Средовой подход в решении задач современного дошкольного образования
статья по теме
В МДОУ «Детский сад № 98 «Сказка» организация предметно-развивающей среды представлена в соответствии с требованиями комплексной «Радуга» и ряда парциальных программ, реализуемых в МДОУ. С учетом принципов здоровьесбережения, развивающей, эстетической направленности. Образовательный процесс в ДОУ построен по комплексно-тематическому принципу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_98_sredovoy_podkhod.ppt | 2.67 МБ |
Доклад Средовой подход в решении задач современного дошкольного образования | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Анфимова Елена Ивановна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 98 «Сказка»
Смирнова Мария Александровна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 98 «Сказка»
Средовой подход в решении современных задач
дошкольного образования
У каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Вместе с этим, развивающая среда должна соответствовать статусу образовательного учреждения, приоритетному направлению деятельности, а также программно – методическому комплексу. В МДОУ «Детский сад № 98 «Сказка» (ДОУ) организация предметно-развивающей среды представлена в соответствии с требованиями комплексной «Радуга» и ряда парциальных программ, реализуемых в ДОУ с учетом принципов комплексно-тенматического планирования; здоровьесбережения, принципа развивающей и эстетической направленности.
Опыт показал, что комплексно-тематическое планирование позволяет значительно сократить время для непосредственно образовательной деятельности, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения. Запланированная тема на 1-2 недели, называется детям и первоначально рассматривается в первый день недели, вся остальная организованная образовательная деятельность продолжает предложенную тему. Создается соответствующая теме развивающая среда. Завершает изучение темы итоговое мероприятие.
Необходимым и главным условием для деятельности воспитанников является создание здоровьесберегающей предметно-развивающей среды. Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание чего – то нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей. В групповых помещений нашего ДОУ каждый ребенок найдет занятие по душе, педагоги учат взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
В основу деятельности по развитию предметно-окружающей среды мы положили теорию средового подхода, в основе которой - система управленческих действий со средой, превращающих её в средство развития ребёнка и в ту живую лабораторию, которая, с одной стороны, изучает дошкольника и его силы и потребности, с другой – организует среду, наиболее соответствующую потребностям возраста и задачам современного воспитания. Авторы теории Ю. С. Мануйлов, Флёрина Е.А.
Комплексно-тематическое планирование предполагает расширение развивающей среды за пределы группы и Учреждения, организацию разнообразных событий, праздников, которые расширяют круг взаимодействия дошкольников со сверстниками, со взрослыми. Дети приобретают полезный опыт поведения в новом пространстве, в новой социокультурной макросреде, в том числе вне группы, за пределами ДОУ.
Важно ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Воспитатель может создавать проблемные ситуации для того, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.
Основные условия построения развивающей среды в ДОУ:
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком;
- способствование творческому развитию детей;
- учет интересов и потребностей каждого ребенка;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной деятельности,
- возможности для исследования;
- привлекательность и эстетичность оформления.
Вместе с элементами группового пространства успешно сочетаются современные компоненты среды, оказывающие развивающее воздействие на дошкольника: тематические выставки подлинных экспонатов, иллюстраций, книг и пр. Например, музейные занятия, на которых дети знакомятся с настоящими старинными предметами. Проводим встречи и беседы со интересными людьми: с представителем профессии, спортсменом, военнослужащим, артистом и т.д. Детьми создаются минимузеи и коллекции игрушек, открыток, марок и др.. Ребенок самостоятельно выбирает занятие по интересу, по настроению. Создавая коллекцию, внося ее в среду группы, ребенок становится участником процесса изменения среды. В этом проявляется индивидуализация образовательного пространства.
Выставки детского творчества как элемент новизны имеют огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут понять их достоинства. Это побуждает их творческую активность. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда. Оформление интерьера группы меняется по сезонам. Дошкольники участвуют в городских мероприятиях: фестивалях, праздниках.
В жизни ДОУ экскурсия приобрела новый смысл – стала элементом развивающей макросреды. В сочетании с предметной средой группы, ДОУ, явления окружающей жизни, факторы макросреды оказывают мощное развивающее воздействие на дошкольника. Тематика экскурсий соответствует тематическому плану. Это выход из ДОУ в городскую библиотеку, в музеи, театр, к памятным местам города Петрозаводска. Экскурсия также способствует социализации дошкольников, расширяет круг детского общения.
От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Детские тренажеры – современный подход в решении задач физической подготовленности дошкольников»
Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценност...
План работы по теме "Разнообразие подходов в решение задач современного дошкольного образования в контексте ФГОС ДО»
План работы....
"Инновационные подходы к решению проблем современных родителей детей дошкольного возраста".
Дошкольное учреждение располагает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, потому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспита...
« Здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению здоровья и развития детей дошкольного возраста»
Статья « Здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению здоровья и развития детей дошкольного возраста»...
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников».
ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАРДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников»....
Включение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс как ключевой компонент в решении основопологающих задач современной системы образования
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования....
«Включение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс как ключевой компонент в решении основополагающих задач современной системы образования» (из опыта работы)
laquo;Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» – одна из приоритетных задач дошкольного образования в соответствии ...