CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
консультация (средняя группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ckazka.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Сказка пришла к нам через столетия, что говорит о её ценности для человека. Беседа, задушевный разговор сближают взрослых и детей. О чём следует рассказывать детям? О том, что человек должен работать; преодолевать зло; защищать слабых; радоваться и гордиться хорошим делам и осуждать бездельников, завистников и другие людские пороки. В сказках о животных народ умело давал оценку человеческому характеру посредством определённого животного , а маленькому ребёнку легче понять что-то через образы зайчика, лисички, петушка, мышки, т.к. взрослые для него—папа и мама---единственные и самые хорошие.
«Сказка-ложь, да в ней намёк : добрым молодцам -- урок!»
Ложью в старину называли поверхностное высказывание, которое понятно всем, и лишь люди с пытливым умом могли уловить суть услышанного (прочитанного).
Люди сказывали своим детям простые жизненные истории с подтекстом, т. е , тем, что «лежит» в глубине сказа. Стал бы Александр Сергеевич Пушкин великим поэтом без его няни, которая была , словно ,пропитана фольклором: прибаутки, пословицы, поговорки, сказки, песенки (они так и «сыпались» из её уст)? Когда он уже взрослым встретился со своей «мамушкой», вновь просил её рассказывать сказки с их мудрой моралью, остроумием народным.
«Вечером слушаю сказки: вознаграждаю недостатки проклятого моего воспитания. Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма!» --писал двадцатилетний поэт (когда-то родители Пушкина отказались от Арины Родионовны, заменив её французскими гувернёрами, тем самым, отлучили Сашу от желания слышать мудрую речь родного фольклора).
Как взрослый прочтёт, так ребёнок и услышит сказку, которая после песенок, потешек- самый востребованный детьми жанр литературы. Сказка не даёт наставления «сухим» языком, но лишь намекает в яркой, художественной форме, а в дальнейшем и способствует закреплению представлений о дружбе, взаимопомощи, труде, упорстве в достижении правильной цели и возбуждению нравственных чувств. Конечно, двухлетнему ребёнку не понять сказки А.С.Пушкина, Одоевского, П.П.Ершова, А.Толстого, Льва Толстого, К.Д. Ушинского , М.Горького, М.Пришвина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, В.Н.Коростылёва и многих других писателей 18-20 веков, но дети дошкольного возраста уже восприимчивы к слову . Поэтому взрослые ответственно должны подходить к сказкам, где герои что-то преодолевают, с кем-то бьются, кого-то не слушаются (Петушок был унесён Лисой и взывал о помощи; Петушок из др. сказки не испугался и прогнал Лису из Заюшкиной избушки; Три поросёнка помогли детям понять , что только сделав дело, можно гулять смело и то, что оказывать помощь-это хорошо; а Маша вернулась домой, перехитрив коварного Медведя; Элиза помогла братьям освободиться от колдовских чар , пройдя нелёгкие испытания.). Слушая сказку, ребёнок «видит» перед собой определённую картину…; чем сильнее он переживает , тем богаче его представления о действительности. Читая сказку, взрослый должен почувствовать, все ли понятны слова, фразы , действия ребёнку и, деликатно прервав чтение , объяснить ему или рассмотреть картинки. Детям, как никому больше, нужны очень хорошие иллюстрации и сказкам, и любым другим литературным жанрам, родам. Художники , рисуя сказку, берут на себя не меньшую ответственность , чем авторы текста: как они изобразят героев, такими их дети и будут знать. Самый известный художник – Виктор Михайлович Васнецов(1848-1926), Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), Васнецов Юрий Алексеевич(1900-1973). Хорошие художники работали и работают на студии «Союзмультфильм» и совместно с режиссёрами создают шедевры анимационного кино для детей дошкольного возраста.
Нравственное развитие каждого ребёнка сугубо индивидуально: особенности нервной системы, окружение ребёнка и яркая ,художественная форма сказок формирует нравственные чувства( дети во всём и всем подражают , поэтому кому-то нравится Зайчик, но кому-то –Лиса). Осуждать за ,вроде бы, плохой образец сразу не стоит: нужно понять –сказал ребёнок обдуманно или неосознанно, и какие причины стоят за его выбором. Беседы по сказкам должны быть связаны с поведением детей в повседневной жизни. Целесообразно связывать несколько взаимозависимых бесед. Здесь у взрослого «в руках» мощное «оружие» -слово. И как оно отзовётся? Им можно увести в даль светлую и вывести на «чёрную» дорогу. «И буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»-писал А.С. Пушкин.
Обучать детей-это не только давать знания, но и готовить к жизни среди людей.
Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них правильного представления о нормах поведения, взаимоотношениях людей, об отношениях с природой.
Сказки должны сопровождать ребёнка в детстве и не только … « Уже в подготовительной группе дети учатся глубже анализировать взаимоотношения между людьми. Для проверки таких умений можно провести беседу по сказке С.В. Михалкова «Как друзья познаются»(исследование Л.А. Пеньевской).В сказке не говорится о поступках настоящих друзей, но вся она направлена на то , чтобы дети не только эмоционально откликнулись на сюжет, но и крепче утвердились в нравственных нормах --помогать друг другу. Беседы обобщающего характера проводим в конце года(когда дети накопили много представлений о плохом и хорошем) , чтобы понять , насколько развито у детей нравственное сознание».
Не будем забывать о сказках- кладезе мудрости , нравственности нашего и других народов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников
какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Статья «Физическое развитие как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников»
Подготовка ответственного гражданина, патриота своей Родины - это одна из основных задач нашего современного общества. Все нравственные качества формируются на протяжении жизни и деятельности че...
Игра как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников
laquo;Игра – это огромное светлое нежное,через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений и понятийоб окружающем мире.Игра – это искра, зажигающаяо...