Образовательная программа раннего музыкального развития.
рабочая программа по теме

Ананьина Светлана Владимировна                        swetlanka-r@yandex.ru

Для детей 2-3лет, не посещающих детский сад.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrastay-ka.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

раннего музыкального развития

для детей 2-3 лет, не посещающих детский сад.

Срок реализации: 1год.

Составитель: музыкальный руководитель Рюмина С.В.

Пояснительная записка.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной, классической и детской музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.

Данная образовательная программа направлена на комплексное развитие музыкальности детей: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, метроритмического чувства, речедвигательной координации, звуковысотного, тембрового, динамического и ладового слуха. Образовательная программа позволяет в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки и способствует практическому усвоению музыкальных знаний.

Цель: развивать музыкальные способности детей через различные виды музыкально-    игровой деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой.
  • Обучать лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, движения с предметами – листьями, цветами, лентами и т.д.
  • Учить менять движения в соответствии с изменением характера музыки произведений двухчастной и трёхчастной формы, различать и передавать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш).
  • Развивать музыкальный слух: звуковысотный, тембровый, динамический, ладовый.
  • Развивать метроритмическое чувство и речедвигательную координацию.
  • Обеспечить условия для элементарного музицирования на шумовых и ударных инструментах: бубны, маракасы, колокольчики и др., инструментах детского оркестра: металлофон, ксилофон.
  • Стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной деятельности.

Программа разработана для работы с детьми 2-3 лет и рассчитана на один год обучения. Занятие продолжительностью 10-15 минут проводится в форме музыкальной игры один раз в неделю.

В результате освоения данной программы можно констатировать уровень музыкального развития детей, ориентируясь на следующие показатели: умение узнавать знакомые песни, различать тембры детских музыкальных инструментов, динамические изменения в музыке, звуки по высоте в пределах октавы, умение согласовывать движения с музыкой, ориентироваться в пространстве.

В течение года показателями результативности обучения могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, и т.д.).

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Количество часов

1. Знакомство

Введение в программу. 

Познакомить с разными видами деятельности в ходе реализации программы.

«Мышка в гости к нам пришла».

4 занятия

2. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. 

Развивать тембровый слух, учить различать тембры шумовых инструментов.

«Весёлые музыканты».

3 занятия

3. Высокие и низкие звуки.

Формировать звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте в пределах октавы.

«Высоко – низко».

2 занятие

4. Долгие и короткие звуки.

Формировать ритмическое восприятие, учить различать звуки по длительности.

«Быстро – медленно».

3 занятие

Итоговое мероприятие.

«Новый год к нам идёт»

1 занятие

5. Громкие и тихие звуки.

Формировать восприятие динамики звучания.

«Тихо – громко».

2 занятие

6. Песня-танец-марш. 

Учить передавать в движении характер музыки (марш, песня, танец), упражнять в исполнении несложных танцевальных движений.

 «Топ и хлоп».

4 занятия

7. Игра на музыкальных инструментах.

Познакомить детей с металлофоном и ксилофоном: способами звукоизвлечения, выразительными способностями. Учить играть на металлофоне и ксилофоне простые мелодии на одном звуке, глиссандо.

«Я музыкант».

3 занятия

8. Музыка и настроение. 

Учить различать пьесы и песни контрастного характера.

 «Весело – грустно»

3 занятия

Итоговое занятие.

Закреплять имеющиеся навыки в музыкально-игровой деятельности.

«Весёлое путешествие».

1 занятие

Итого: 26 занятий.

Содержание программы:

1. «Мышка в гости к нам пришла». 

Познакомить с разными видами деятельности в ходе реализации программы.

Знакомство – игра на взаимодействие «Ладошечка»

Разминка «Наши ручки» Давыдова

Песня «Мышки» Г.Ф. Вихарева

Пальчиковая гимнастика «Перчатки» Е. Железнова

Упражнение с листочками музыка Аарне

 «Танец с музыкальными инструментами» Т.Суворова

Подвижная игра «Ловишки».

2. «Весёлые музыканты».

Развивать тембровый слух, учить различать тембры шумовых инструментов.

Разминка «Тюшки-тютюшки» Т.Тютюнникова

Сценка кукольного театра «Весёлые музыканты» Исаев

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» (лото)

Песня с движениями «Киска» Д.Костраба

«Танец котят» Е. Железнова

Музыкальная игра «Жмурки с бубном» Т.Шутенко.

3. «Высоко – низко». 

Формировать звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте в пределах октавы.

Музыкально-двигательная разминка «Птички»

Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» Тиличеева

Песня «Ворбей» Ж. Металлиди

Пальчиковая гимнастика «Свиристели»

Танец «Чок, чок – каблучок» Т. Суворова

Игра «Воробьи и Бобик» Картушина 

4. «Быстро – медленно».

Формировать ритмическое восприятие, учить различать звуки по длительности.

Упражнение «Ходим – бегаем», «Кукла шагает и бегает»

Песня «Новогодняя» (по выбору)

Пальчиковые гимнастика «Зима», «Новый год» О.И.Крупенчук, «Ёлочка» Н. Нищева

Хоровод вокруг ёлки «Зимние забавы» И.Меньших

Танец со снежинками (по выбору)

Игра «Колокольчик», «Кто как идёт» с бубнами

Итоговое развлечение «Новый год к нам идёт»

Знакомый детям музыкально – игровой материал

5. «Тихо – громко».

Формировать восприятие динамики звучания.

Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки»

Упражнение «Гулять – отдыхать»

Пальчиковая гимнастика «Весна в природе» О. Крупенчук

Песня с движениями «Чики –чок» О.Боромыкова

«Танец с лентами» Т.Суворова

Игра «Котята и барбос» И.Меньших

6. «Топ и хлоп».

Учить передавать в движении характер музыки (марш, песня, танец), упражнять в исполнении несложных танцевальных движений.

Музыкально – дидактическая игра «Что делают в домике?»

Песня «День сегодня необычный», «Весёлая песенка»

Марш – упражнение с флажками

Танец «Ширмочки» Т.Суворова

Речевое упражнение «Барабанщик»

Пальчиковая гимнастика «Сабельки»

Игра «Мишка ходит в гости» А.Шенберг

7. «Я музыкант».

Познакомить детей с металлофоном и ксилофоном: способами звукоизвлечения, выразительными способностями. Учить играть на металлофоне и ксилофоне простые мелодии на одном, двух звуках, глиссандо.

Песня «Капель» М.Ю.Картушина с ксилофоном

Песня «Солнечные зайчики» Чебакова с металофоном

Пальчиковая гимнастика «По клавишам стучим» М.Ю.Картушина

«Гармошка» Тиличеева

«Андрей воробей» р.н.п.

Ну-ка повторяйте» Е.Железнова с металлофонами и ксилофонами

Хороводная игра «Веселись детвора» И.Черницкая

8. «Весело – грустно».

Учить различать пьесы и песни контрастного характера.

Музыкально – дидактические игры «два цветка»,

«солнышко и тучка», «угадай настроение»

Песни «Автобус», «Самолёт»

Пальчиковая гимнастика «Транспорт» О.Крупенчук

«Танец с кубиками» Т.Суворова

Парная пляска (по выбору)

Игра «Весёлое путешествие» И. Меньших

Итоговое развлечение «Весёлое путешествие».  

Закреплять имеющиеся навыки в музыкально-игровой деятельности.

Знакомый детям музыкально-игровой материал.  

Музыкальный материал может варьироваться и изменяться, в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей детей.          

Программно-методическое обеспечение

  • Иллюстрации к песенному материалу
  • Аудиозаписи: «Музыкальная ритмика для детей» 1-5,

                              «Танцуй малыш» 1-2 Т.Суворовой,

                              «Музыка с мамой» 1-5 Е.Железновой

  • Дидактические пособия и игры: лесенка, музыкальный цветок (2), солнышко и туча, два цветка, лото «Угадай, на чём играю», «Что делают в домике?»

Оборудование

  • Шумовые и ударные инструменты: бубны, колокольчики, барабаны, маракасы и т.п
  • Инструменты детского оркестра: металлофоны, ксилофон
  • Кукольный театр
  • Театр игрушек
  • Атрибуты для музыкально - ритмических движений: листья, снежинки, цветы, ленты, флажки, мячи и т.п

Литература

  • Боромыкова О.С. Песенки и Потешки с движениями для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.
  • Вихарева Г.Ф. Веселинка. Методическое пособие. - СПб.: «Детство – пресс», 2000. – 40.
  • Вихарева Г.Ф. Пёстрые страницы. Песни и развлечения для самых маленьких: Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – СПб.: «Детство – пресс», 2003. – 40с.
  • Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Архангельск: Архангельский педагогический колледж, 2010. – 46с.
  • Девочкина О.А. Пойте вместе со мной: Песни для детей 3-4 лет. – М.: АРКТИ, 2002. – 48с.
  • Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2003.- 172с.
  • Картушина М.Ю Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.
  • Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста/ И.В. Меньших. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 57 с.
  • Металлиди Ж.Л. Чудеса в решете. Песни для детей дошкольного возраста. – СПб.: Издательство «Композитор», 1998.

  • Михайлова М.А., Воронина Н.В. танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 112с.
  • Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128с.
  • Федорова Г.П. Танцы для детей. Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2000. – 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ освоения детьми образовательной программы по музыкальному развитию за 5 лет

Отслеживание динамики развития музыкальности дошкольников способствует улучшению условий воспитания и образования детей в процессе музыкальной деятельности, дает возможность раскрытия способностей, ск...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Влияние региональных образовательных программ на музыкальное развитие дошкольников

В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования дошкольников особую актуальность приобретает определение причинно-следственных связей между содержанием музыкального...

Парциальная образовательная программа раннего познавательного, эстетического развития и развития речи "Росток" (для детей 3-5 лет).

Парциальная программа с текстовым приложением  текста игр, на основе народного календаря....

Использование образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста

Статья об использовании образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста...

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего возраста «В гостях у зайчика»

Предлагаемая методическая разработка содержит различные виды деятельности, которые можно использовать для развития детей раннего возраста: это игры, игровые упражнения, танцы с листиками и орешками. В...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования  разновозрастного возраста 1-3...

Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста КГКУЗ ККСДР №4

Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х месяцев...