Конспекты НОД по духовно-нравственному воспитанию
учебно-методический материал по теме

Устройство и происхождение церковных колоколов для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию  старше-подготовительной группы детей 5-7лет.

          «Колокола»

Автор-составитель: Буслова И.В., воспитатель ЧДОУ «Православный д\ сад №4».

Образовательные области: Познание, Социализация, Коммуникация, Художественное творчество (музыка).

Задачи.

Обучающие: расширить знания детей о колоколах, видах колокольного звона;

дать элементарные представления об устройстве колокола;

познакомить детей с легендой возникновения первого колокола.

Развивающие: развивать связную речь; мышление, внимание;

развивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.

Воспитательные: воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону, воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной (колокольной) музыки.

Материал: картинки с изображением колоколов и колоколен;

3 колокольчика; небольшая доска, палка.

CD диск с аудиодорожкой (колокольный звон Благовест, Набат, Перезвон…).

Подготовительная работа: посещение храма и колокольни.

                       Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим с вами об очень интересном предмете. Я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймёте о чём пойдёт речь.

Загадка: Он в церковь людей зовет, а сам никогда там не бывает. Что это? (ответы детей).

Да, это колокол.  (Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки с изображением колоколов.) Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.  Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно  созвать народ. Люди работали в поле, хозяйничали в своих домах, дети весело и шумно, также как и вы играли, и, конечно, было трудно докричаться до всех сразу. А колоколов ещё не научились делать. Дети, как вы думаете какой громкий звук-сигнал придумали люди в старину? (Ответы-предположения детей). Я сейчас отойду в другую часть комнаты и попробую вам дать сигнал, как только вы услышите громкий звук , то приходите ко мне. ( Воспитатель громко несколько раз ударяет палкой по доске.) Ребята,  сначала появилось било –  доска.  Использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Прежде чем продолжить дальше давайте поиграем.

Игра малой подвижности на внимание: Дети ходят врассыпную по комнате и по звуку «била» приседают (прячутся)

Дети и воспитатель возвращаются на свои места.

Как же появились колокола? Существует легенда,  что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. Воспитатель показывает картинку с изображением цветка-колокольчика. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на колокольчике). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола. 
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки)..
На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами).
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение). 
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике
. Строение колокола похоже на строение людей. У него есть , как я уже говорила, «уши», «язык»;  ещё есть «плечи», туловище, которое называют «тулово», на туловище располагаются «верхний пояс»,  «нижний пояс» с орнаментом

Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение.  Колоколам давали имена и прозвища.  Посмотрите, на этой картинке изображен огромный колокол, в него могли бы поместиться все дети нашей группы, а  называют его Царь-колокол. Дети, а кто знает кто такой царь? Кем был царь в тридевятом царстве? (ответы детей). Да, это самый главный в царстве человек. Так и Царь-колокол был самым главным колоколом. Мы с вами были на колокольне и звонили в колокола. Помните, какой красивый, громкий звон мы слышали, а ведь колокола на нашей колокольне совсем не большие. Представляете, какой громкий звук был у царь-колокола. В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе. Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем поднять его на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила.

Посмотрите, ребята на картинку. Что здесь нарисовано? (ответы детей). На что похожа колокольня? Она похожа на свечу, а колокол в ней как огонь-пламя.

Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький  колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него. Сейчас мы это проверим. Выходите, ребята ко мне.

Игра «Веселые колокольчики». Дети стоят в кругу, 3 ребенка с колокольчиками в середине круга, лицом к кругу, спиной к друг другу. Под звон колокольчиков  дети идут по кругу, по удару в «било» дети останавливаются, колокольчики не звенят. Дети в кругу отдают колокольчики тому ребёнку, который остановиться напротив них. Игра повторяется 3-раза.

Ребята, садитесь на свои места. Теперь давайте послушаем настоящий колокольный звон. Колокольный звон является неотъемлемой частью Православного Богослужения. Звоном верующие созываются на службу, узнают о времени совершения особенно важных моментов Богослужения, если не присутствуют в храме. Звон выражает торжество Церкви. По звону можно определить значимость праздника.
Благовест — это один из более древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения или оповещает о начале важного момента в церковной службе. Благовест осуществляется мерными ударами в один колокол, который и называется благовестником. Послушайте, пожалуйста, колокольный звон- Благовест. (Слушание Благовеста )

Трезвон — это радостный звон во все (или почти все) колокола звонницы. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. (Слушание  Трезвона).

 Итог. Молодцы, сегодня вы узнали много нового. Домашнее задание: расскажите родителям о колоколах, как они появились.

Литература:

Пухначев Ю. «Колокол» (Ж. «Наше наследие»,стр.11, 13, 110).

В. Горохов «Повседневная жизнь России под звон колоколов».

 

Колокольчик разглядела,
Не пойму я, в чем тут дело?
Почему он не звенит?
Он же этим знаменит!
Сколько их на ножках тонких!
Если хочешь – рви подряд,
Но не рвет цветов девчонка,
Ждет…, а может, зазвенят?
(А. Барто)

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию  старше-подготовительной группы детей 5-7лет.

                                     Заповеди Божии.

Автор-составитель: Буслова И.В., воспитатель ЧДОУ «Православный д\ сад №4».

Образовательные области: Познание, Социализация, Коммуникация.

Задачи.

Обучающие: активизировать и расширять словарный запас;

учить подбирать слова-антонимы, использовать в речи название нравственных качеств человека

Развивающие: развивать связную речь; мышление, внимание;

Воспитательные: формировать способность ориентироваться в системе нравственных и духовных ценностей; сорадоваться радости ближних и сопереживать в их горе;

Материал: 1л стеклянная банка, чёрная гуашь, пипетка; картинки с изображением плохих-хороших поступков людей.

Подготовительная работа: Чтение. Л.Н.Толстой «Косточка», Б. Ганаго «Детям о душе», 2007г., «Детская литература»; подвижные игры с правилами.

                       Ход образовательной деятельности:

 Ребята, скажите, пожалуйста, что такое правило? (ответы детей).

Воспитатель вспомогательными вопросами подводит детей к выводу, что правила это договор между детьми как что-то делать, играть. Какие правила, дети вы знаете (ответы детей). Да, верно, есть ПДД, но мы сегодня поговорим о правилах поведения человека. Назовите правила поведения в спальне. (Ответы детей). А зачем соблюдать правила поведения, может быть, можно обойтись без них? (Ответы детей).

Посмотрите, ребята на эти картинки и скажите какие правила нарушают дети?

(Ответы детей). Какой этот мальчик, который обижает собаку? (Злой)

Подберите, пожалуйста слова-антонимы к тем словам, которые я назову:

Злой, плохой, щедрый, драчливый, плаксивый, завистливый. А вы знаете, кто нам дал первые правила поведения? (ответы детей) Да, это Господь, называют их Заповеди Божии.  Всего Заповедей – 10, как пальцев на руках, Каждая из Заповедей важна и выполнять их надо обязательно. Любому человеку нужны все 10 пальцев, даже если ранка есть только на одном из них, человеку не удобно делать дела свои.  Так и 10 Божиих Заповедей, надо знать и выполнять их все. Сегодня я познакомлю вас с 2 Заповедями Божиими.

5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.
Этой заповедью Бог повелевает почитать родителей.

Что значит почитать родителей?(ответы детей) Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости . Расскажите мне как вы помогаете родителям дома?(ответы детей). Послушайте стихотворение о 5 Заповеди: 

Люби и слушайся ты маму с папой,          
И тогда будешь долго жить.                          
Когда ты вырастешь и взрослым станешь,                                          
То будут дети и тебя любить.                      
Семья это важно, семья- это сложно,            

Но счастливо жить одному невозможно.      

Физкультминутка: Встаньте возле своих стульчиков, сейчас вы покажите как вы любите, жалеете родителей. Под слова стихотворения дети выполняют движения.

Люби и слушайся ты маму с папой,              (обнимают себя за плечи)
И тогда будешь долго жить.                           (руки в стороны)
Когда ты вырастешь и взрослым станешь,  (поднимаются на носочки, руки вверх)                                          
То будут дети и тебя любить.                        (обнимают себя за плечи)
Семья это важно, семья- это сложно,            (наклоняют корпус вперёд)

Но счастливо жить одному невозможно.      (машут перед собой рукой).

Упражнение выполняется 2раза.

10-я заповедь. …не  желай дома ближнего твоего, (ни поля его), … ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Что означают слова «не желай»? (ответы детей). Как иногда некоторые дети нарушают эту Заповедь? (ответы детей). Как называют людей, которые  желают чужие вещи? (завистливые). Послушайте стихотворение:

 

У друга твоего есть всё – пускай,
Ему ты не завидуй и чужого не желай.
С другими сравнивать мы не должны себя – 
Бог любит одинаково и друга, и тебя.

Помните об этом дети!

Воспитатель зовет на ковёр детей. Все садятся в круг. В центре круга стоит 1л стек. банка с водой, кукла-пупс, розетка с чёрной краской, пипетка.

Ребята, представьте себе, что перед нами маленький ребёнок, вот такой как эта кукла-пупс и его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему надо научить малыша? Вы  называйте  хорошие поступки и бросай в эту банку с водой эти красивые шарики. (ответы детей). А теперь назовите плохие поступки (ответы детей). Когда дети называют плохие поступки, воспитатель капает в банку чёрную краску. Посмотрите дети, чем наполняется наша душа, если мы совершаем плохие дела. Что делать, чтобы этого не было? (ответы детей).

Давайте мы повторим Заповеди, о которых сегодня говорили (ответы детей).

 В конце нашего занятия предлагаю поиграть в игру «Я радусь». Я бросаю мяч и говорю: « Я радуюсь за Арсения, когда он хорошо рисует». Мяч передаётся по кругу, дети называют имя того ребёнка за которого радуются (по-очереди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...

КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»

КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...