Сценарий и алгоритм работы со сказкой "Царевна-лягушка"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Цели постановки:
1. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.
2. Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.
3. Развивать творческость, фантазию, выразительность жестов и движении в передаче образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki_gerasevagg.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ СКАЗКИ
в старшей группе
«ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА»
воспитателя ГДОУ №31
Герасевой Г.Г.
2009 г.
Цель проекта
1. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.
2. Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.
3. Развивать творческость, фантазию, выразительность жестов и движении в передаче образа.
Предварительная работа
1 .Работа над выразительной передачей образа в этюдах, упражнениях, дидактических играх, хороводах, инсценировании стихов, потешек, загадок, скороговорок и др.
2. Рассматривание с детьми иллюстрации к прочитанной сказке. Объяснение незнакомых слов, тугие луки, боярышня, купеческая дочь, закручинился, скатерти бранные, хитра.
3. Изготовление с детьми панорамного театра и игра в него, знакомство с дидактическими играми по развитию познавательных способностей детей.
Алгоритм работы со сказкой
в старшей группе детского сада
«ЦАРЕВНА - ЛЯГУШКА»
Виды деятельности в различные периоды | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
УТРО | Упражнение «Лес» «Береза» | Упр. «Обита-тели леса» «Совушка» | Этюд «Мята, мята» игра «Дождик» | Этюд «Заря» |
ЗАНЯТИЕ | Театрализованная игра «Подарок от Сказочницы» | Занятие «Путешествие в сказку | Рассматривание иллюстра-ций к сказке «Царевна- лягушка»- | Занятие по обуче-нию де-тей сос-тавлению сценария |
ПРОГУЛКА | Подвижная игра «Лиска- лиса» | Игра «узнай по движению» | Игра-хоровод «Вновь солнышко» | Этюд «Удивление, страх» |
ВЕЧЕР | Раскраска сказки «Царевна- лягушка» | Придумывание декораций к сказке | Придумывание загадок к персонажам | Игра «Зеркало». |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Пальчиковый театр | Настольный театр | Театр ложки | Театр маски |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | Познакомит с планом группы | Рекомендация: прочесть сказку дома. | Рекомендации по наблюдению за неживой природой | Привлечь родителей к изготовлению костюмов. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ЭТЮДЫ
к алгоритму работы с русской народной сказкой
«Царевна-лягушка».
1 неделя
Этюд «Береза»- русская народная загадка.
Этюд - это маленькое упражнение по выработке определенных навыков у детей.
Сама бела, - проводим как бы руками по туловищу - «стволу», начиная с головы. Маковка зелена, - чертим круг вокруг головы.
Летом мохнатенькая, - шевелят пальцами над головой.
А зимой сучковатенькая. - пальцами и руками изобразить кривые сучки.
Подвижная игра «Лиска, лиса»
Считалкой дети выбирают лису. Например: Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит- это он,
Выходи из круга вон!
Выбирается место для лисы с одной стороны, а дети с другой.
Это их домики. Дети идут к лисе и поют, изображая жестами слова:
Лиска, лиса- чудо краса- идут к лисе.
Долгий носок- Показывают рукой длинный нос.
Рыжий хвосток.- показывают хвост и виляют им.
2 неделя
Упражнение «Обитатели леса»: Бабочка, стрекоза, лягушка. «Бабочка»
Бабочка- коробочка,- Положить кисть одной руки на запястье другой
Полети на облачко,- Поднимая руки вверх и вниз, в одну сторону,
в другую, помахивая кистями.
Там твои детки
На березовой ветке. - В конце сложить руки на бедро. Бабочка отдыхает.
«Стрекоза»
Стрекоза- колечко, -Прямые руки держать в стороны, слега ими покачивать сверху вниз.
Сядь на крылечко.- Присесть на корточки. Движения рук остаются.
«Лягушка»
Бода- бода, балабода- хлоп двумя руками вместе, хлоп по правому плечу, хлоп вместе, хлоп по правому плечу. Хлопки по правому колену, левому колену, Правому, левому.
Живет бабка у болота- руками начертить круг.
Выпуча глаза сидит,- руками показать у глаз «очки»
Громко- громко говорит:
Квак- квак-, квак- квак,
А я прыгаю во так!- прыжки.
Занятие «Путешествие в сказку»
Игра на развитие воображения и творчества «Узнай по движению» Один ребенок или воспитатель изображает пантомимой выбранный персонаж, а остальные угадывают, кого он показывает. Угадавший становится водой. Например: прыгающую лягушку или Ивана царевича с опущенной головой и др.
3 неделя
Этюд «Мята-мята»
Мята, мята, вся примята.- Качать головой, приложив ладони к щекам
В мяте елка- Встать прямо, прямые руки внизу слегка отвести от Корпуса, повернутся в одну, в другую сторону.
В ней светелка.- Обе руки согнуть в локте, поднять над головой, соединив кончики пальцев, (домик)
В светелке голубушка,
Моя внучка любушка - Выглядывать в образованное руками окно.
Русская народная игра «Дождик»
Считалочкой дети выбирают «Дождик» - воду. Примерная считалка: В лесу есть ворота,
Филины и совы
Берегут засовы.
В каждой щелке
Бродят злые волки.
Кто боится там ходить,
Тому водить.
Вода становиться в середину, а дети вокруг него. Ходят хороводом и поют? Дождик, дождик лей сильней.
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома.
Не боятся грома.
По окончании дети останавливаются, а вода говорит:
Радуга- дуга, перекинься на луга,
Перекинься на луга, перебей дождя! - После этих слов, дети разбегаются, а вода- «Дождик» пятнает их. Кого запятнал - тот идет домой» на стульчик.
Игра- хоровод «Вновь солнышко»
Дети встают в хоровод и поют, а воспитатель или ребенок вода в конце каждого куплета дает творческие задания .
1 Вновь солнышко смеется,
Под крышей зяблик вьется.
Прыгай, прыгай и замри!- Вода предлагает замереть кем или чем-либо.
2. Король послал двух дочек
За хворостом в лесочек.
Прыгай, прыгай и замри!
3. Растут в моем кармашке
Гвоздики и ромашки.
Прыгай, прыгай и замри!
4. В лесу сегодня свадьба,
На бал не опоздать бы.
Прыгай, прыгай и замри!- Вода предлагает замереть кем или чем-либо. Например. Деревом или кустиком, цветком, бабочкой, лягушкой, столом, стулом, лестницей и др. Понравившуюся фигуру вода отмечает прикосновением руки сзади по плечу.
4 неделя
Этюд «Заря- заряница»- русская народная загадка «Роса». Работа над интонацией, эмоциями, жестами и движениями.
Заря- заряница,- поднимая руки плавно вверх, разводим их чуть-чуть в стороны и вперед.
Красная девица- показать девицу.
По миру (свету) ходила,- идти
Ключи обронила- наклонить голову и посмотреть вниз.
Месяц видел- изобразить месяц.
Не сказал.- показать молчание т.е. пальцем закрыть рот, покачать указательным пальцем из стороны в сторону и др.
Солнце увидало- показать солнце . Например: показать солнечные лучи пальцами растопырив их.
Подняло - наклониться, как бы поднимая.
Конспект занятия - инсценированной игры
«Подарок от сказочницы»
Ход занятия:
(Дети свободно находятся в группе. Входит почтальон.)
Почтальон. Это ясли- сад № 31?
Восп. Да. Это ясли- сад 31.
Почтальон. Получите посылку.
Восп. Почтальон, а ты не ошибся? Мы не ждем ни от куда посылку.
Почт. Ваш адрес: Ленинградская 5 А?
Восп. Безусловно. Значит посылка нам, но от кого?
Почт. Очень интересно. Только распишитесь в получении.
(Воспитатель расписывается на бланке и почтальон передает ей посылку)
Восп. Оставайся с нами- тогда и узнаешь, что там. (Раскрывает, достает лист с нарисованным планом группы, где указано нахождение первого подарка. Показывает детям план) слала нам эту посылку сказочница. Как вы думаете, что это? Дети. План.
Восп. Попробуем разобраться. Вот вход в группу. А это что? Дети Сцена. Здесь игрушки. А это кукольный уголок, парикмахерская, магазин, горница.
(В горнице, на столе дети находят в красивом оформлении русские народные сказки.)
Восп. Молодец сказочница! Знает, что мы любим русские народные сказки (В книге вложены 3 открытки с названием сказок. 1-«Царевна- лягушка»: 2- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; 3 «Гуси- лебеди».) Посмотрите, какие замечательные сказки в этой книжке! Многие вам знакомы. Какие вы знаете и помните?
Дета.. «сКолобок», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др.
Восп (показывает детям 3 открытки) На этих открытках написаны незнакомые вам сказки, которые сказочница советует нам прочитать (читает названия) Но все в один день мы не сможем прочитать и поэтому выберем одну (кладет их на стол перевернув) Я переверну открытки, а почтальон выберет одну из них. Эту сказку мы и прочтем.
(читает название выбранной сказки) Чтобы вам было интересно, мы се немного озвучим. Возьмите необходимое, что поможет изобразить шум леса, крик и пение птиц и др. (Воспитатель читает сказку и по ее сигналу изображают лес)
Воспитатель. Понравилась ли вам сказка?
Дети: Да
Восп: Что вам понравилось? Какой герой больше по душе? Кого бы хотели играть в театре? Чем понравился этот персонаж? Какой у вето характер?
Дети рассказывают и показывают несколько этюдов изображая интонацией, мимикой и пантомимой характер персонажа.
Что бы вы хотели изменить в этой сказке? Понравился ли вам конец этой сказки? Какой другой конец мог быть у этой сказки? Эту сказку сочинил целый народ. Мы тоже можем ее немного изменить, прибавить или убавить количество персонажей и др.
Восп. (берет посылку и достает из нее пальчиковый театр)
Посмотрите, ребята, сказочница послала нам не только книжку, но еще и тетатр пальчиковый. Как интересно! (Одевает на руку какой-либо персонаж и начинает говорить его голосом.) Хотите поиграть?
Детя. Да.
Восп. Решите, кого вы хотите играть, что вы будете говорить. Здесь много персонажей, но все ли они потребуются вам? (Передает театр детям в уголок.)
Дети продолжают самостоятельно игру в театр.
Занятие в форме игры - путешествия
«Путешествие в сказку»
Под народную музыку, кружась появляется в групповой Волшебница.
Волшебница. Здравствуйте. Это 31 ясли- сад?
Ответ детей.(да)
Волш. Я волшебница. Могу путешествовать из сказки в сказку. Давно собиралась попасть и к вам в гости. Мне много хорошего рассказывали о вашем садике. Вижу, что не зря. Мне нравиться у вас. (кланяется) Хотите со мной подружиться и попутешествовать в сказку, превратиться в лес и его обитателей. Ответ детей (да)
Волш. Знаете ли вы, что растет в лесу и кто там живет?
Ответ детей. Растут деревья, кусты, цветы, трава, грибы, ягоды.
Живут в нем звери, птицы, насекомые.
Волш. Начинаем путешествие. До кого дотронусь зеленым концом моей волшебной палочки, тот превратиться в лес и его обитателей. А до кого дотронусь красным концом палочки, тот будет путешественником. Я волшебница лесная в лес ребяток превращаю (дотрагивается до детей и они принимают позу дерева, кустика, грибка, цветка, пенька, зайчика и др. Лес качается, шелестит) Лес находится с одной стороны, а путешественники с другой.
Волш. Крибле-крабле
Бундурабле- Дзинь! (дотрагивается красным концом палочки до остальных детей)
Вот и сказочный лес, пойдем посмотрим, что там происходит. (Но лес шумит и загораживает путь.)
Волш. Что же это такое? Пропусти нас, пожалуйста, лес.
Лес. 1реб. Сначала покажите, любите ли вы лес?
Волш. Скажи, что надо сделать?
Лес. 2реб. Угадайте наши загадки.
Волш. Хорошо. Загадывайте.
Лес. 3 реб. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Ответ детей. Рябина
Лес. 4реб. Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана...
Скажите, кто она?
Ответ детей. Елка.
Лес. 5 реб. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке!
Ответ детей. Гриб.
(Лес не пропускает путешественников)
Волш. Дети все угадали. Пропусти.
Лес. 6 реб. А знаете ли вы чем хорош лес?
Ответ детей. Реб. Как на стежке, на дорожке
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась, не ленилась
Кружку с верхом набрала.
Можно собирать ягоды.
Реб. Пестрые скоромушки-Крашенные головушки,
Полевые садовые,
Всегда веселые.
Можно собирать грибы и цветы.
Лес. 7 реб. Что же плохое бывает в лесу?
Ответ детей. Можно заблудиться. Можно попасть в болото. Промокнуть под дождем. Испугаться от встречи с волком и медведем.
Лес.8 реб. А добрые слова о лесе можете сказать?
Пословицы, поговорки?
Дети. Ель, да береза, чем не дрова?
Дальше в лес- больше дров.
Волков бояться- в лес не ходить.
Зайца ноги носят,
Волка зубы кормят,
Лису хвост бережет.
Лес. 9реб. Что ж проходите, на полянке отдохните.
(на полянке лежат некоторые вещи сказочных персонажей: щука в ведре, золотое яичко на тарелочке, репка.)
Волш. Располагайтесь поудобнее. Наш волшебный лес, наверное, тоже хочет посмотреть, что здесь лежит (дотрагивается до них красным концом палочки и они тоже становятся путешественниками).
Волш. Дети, вы ,случайно, не знаете, кто был на этой полянке и оставил свои вещи или назовете сказку? (Показывает стрелу)
Дети. Эта стрела Ивана царевича из р.н. сказки Царевна- лягушка».
Волш. (показывает репку)
Дети. Репка из русской народной сказки «Репка».
Волш. А кто же оставил...( пытается достать щуку, а она как бы вырывается из рук)
Бежит Емеля. Отдайте мою щуку.
Волш. Что с возу упало, то пропало.
Емеля. Как пропало? Вот она.
Волш. (передает ведро детям и те быстро передают друг другу, чтобы не догнал Емеля.
Емеля. Отдайте, отдайте!
Волш. Емеля, ты понял, что нельзя забывать свои вещи. И пословица учит: «Что с возу упало, то пропало». А чтобы щука вернулась к тебе, надо исполнить наше желание- поиграть».
Емеля. Как играть?
Волш. В салки.
Русская народная игра «Салки»
Емеля. Уморили. Давайте щуку.
Волш. Емеля, расскажи-ка нам еще смешную историю.
Емеля. Тогда слушайте. Поглядите- ка, ребята,
Что на крыше деется:
Воробей в рожок играет,
За соломку держится.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь»
Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас
И поеду по деревне
Всем ребятам напоказ.
(Емеля все показывает жестами, движениями и интонацией).
Волш. (отдает Емеле щуку)
Емеля. Спасибо вам большое. Премного благодарен. По щучьему веленью, по моему хотенью подари щука для детей угощенье, (достает из ведра маленькую корзиночку с орешками завернутыми в золотинки. Емеля раздает их детям)
Емеля. До свиданья, до свиданья, детвора!
Не забуду этой встречи никогда!
Волш. Думаю, что вам понравилось наше путешествие. И мне было с вами интересно. Закрывайте глаза. До кого я дотронусь рукой, тот обратно превратиться в ребенка (дотрагивается).
Волш. Пришло время расставанья,
До свиданья, до свиданья! (уходит)
ИНСЦЕНИРОВКА русской народной сказки
«Царевна - лягушка» (по-новому)
Действующие лица:
Сказочница - воспитатель
Царь - ребенок
2 сына старших - дети
Жены старших сыновей- дети
Младший сын - Иван царевич- ребенок
Царевна - лягушка - ребенок
2 стражника - дети
Слуги - дети
Гости - дети
Лес - дети
Распорядитель бала - ребенок.
СЦЕНА 1.
Полянка. На ней стоят дети, изображающие лес. Домик Сказочницы.
Из домика выходит сказочница. .
Сказочница. Какой чудесный сказочный лес! А что за чудеса происходят в нем? Очень интересно! Хотите узнать? Дети. Да.
Сказочница. Я Сказочница- все могу. Смотрите.
(За дверью стоит « Иван царевич». Он бросает на «полянку стрелу»,
сделанную из бумаги по типу оригами.)
Сказочница, (поднимает стрелу, разглядывает) Вот и чудеса
начинаются. Для кого же эта стрела предназначена? Положу, не
буду мешать сказке, (кладет стрелу и уходит в домик)
На полянку выскакивает Царевна- лягушка. Ц.-лягушка. Ква-ква! Моя, моя! (прижимает к себе, радуется, прыгает, кружится)
Появляется Иван- царевич, ищет стрелу, заглядывает под грибочки. Видит лягушку, изумляется. Иван царевич. Лягушечка, отдай мою стрелу.
Ц.- лягушка. Ква-ква. Нет, Иван царевич, не отдам. Теперь ты- мой суженый будешь.
Иван царевич. Ой, ой! Что же делать? Надо мной ведь все будут смеяться, что жена- лягушка у меня.(Берется за голову, качает. Берет лягушку под руку и печально, с опущенной головой идет по лесу jomoh А лягушка в пол) приседе скачет рядом.) Лес как бы сочувствует ему. кивает, машет ветвями, прощается с
СЦЕНА 2
В кресле сидит царь- отец. К нему подходят три сына. Кланяются.
Царь. Позвал я вас, сыновья мои родные, чтобы пригласить на пир
со своими женами. Хочу посмотреть, каковы они?
Сыновья кланяются: Спасибо, батюшка.
Старший сын. Прибудем мы вовремя с моей женой.
Средний сын. Я со своей женой тоже не задержусь.
Младший сын стоит понурив голову.
Царь. Что же ты, Иван царевич опечаленный стоишь иль не рад моему приглашению?
Иван царевич. Что ж, исполню твою волю, батюшка, приеду и я со
своей женой на пир.
(Сыновья и царь уходят)
СЦЕНА 3
Слуги готовят пир. Ставят столы, скамейки, стулья. Накрывают скатерти. Расставляют посуду, еду- муляжи. Звучит народная музыка.
У входа встают 2 стража с секирами.
Под музыку, парами танцуя, входит царь с гостями. Распорядитель бала усаживает всех, показывая им место. Идет старший сын с женой- веселушкой. Она все смеется. Кланяются. В реверансе жена наступает на ногу своему мужу. Хохочет, а он щиплет ее.
Царь.(Качает головой, показывает, чтобы садились на место. Они усаживаются на свои места с помощью распорядителя.) 2ой сын ведет жену сердитую, надутую, неуклюжую. В поклоне они вталкиваются друг на друга и начинают драться руками.
Царь. Грозит им, качает головой и показывает на место. Они садятся на места.)
Царь. А где же твоя жена, Иван царевич?
Иван царевич. Обещала скоро прибыть.
Слышно сильный грохот. Гости вскакивают с мест, некоторые прячутся под столы, кто-то закрывает голову руками и наклоняется к столу.
Царь Что это такое?
Иван царевич. Не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в своем коробченке едет
Звучит народная музыка «Лебедушка) под нее появляется Царевна-лягушка. Идет плавно около гостей, кланяется царю, берет под руку Ивана царевича.
Царь. (Улыбается, кивает головой в приветствии, приказывая садиться.
Дети изображают пир, веселье.
Выходит из домика сказочница. Василиса Премудрая испила из стакана, да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем, да косточки за правый рукав бросила. (Левочка- Василиса изображает это)
Сказочница. Попили, поели, пришел черед плясать.
Василиса премудрая подхватила Ивана- царевича и пошла плясать. Уж она
плясала- плясала, кружилась- кружилась всем на диво.
| Василиса и Иван царевич выходят из- за стола и танцуют. К ним
присоединяются гости, которые встают кругом. В центре Василиса
Премудрая и Иван царевич. Под музыку «Светит месяц» все
пляшут.)
Сказочница. Махнула левым рукавом- сделалось озеро, махнула правым и поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.(Дети- гости выражают удивление)
А старшие невестки пошли плясать махнули левым рукавом- гостей
забрызгали. Махнули правым- кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.
Царь, (показывает невесткам на дверь, топает ногами.)
Сказочница. Тем и кончился пир.
Артисты кланяются и уходят.
Сказочница. Но этим сказка не кончается. А кто хочет узнать ее дальше, должен прочитать до конца (показывает книжку, кланяется). Спасибо за вниманье. До свиданья, до свиданья! (Уходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий и алгоритм работы со сказкой "Царевна лягушка"
1. Вызвать эмоциональный отклик на сказку "Царевна лягушка", интерес к образам этой сказки.2. Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.3. Развивать творческую ф...
Сценарий сказки "Царевна лягушка"
Сценарий к конкурсу "Мисс и Мистер детский сад"...
Сценарий выпускного бала по мотивам сказки "Царевна лягушка."
Выпускной бал для детей подготовительной группы по сказке «Царевна-Лягушка»(2017г)Звучат фанфары, входит ведущая.Ведущий: С волнением вошла я в этот зал,Сегодня выпускной – прощальны...
Сценарий театрализованного представления по русской народной сказке "Царевна - лягушка"
Сценарий написан мною в стихотворной форме по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка" для детей подготовительной группы. Драматизация в рамках традиционного театрального мини -фест...
Сценарий театрализованной деятельности по сказке «Царевна-лягушка»
Сценарийтеатрализованной деятельности по сказке «Царевна-лягушка» Старшая группа №42013-2014 год...
Сценарий утренника на 8 марта по мотивам сказки «Царевна-Лягушка» для подготовительной группы
Вот опять наступила весна,Снова праздник она принесла,Праздник радостный, светлый и нежныйПраздник всех дорогих наших женщин....
Сценарий утренника на 8 марта по мотивам сказки «Царевна-Лягушка» для подготовительной группы
С днем 8 марта, с праздником весенним,С первыми цветами в этот светлый час!Дорогие мамы, милые, родные,Примите поздравления с праздником сейчас!...