Мы - Россияне
статья по теме

Яковлева Елена Юрьевна
Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры - к общероссийской и через нее к - мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Развитие природных богатств отдельного человека, их реализация ведут к обогащению всего общества, поэтому больше талантов - больше общечеловеческих ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_yakovleva_novocheboksarsk.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мы – Россияне!

Е.Ю.Яковлева,

МДОУ «ЦРР – д/с № 50 «Непоседа» (Новочебоксарск Чувашская Республика)

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры - к общероссийской и через нее к - мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Развитие природных богатств отдельного человека, их реализация ведут к обогащению всего общества, поэтому больше талантов - больше общечеловеческих ценностей.

Детство - это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества, это время самого бурного развития человека, которое невозможно без посреднической роли взрослого. Успешное решение задач воспитания в современных условиях невозможно без учета достижений народной педагогики, отраженных в ней национальных ценностей нравственного воспитания, без обеспечения преемственности в развитии национальной культуры поколений. Именно взрослый выступает посредником между ребенком и совокупностью социокультурных ценностей, установок, норм, которые определяют условия жизни данного общества и возможность нормально жить в нем. У ребенка дошкольного возраста в становлении духовно-нравственных установок и критериев оценок поведения, ценностных ориентаций и личностных смыслов огромную роль играют воспитатели и родители.

К сожалению, в последние десятилетия наблюдалось резкое снижение воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к народным традициям, к нравственным идеалам, гражданскому долгу перед родиной.

          Лишь в 2000 году впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе в сфере образования – Национальной доктрине образования Российской Федерации – были определены цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В Доктрине отмечено, что, система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. К основным задачам государства в сфере образования относится обеспечение гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гумманистических традиций их культур. Эти задачи нашли в последующем свое отражение и в других важнейших документах – Концепции модернизации российского образования до 2010 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 года».  На комплексное решение обозначенных в этих документах задач направлена сегодня деятельность всех учреждений системы образования, в том числе и дошкольного.  

 Не остаются эти вопросы без внимания и в Чувашии. Совместное проживание многих народов, чувашей и русских, татар, мордва и других, их совместный труд способствовали возникновению и развитию двуязычия в регионе. В нашей республике принят Закон  «О языках в Чувашской Республике», согласно  которому государственными языками Чувашии  являются чувашский и русский. Президент Чувашии Н.В.Федоров в своем послании к соотечественникам «Чувашия из будущего и для будущего» отмечает:   «Мы очевидцы и участники системного кризиса – прежде всего, кризиса духовного воспроизводства, демографического, экологического, энергетического, технологического. Какой  будет наша Чувашия завтра, каким будет ее место,  значит, и место наших потомков, грядущих поколений в мировом разделении труда, мировой культуре?  Сегодня будущее стало уже не таким, каким оно было вчера. И мы это знаем. И в этих знаниях – уже наша новая сила, новая надежда!». Таким образом, на законодательно-правовом уровне решаются задачи: возрождение духовных и культурных традиций чувашского народа, реализация прав граждан на получение образования на 2-х государственных языках Чувашской Республики, сохранение и развитие родного языка, учет этнопедагогических и этнопсихологических основ в воспитании детей.

В настоящее время с помощью  народной педагогики осуществляется обогащение содержания и методов воспитания дошкольников, поэтому знания традиций народной педагогики особенно важны для каждого педагога и родителя. Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре русского и чувашского народа, к народному педагогическому наследию. Мы, конечно же, относимся с любовью к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать ее культуру и историю, так же он обязан знать и культуру своей малой родины – Чувашии.

 Введение этнокультурного компонента в практику работы нашего дошкольного образовательного учреждения обусловлено и тем, что каждый из народов современной России хочет укрепить преемственность между старшим и младшими поколениями в семье и обществе в целом, приобщая детей к своему этническому культурному наследию и корням, к культурно-языковой самобытности. И это также естественно и необходимо. Ведь только человек, знающий и любящий культуру своего народа, способен понять и принять другого человека, который знает и любит собственную культуру. Медлить с работой с активной опорой на национальную народную культуру нельзя. Зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, труду, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.

 Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.  Семья всегда была и остается необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию на ребенка. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия

 Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В своем ДОУ проблему взаимодействия детского сада и семьи при организации работы по приобщению дошкольников к национальной культуре в поликультурном пространстве мы рассматриваем как процесс двусторонний:

  • с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации, дни семьи, семейные абонементы и другие;
  • с другой стороны - это "Семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия,  экскурсии, походы, праздники, развлечения.

Творческой группой МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 50 «Непоседа» разработана программа по приобщению дошкольников к русской и чувашской народной культуре «Мы – Россияне», один из разделов которой посвящен организации работы с родителями.

Сегодня красота, русское народное творчество должны входить не только  в семьи дошкольников, но и в быт детского сада, чтобы сберечь, развить, обогатить творческие начинания, которые объединили прошлое с будущим и помогают жить сегодня. В нашем детском саду  созданы уголки русского и чувашского быта, где собраны предметы быта, старины и для сравнения предметы современности. Реквизит постоянно пополняется. Здесь малыши имеют возможность рассмотреть печь, прялку, самовар, чугунки, ухват  и другие предметы. Если есть желание можно даже примерить лапти и пройтись в них. Огромное удовольствие и радость испытывает ребенок когда можно взять в руки, подействовать с реальными предметами. Образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает эмоционально-чувственную окраску. В дошкольном учреждении оборудованы: комната сказок, театрализованная студия, хореографический класс.  В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по национальной кухне русского и чувашского народа, рецептам приготовления национальных блюд. Максимально используется естественно-природный потенциал как условие гармоничного развития ребенка-дошкольника. В оформлении фасада здания, его интерьера и прилегающей территории учитываются национальные традиции русского и чувашского народов.  

Основные положения, на которых выстраивается наша работа, состоят в следующем: толерантность определяется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, особенностям; такая терпимость всегда считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом; повышение толерантной культуры родителей – насущная потребность сегодняшнего дня, неосторожное слово в семье о человеке другой национальности может сильно повлиять на мнение ребенка, сформировав у него отрицательный стереотип; поэтому, чтобы в детском саду дружной семьей жили дети разных национальностей, необходим тесный контакт родителей и педагогов.

Основная задача сотрудничества с семьей: привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ по возрождению народной культуры и традиций.

Работа с родителями ставит задачи:

  • установление партнерских отношений с родителями, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • расширение знаний родителей о культуре русского и чувашского народа;
  • распространение этнопедагогических и этнопсихологических знаний, установление единства педагогического взаимодействия и привлечение внимания к проблеме формирования основ национального самосознания в семье;
  • нравственные ценности, традиции, обычаи, которые зародились в детском саду, передавать от поколения к поколению.

Реализация данных задач осуществляется через разнообразные  формы работы, апробированные с родителями детей, посещающих ДОУ:

  • Привлечение родителей к проведению занятий.
  • Участие родителей в выставках семейного творчества.
  • Устройство презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
  • Предоставление родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
  • Создание мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.
  • Проведение совместных прогулок и экскурсий.
  • Ведение вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
  • Участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
  • Создание клуба для обмена опытом и традициями воспитания в семьях.
  • Организация кружковой работы по освоению традиционных народных ремесел.
  • Создание семейного клуба.
  • Создание клуба по интересам.

          Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Консультации, беседы, семинары-практикумы по изготовлению шумовых народных инструментов, собрания в нетрадиционной форме  делают работу с родителями более эффективной и интересной. 

 Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение  друг к другу.

 Родители наших воспитанников активные участники педагогического процесса: они  охотно принимают участие    в проведении русских  и чувашских народных праздников,  в  изготовлении атрибутов и  украшении  группы  к таким праздникам как: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.  Именно в такой деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика, что дает родителям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Очень нравятся родителям  совместные с детьми вечёрки в духе народных традиций, где педагоги вместе с родителями, бабушками и дедушками вспоминают забытые песни, легенды, делятся секретами семейного воспитания. Такое непосредственное общение нескольких поколений создаёт атмосферу радости, добра и единения. Дети впервые, а многие взрослые заново постигают старинные, но вечно новые духовные ценности.

 Совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей помогает родителям узнать поближе интересы других семей. Тематика проектов может быть разнообразной: «Путешествие по Волге», «Пряничные игрушки», «Мои реликвии», «Наши сказки», «Загадки чудо-вышивки», «Мои соседи», «Мое семейное древо», «Традиции нашей семьи» и так далее.

 В детском саду функционирует клуб по интересам «Люблю свой край родной», основой которого являются национальные традиции русского и чувашского народа, членами клуба собрана интерессная коллекция значков, открыток и книг о родном городе и республике. С удовольствием участвуют родители в совместных походах, где им вместе с детьми предоставляется возможность самим проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.  Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов нашего города и республики способствуют не только расширению знаний родителей о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

Таким образом, сегодня необходимо активнее организовывать работу с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс образовательных и воспитательных воздействий. Проверенное средство связи ДОУ с семьей - нетрадиционные взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Педагогически правильное ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и воспитателей.  Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников. Они становятся инициаторами многих начинаний. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей и взрослых, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Маленькие россияне"

В данной методческой разработке представлено  примерное перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошк...

НОД по познавательно-физкультурному развитию на тему "Мы россияне" в старшей группе

Разработанная деятельность разработана с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, расширения представления о стране и её символах с интеграцией в областях "Здоровье", "...

Викторина "Мы - Россияне" для детей старшего возраста

Викторина "Мы - Россияне" для детей старшего возраста...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Мы – Россияне».

Интеграция образовательных областей:познание + социализация + коммуникацияЗадачи :Познакомить с символами государства (флаг, герб, гимн).Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине...

"Мы Россияне"

Занятие...

мы-россияне

конспект по непосредственно-образовательной деятельности Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация» и «Музыка» с использованием И...

Мы россияне

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе...