Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ.
консультация по основам финансовой грамотности

Колобухина Елена Евгеньевна

Консультация для педагогов по основам финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_finansovaya_gramotnost.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Звёздочка»

Консультация для педагогов ДОУ

«Введение основ финансовой грамотности

в образовательную деятельность ДОУ»

                         Подготовила:

                                                       воспитатель высшей категории

                                                                  МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»

                                                      Колобухина Елена Евгеньевна

                                             

                                             

                                                                                                   

г. Осташков

2023 г.

«Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать[8]. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности  определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Стратегия разработана на период до 2023 года. Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2019 года.

Целью Стратегии – является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.

Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников. 

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.

Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

    Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Методы обучения. 

В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа).

Игровые методы обучения. 

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями

Словесные методы обучения. 

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

Формы словесного обучения.

Беседа.

 Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Тестовый метод.

Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.

Формы организации детской деятельности:

Дидактические игры с экономическим содержанием

Просмотр и обсуждение мультфильмов

Беседа

Отгадывание загадок

Чтение и обсуждение (анализ) сказки

Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок

Упражнения в тетради экономических заданий

Изобразительная деятельность

Ситуативный разговор

Игровые упражнения

Сюжетно – ролевая игра с экономическим содержанием

Решение экономических задач

Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Виртуальная экскурсия

Моделирование

Ситуационные задачи

Образовательная деятельность

Решение кроссвордов

Изготовление лэпбука

Обсуждение и решение проблемных ситуаций

Главный критерий отбора дидактического и методического материала по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Финансовой грамотности необходимо обучаться с дошкольного возраста. Проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, существуют авторские программы по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.

Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.

Список используемой литературы:

1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников:

мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9 – 2018 – С. 6–16.

3. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников

как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. –

№ 1 – 2018 – С. 21–29.

4.  Галкина Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013 – 112 с.

5. Галкина Л.Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению

экономического образования детей дошкольного возраста // Образование

и наука на XXI век: Материалы с 9 Международной научной практич.

конференции. – 2013 – Т. 7 – Педагогические науки. – София: Бял ГРАД-БГ,

2013 – С. 51–57.

6. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры

для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020 – 32 с.

7. Стахович, Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей,

методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольника» – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020 – 80 с.

8.  Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания

дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика

образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф.

(г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015 – С. 39–41.

9. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»1 Этап - подготовительныйМесяц ЦельСентябрьИзучение псих...

Внедрение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность

Данный материал поможет повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию основ финансовой грамотности дошкольников через сказку...

Семинар — практикум «Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»

20.04.2021 года состоялся семинар — практикум по теме»Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»....

«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...

Презентация «Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ»

В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экон...