Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Тема «финансовой грамотности» в дошкольной педагогике не нова. Но, то ли мало времени в своей работе с детьми мы уделяли ей раньше, то ли в стремительно меняющемся современном мире все чаще открываются новые реалии, оставить без внимания которые мы не вправе. В любом случае, в последнее время теме финансовой грамотности дошкольников стали уделять особое внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 175.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Гусевский городской округ
«Детский сад №14»
Проект
«Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор проекта: воспитатель
Пилипенко Анастасия Геннадьевна
Гусев, 2022
Информационная карта проекта
Название проекта: «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
Тип проекта: информационно-познавательный
Временные рамки проекта: долгосрочный
Авторы проекта: Пилипенко А.Г.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Актуальность:
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у дошкольников начального представления о финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Способствовать развитию основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Разработка проекта, постановка цели и зада;
- Консультации для родителей;
- сбор информации;
- анкетирование родителей
Основной этап - практический:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- подборка иллюстрационного, наглядного и дидактического материала (картинки с изображением денег, профессий людей и т.д);
- составление картотеки игр по теме проекта
Заключительный этап:
- Анализ результата реализации проекта.
- Подведение итогов проделанной работы.
- Создание мультимедийной презентации проекта.
Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный (разработка проекта) | |||
Способы реализации | Цели | Участники | Сроки реализации |
1. Постановка цели, задач. 2. Изучение методической литературы 3. Подбор дидактического материала, наглядных пособий, иллюстраций, картинок. 5. Анкетирование «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» 6. Обсуждение плана с семьями (консультации для родителей на тему: «» | Погружение педагогов и родителей в ценностное содержание проекта с целью осмысления его содержания | воспитатели, родители, дети | Сентябрь-октябрь |
II этап ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ | |||
Способы реализации | Цели | Участники | Срок реализации |
1.Совместная деятельность педагога и детей вне занятий. 2. Участие в региональной олимпиаде | Воспитатели, дети | Ноябрь-декабрь | |
III этап ЗАВЕРШАЮЩИЙ | |||
Способы реализации | Цели | Участники | Срок реализации |
Лепбук «Финансовая грамотность» Презентация проекта | Анализ результатов проекта Подведение итогов. | Воспитатели, дети | Январь-май |
Системная паутинка проекта
Образовательные области | Задачи | Ценностное содержание | Методы и формы |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать чувства товарищества, дружеских отношений. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. | Дружба Красота Труд | Беседы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Почему все взрослые работают?», «Товар. Результаты труда человека», «Откуда берутся деньги» |
Познавательное развитие | Развивать познавательную активность, любознательность. Воспитывать интерес к финансовой грамотности | Любознательность Наблюдательность Активность | Просмотр презентации ««Из истории денег» Беседа: «Что такое деньги», «Бюджет моей семьи», «Деньги любят счёт» Взаимодействие с родителями: анкетирование. Консультация : «Финансовая грамотность вашего ребенка» |
Речевое развитие | Расширять и активизировать словарь по теме финансовой грамотности. Развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание. Формировать навыки общения. | Речь Культура общения Слово | Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал»; «Трое из Простоквашино»; «Азбука денег тетушки Совы» Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка литовская «Волшебный кошель»; |
Художественно-эстетическое развитие | Воспитывать эстетическое отношение к деньгам. Развивать самостоятельность, активность, творчество детей. | Творчество Труд Воображение Культура | Дидактические игры «Найди пару», «Назови элемент», «Собери целое», Угадай, где продаются»; «Кто что делает?»; «Доход-расход»; «Купи другу подарок»; Сюжетно-ролевые игры «Магазин»; «Семья»; «Банк». Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»; Пластилинография «Монета»; Рисование «Купюра» |
Физическое развитие | Формировать полезные финансовые привычки. Формировать умения действовать в команде. | Доверие Согласие Надежность | Подвижные игры «Быстро возьми, быстро положи»; «Самый быстрый»; «Убери и заработай»; «Кошелёк». |
Ожидаемые результаты:
Ребенок сможет:
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.);
- контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и самого ребенка.
У родителей:
- повышение интереса к теме проекта и к совместному сотрудничеству по теме «Формирование финансовой грамотности»
У педагогов:
- приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников финансовой грамотности;
- накопление практического материала;
- проявление интереса к проектной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
1.Совместная работа с родителями (онлайн формат) рекомендации
Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал»; «Трое из Простоквашино»; «Азбука денег тетушки Совы»
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Сказка литовская «Волшебный кошель»;
2. Анкетирование «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультации: «Финансовая грамотность вашего ребенка», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности
Выступление на региональной конференции «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...
консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Цель консультации состоит в том, что она может широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...
Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...
Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...
Статья «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Научная статья....
Электронный образовательный маршрут "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"
Данный маршрут разработан, как помощь родителям в организации финансово-экономического воспитания детей в дошкольном возрасте....