Финансовая грамотность дошкольников
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Монета, купюра, пластиковая карта»
в старшей группе № 53 «Весёлые гномики»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Привлечение детей к совместной деятельности для развития познавательной активности.
Задачи:
Обучающие:
Формировать первичные экономические понятия: купюры, монеты, зарплата, бюджет, расход, доход, потребности.
Продолжать создавать условия для решения проблемных ситуаций, проводить опыты, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Создавать условия для развития внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений
Развивающие:
Обогащать представления детей о правильном отношении к деньгам и разумному их использованию, бережливости, честности, взаимовыручки, щедрости.
Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию нравственных качеств.
Формировать эмоциональную отзывчивость, умение играть вместе,
дружно.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Как появились деньги».
Беседа о потребностях, расходах и доходах людей.
Рассматривание денежных средств (купюры и монеты).
Рассматривание денежных знаков различных достоинств.
Методы и приемы:
Основной метод – игровой.
Наглядные методы (интерактивные изображения).
Словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения, практический метод, а также метод контроля и стимулирования).
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал:
Проектор, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, карточка для записи результатов.
Раздаточный материал:
Кошельки с купюрами и монетами, купюры и монеты для проведения
опытов, карточки для записи результатов, маркер, фартуки, разносы, пиалы, салфетки, вода.
Сюрпризный момент: мультфильм, сладкое угощение.
Структура НОД:
Старший возраст
Длительность НОД 25 минут - Вводная часть -5минут
Основная часть-15минутЗаключительная часть-5минут
Ход НОД:
Дети свободно играют в группе. Воспитатель замечает двух спорящих детей. Один ребёнок говорит: «Монеты!». Другой: «А я говорю, купюры!».
Воспитатель: Дети, о чём вы спорите?
Ответ детей: «Какие деньги важней монеты или купюры?»
Воспитатель подзывает всех детей предлагая разобраться в споре, какие всё-таки деньги важней монеты или купюры?
Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! - Что это?
Дети: Деньги.
Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно!
Воспитатель: Ребята, вы все знаете из мультфильма, что Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Хочу спросить у вас:
- «Вырастут ли деньги?»
- Куда Буратино надо было положит деньги? (ответы детей)
Но, вот есть вопрос: откуда появляются деньги?
Правильно ребята, их зарабатывают родители, ходят каждый день на работу, трудятся и получают за это деньги, которые называются «зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей) Профессий очень много.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели поработать и получить зарплату? Давайте встанем в круг и немного поработаем.
Игра «Профессии»
Если хочешь стать маляром - делай так (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если ты водитель - делай так (вращают руль)
Если ты сапожник - делай так (топают ногами)
Если ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть, пора зарплату получать. (Детям раздается зарплата в кошельках. (купюры и монеты).
Воспитатель: Молодцы, ребята, понравилось вам работать? А получать зарплату? Можно сделать вывод, что все профессии важны, все профессии нужны.
Беседа о монетах.
Посмотрите внимательно в ваши кошельки. Все посмотрели, а теперь поднимите руки у кого деньги круглой формы? И как их называют? (Дети поднимают руки). Эти деньги называют - монетами, Как вы думаете, из чего они сделаны? (Ответы детей – из специальных сплавов метала).
А теперь поднимите руки у кого деньги прямоугольной формы? И
как эти деньги называют? (Дети поднимают руки) Эти деньги
называются - купюрами. А из чего они сделаны? (Ответы детей из специально разработанной бумаги).
Деньги бывают разного достоинства. Каким достоинством бывают купюры?
Ответы детей - бывают разного достоинства, например: 10, 50, 100, 200, 500 рублей; 1000, 2000, 5000 тысяч.
Воспитатель: А монеты, каким достоинством бывают, вы знаете?
Дети: 1,5,10,50 копеек; 1рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим? Мы с вами отправимся в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: Правильно, ещё в лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Там работают ученые.
Как вы думаете, чем занимаются учёные?
Дети: Проводят опыты, что-то изучают.
Воспитатель: Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой.
- Мы тоже с вами исследователи.
- Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты, и будем записывать результаты наших исследований в карту, которая находится у нас на столах.
- Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что важней - монеты или купюры.
1. Эксперимент.
Купюру смять. Монету смять.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент.
Опустить в воду купюру. Опустить в воду монету.
Воспитатель: Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте выигрывает? Артём, отметь в нашей карте результат.
3. Эксперимент.
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Воспитатель: Возьмите на ладошку монету - подуйте, что происходит с монетой? Теперь купюру – подуйте. Что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.
4. Эксперимент.
Возьмите свои кошельки и немного потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. Вывод.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
-Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи.
Мы носим деньги, монеты и купюры (банкноты в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах? (ответы детей)
• Копейка рубль бережет.
• Мал золотник, да дорог.
• Уговор дороже денег.
• Скупой платит дважды.
• Долг платежом красен.
• Гроша ломаного не стоит.
• Деньги любят счет.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы. Просмотр мультфильма.
Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).
Воспитатель: Девочки и мальчики, а хотите, как ваши родители сходить в магазин, берём кошельки и отправляемся в магазин.
Вставайте все за мной, в магазин мы все пойдем, и продукты приобретем: (идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока,
масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)
Все к обеду принесем, (прямо, широко разводят руки)
И гостей мы позовем. (махи руками к себе)
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами в магазине. Поиграем в игру? Что можно купить в магазине?
Если предмет можно купить -хлопните в ладоши. (картинки: машину, телевизор, дом, ковер, ветер, куклу, радуга, яйца, самокат, солнце, лодку, снег, пирог, море, океан.)
А теперь ответьте мне на вопрос что для человека важней,
игрушки или продукты? Ответы детей.
Воспитатель. Конечно же, продукты для человека важней, потому что, без игрушек хоть не так и весело, но человек прожить может, а без продуктов нет.
Поэтому, когда вы ходите в магазин со своими мамами и папами, всегда думайте о том, что важнее для вашей семьи, но прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? Ответы детей.
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Какой вы бывает доход?
А расход? Ответы детей.
Все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»:
Я начну читать, а вы закончите словами: доход или расход:
Папа получил зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграл приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки - доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашли монетку – доход
Купили куклу - расход
Воспитатель: Дети, мы разобрались в споре?
Ответы детей.
Время нашей игры подходит к концу.
Заключительная часть. Анализ НОД
-Что вам понравилось?
-Что для вас было сложным или трудным?
-Что вам далось с легкостью?
-Что нового вы узнали?
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово! Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Воспитатель: Поиграли мы для вас.
А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела.
Благодарю всех за активное участие. В память о нашей удачной работе, я подарю вам вот эти монеты, вы их заработали!
Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Земляничка» п.Саган-Нур»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытая образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности у детей в старшей группе № 53 «Весёлые гномики» на тему: «Монета, купюра, пластиковая карта»
Разработала и провела: Воспитатель первой
квалификационной категории
Михайлова Оксана
Викторовна
Проверил: Старший воспитатель
Исаева Нина Николаевна
п.Саган-Нур 2021 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"
Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...
Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...
Финансовая грамотность дошкольников (статья)
Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....
Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников
Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности...