ценностям, внутренним качествам, которые бы в итоге и научили его делиться. U Не заставляйте ваших детей старшего возраста делиться с младшими. Часто, когда старшие дети играют, к примеру в футбол, их младшим братьям и сестрам вдруг тоже хочется поиграть в футбол именно в этот момент и именно этим мячом. Иными словами, младшие желают делать то же, что и старшие. В таком случае не заставляйте старших тотчас же отдавать мяч младшим. Поступая таким образом, вы учите младших уважать старших, их право поиграть в мяч. u Не заставляйте детей играть поочередно. Родители часто прибегают к такой стратегии, чтобы научить детей делиться. Однако ребенок сам должен осознать и прийти к этому (что произойдет лишь в лучшем случае в три года). u Никогда не вырывайте игрушки у детей. Исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о безопасности ребенка, которая под угрозой (к примеру острые предметы). Когда вы применяете физическую силу, вы тем самым учите и вашего ребенка поступать так же, как это делаете вы. В таком случае всегда лучше будет попросить ребенка передать вам игрушку, а затем вы можете ее спрятать. u Находите решение, а не виноватых. Если вы видите, что дети дерутся между собой из-за игрушки и не могут договориться не ищите виноватого, а призовите к ответственности обоих и попросите их самостоятельно решить проблемы, сообщив о том, что дети одновременно хотят играть с одной игрушкой, а это невозможно. Спросите у них, как данная проблема может быть решена. Далее позвольте детям самостоятельно решить проблему. В качестве другого решения можно было бы предложить несколько вариантов на выбор самих детей. u Извиняйтесь от имени вашего ребенка. Если ваш ребенок выхватил чужую игрушку у другого малыша, будет лучше, если вы извинитесь от его имени. Этим вы выразите уважение к другому малышу. u Наблюдадайте, не вмешиваясь. Если вы видите, что дети дерутся из-за игрушки, постарайтесь сдержать себя (если конечно потасовка не превращается в серьезную драку с побоями). Такое поведение приводит к результату победа/поражение, дети учатся самостоятельно решать свои проблемы и стоять за себя. u Поощряйте щедрость ребенка. Обязательно хвалите его, когда он делится с кем – то в присутствии других. Так ребенок будет усваивать, что делиться – это хорошо. u Не накаляйте ситуацию. Если вы видите, что дети одновременно хотят одно и тоже (к примеру, какой – то предмет), который они явно делить не собираются, не накаляйте ситуацию, стараясь разнять их. u Не проецируйте свои эмоции на вашего ребенка. Если вы видите, что у вашего ребенка постоянно отнимают игрушку, а он при этом никак не реагирует, не старайтесь тут же отобрать игрушку у другого, заступаясь за своего ребенка Памятка для родителей будущих детсадовцев Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек. Расскажите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой. Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему письменную памятку, где перечислите: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; прививки, от которых у ребенка медицинский отвод; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа. Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать». Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку. Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А, расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям. Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: привычная теплая вещь, пахнущая домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частичка безопасности. Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике. На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе. Как программировать ребенка на удачу Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям мира и общества. Чтобы помочь ребенку, родители должны чаще использовать позитивные установки, которые могут стать неисчерпаемым ресурсом сопротивляемости организма ребенка. Не внушайте ребенку, что он болезненный, неспособный, упрямый, несамостоятельный и т.д. Если он постоянно будет слышать это от взрослых, то может в это поверить и будет вести себя именно так. Не критикуйте личность ребенка, его негативные качества, желая помочь ему от них избавиться. Помните: критика должна быть направлена на неблаговидный поступок малыша, его осуждение. Но делать это следует в мягкой форме, используя косвенные приемы. Расскажите ребенку сказку, в которой герой совершил не очень благовидный поступок. Дети прекрасно отождествляют себя со сказочными персонажами, и к тому это поможет вашему малышу рассмотреть проблему как бы со стороны. Вместе с малышом поразмышляйте о том, как герою сказки выйти из затруднительной ситуации, исправить положение. Часто родители внушают детям: «не балуйся», « не плачь», «не дерись»… Не делайте вашему ребенку негативно сформированных внушений, так как при этом умалчивается желаемый вариант его поведения. Давайте ребенку позитивную установку поведения. Негативно сформулированные внушения Не нервничай. Не дерись. Не бойся. Не горбись. Позитивно сформулированные внушения Успокойся. Помирись и живите дружно. Ты же смелый… Сиди прямо. Предлагайте ребенку достойную, позитивно сформулированную альтернативу поведения. Обычно у человека есть две мотивации, связанные с успешной деятельностью: достижение успеха и избегание неудачи. Будущее человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какая мотивация у него доминирует. Не создавайте для ребенка ситуацию постоянных запретов и ограничений, так как это может привести к тому, что его доминирующей мотивацией станет избегание неудач. Он будет ставить перед собой цели, которые в психологии получили название «цели избегания» (когда человек знает, чего он не хочет, но не может сформулировать цели, к достижению которой он стремится). Помните: позитивные родительские внушения учат детей позитивно и утвердительно определять свои цели; негативно сформулированные внушения часто приводят к прямо противоположному эффекту. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.
Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...
Советы психолога «Адаптация к школе»
Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...
Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.
Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие мин...
Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Советы психолога.
Что такое адаптация, каой она бывает. Что должен знать и уметь ребенок 3 лет. Срветы психолога....
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д
Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д
Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д
Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...