Образовательная программа раннего музыкального развития.
рабочая программа по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
раннего музыкального развития
для детей 2-3 лет, не посещающих детский сад.
Срок реализации: 1год.
Составитель: музыкальный руководитель Рюмина С.В.
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной, классической и детской музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.
Данная образовательная программа направлена на комплексное развитие музыкальности детей: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, метроритмического чувства, речедвигательной координации, звуковысотного, тембрового, динамического и ладового слуха. Образовательная программа позволяет в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки и способствует практическому усвоению музыкальных знаний.
Цель: развивать музыкальные способности детей через различные виды музыкально- игровой деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой.
- Обучать лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, движения с предметами – листьями, цветами, лентами и т.д.
- Учить менять движения в соответствии с изменением характера музыки произведений двухчастной и трёхчастной формы, различать и передавать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш).
- Развивать музыкальный слух: звуковысотный, тембровый, динамический, ладовый.
- Развивать метроритмическое чувство и речедвигательную координацию.
- Обеспечить условия для элементарного музицирования на шумовых и ударных инструментах: бубны, маракасы, колокольчики и др., инструментах детского оркестра: металлофон, ксилофон.
- Стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной деятельности.
Программа разработана для работы с детьми 2-3 лет и рассчитана на один год обучения. Занятие продолжительностью 10-15 минут проводится в форме музыкальной игры один раз в неделю.
В результате освоения данной программы можно констатировать уровень музыкального развития детей, ориентируясь на следующие показатели: умение узнавать знакомые песни, различать тембры детских музыкальных инструментов, динамические изменения в музыке, звуки по высоте в пределах октавы, умение согласовывать движения с музыкой, ориентироваться в пространстве.
В течение года показателями результативности обучения могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, и т.д.).
Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. Знакомство Введение в программу. Познакомить с разными видами деятельности в ходе реализации программы. «Мышка в гости к нам пришла». | 4 занятия |
2. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. Развивать тембровый слух, учить различать тембры шумовых инструментов. «Весёлые музыканты». | 3 занятия |
3. Высокие и низкие звуки. Формировать звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте в пределах октавы. «Высоко – низко». | 2 занятие |
4. Долгие и короткие звуки. Формировать ритмическое восприятие, учить различать звуки по длительности. «Быстро – медленно». | 3 занятие |
Итоговое мероприятие. «Новый год к нам идёт» | 1 занятие |
5. Громкие и тихие звуки. Формировать восприятие динамики звучания. «Тихо – громко». | 2 занятие |
6. Песня-танец-марш. Учить передавать в движении характер музыки (марш, песня, танец), упражнять в исполнении несложных танцевальных движений. «Топ и хлоп». | 4 занятия |
7. Игра на музыкальных инструментах. Познакомить детей с металлофоном и ксилофоном: способами звукоизвлечения, выразительными способностями. Учить играть на металлофоне и ксилофоне простые мелодии на одном звуке, глиссандо. «Я музыкант». | 3 занятия |
8. Музыка и настроение. Учить различать пьесы и песни контрастного характера. «Весело – грустно» | 3 занятия |
Итоговое занятие. Закреплять имеющиеся навыки в музыкально-игровой деятельности. «Весёлое путешествие». | 1 занятие |
Итого: 26 занятий.
Содержание программы:
1. «Мышка в гости к нам пришла».
Познакомить с разными видами деятельности в ходе реализации программы.
Знакомство – игра на взаимодействие «Ладошечка»
Разминка «Наши ручки» Давыдова
Песня «Мышки» Г.Ф. Вихарева
Пальчиковая гимнастика «Перчатки» Е. Железнова
Упражнение с листочками музыка Аарне
«Танец с музыкальными инструментами» Т.Суворова
Подвижная игра «Ловишки».
2. «Весёлые музыканты».
Развивать тембровый слух, учить различать тембры шумовых инструментов.
Разминка «Тюшки-тютюшки» Т.Тютюнникова
Сценка кукольного театра «Весёлые музыканты» Исаев
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» (лото)
Песня с движениями «Киска» Д.Костраба
«Танец котят» Е. Железнова
Музыкальная игра «Жмурки с бубном» Т.Шутенко.
3. «Высоко – низко».
Формировать звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте в пределах октавы.
Музыкально-двигательная разминка «Птички»
Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» Тиличеева
Песня «Ворбей» Ж. Металлиди
Пальчиковая гимнастика «Свиристели»
Танец «Чок, чок – каблучок» Т. Суворова
Игра «Воробьи и Бобик» Картушина
4. «Быстро – медленно».
Формировать ритмическое восприятие, учить различать звуки по длительности.
Упражнение «Ходим – бегаем», «Кукла шагает и бегает»
Песня «Новогодняя» (по выбору)
Пальчиковые гимнастика «Зима», «Новый год» О.И.Крупенчук, «Ёлочка» Н. Нищева
Хоровод вокруг ёлки «Зимние забавы» И.Меньших
Танец со снежинками (по выбору)
Игра «Колокольчик», «Кто как идёт» с бубнами
Итоговое развлечение «Новый год к нам идёт»
Знакомый детям музыкально – игровой материал
5. «Тихо – громко».
Формировать восприятие динамики звучания.
Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки»
Упражнение «Гулять – отдыхать»
Пальчиковая гимнастика «Весна в природе» О. Крупенчук
Песня с движениями «Чики –чок» О.Боромыкова
«Танец с лентами» Т.Суворова
Игра «Котята и барбос» И.Меньших
6. «Топ и хлоп».
Учить передавать в движении характер музыки (марш, песня, танец), упражнять в исполнении несложных танцевальных движений.
Музыкально – дидактическая игра «Что делают в домике?»
Песня «День сегодня необычный», «Весёлая песенка»
Марш – упражнение с флажками
Танец «Ширмочки» Т.Суворова
Речевое упражнение «Барабанщик»
Пальчиковая гимнастика «Сабельки»
Игра «Мишка ходит в гости» А.Шенберг
7. «Я музыкант».
Познакомить детей с металлофоном и ксилофоном: способами звукоизвлечения, выразительными способностями. Учить играть на металлофоне и ксилофоне простые мелодии на одном, двух звуках, глиссандо.
Песня «Капель» М.Ю.Картушина с ксилофоном
Песня «Солнечные зайчики» Чебакова с металофоном
Пальчиковая гимнастика «По клавишам стучим» М.Ю.Картушина
«Гармошка» Тиличеева
«Андрей воробей» р.н.п.
Ну-ка повторяйте» Е.Железнова с металлофонами и ксилофонами
Хороводная игра «Веселись детвора» И.Черницкая
8. «Весело – грустно».
Учить различать пьесы и песни контрастного характера.
Музыкально – дидактические игры «два цветка»,
«солнышко и тучка», «угадай настроение»
Песни «Автобус», «Самолёт»
Пальчиковая гимнастика «Транспорт» О.Крупенчук
«Танец с кубиками» Т.Суворова
Парная пляска (по выбору)
Игра «Весёлое путешествие» И. Меньших
Итоговое развлечение «Весёлое путешествие».
Закреплять имеющиеся навыки в музыкально-игровой деятельности.
Знакомый детям музыкально-игровой материал.
Музыкальный материал может варьироваться и изменяться, в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей детей.
Программно-методическое обеспечение
- Иллюстрации к песенному материалу
- Аудиозаписи: «Музыкальная ритмика для детей» 1-5,
«Танцуй малыш» 1-2 Т.Суворовой,
«Музыка с мамой» 1-5 Е.Железновой
- Дидактические пособия и игры: лесенка, музыкальный цветок (2), солнышко и туча, два цветка, лото «Угадай, на чём играю», «Что делают в домике?»
Оборудование
- Шумовые и ударные инструменты: бубны, колокольчики, барабаны, маракасы и т.п
- Инструменты детского оркестра: металлофоны, ксилофон
- Кукольный театр
- Театр игрушек
- Атрибуты для музыкально - ритмических движений: листья, снежинки, цветы, ленты, флажки, мячи и т.п
Литература
- Боромыкова О.С. Песенки и Потешки с движениями для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.
- Вихарева Г.Ф. Веселинка. Методическое пособие. - СПб.: «Детство – пресс», 2000. – 40.
- Вихарева Г.Ф. Пёстрые страницы. Песни и развлечения для самых маленьких: Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – СПб.: «Детство – пресс», 2003. – 40с.
- Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Архангельск: Архангельский педагогический колледж, 2010. – 46с.
- Девочкина О.А. Пойте вместе со мной: Песни для детей 3-4 лет. – М.: АРКТИ, 2002. – 48с.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2003.- 172с.
- Картушина М.Ю Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.
- Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста/ И.В. Меньших. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 57 с.
- Металлиди Ж.Л. Чудеса в решете. Песни для детей дошкольного возраста. – СПб.: Издательство «Композитор», 1998.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 112с.
- Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128с.
- Федорова Г.П. Танцы для детей. Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2000. – 40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ освоения детьми образовательной программы по музыкальному развитию за 5 лет
Отслеживание динамики развития музыкальности дошкольников способствует улучшению условий воспитания и образования детей в процессе музыкальной деятельности, дает возможность раскрытия способностей, ск...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Влияние региональных образовательных программ на музыкальное развитие дошкольников
В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования дошкольников особую актуальность приобретает определение причинно-следственных связей между содержанием музыкального...
Парциальная образовательная программа раннего познавательного, эстетического развития и развития речи "Росток" (для детей 3-5 лет).
Парциальная программа с текстовым приложением текста игр, на основе народного календаря....
Использование образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста
Статья об использовании образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста...
Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего возраста «В гостях у зайчика»
Предлагаемая методическая разработка содержит различные виды деятельности, которые можно использовать для развития детей раннего возраста: это игры, игровые упражнения, танцы с листиками и орешками. В...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3...
Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста КГКУЗ ККСДР №4
Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х месяцев...