Самообразование по финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Качаева Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. педагога Качаева Оксана Сергеевна

Специальность воспитатель

Образование  высшее педагогическое

Стаж  педагогической работы 7 лет

Квалификационная  категория первая

Курсы  повышения квалификации __________________________

«Воспитание детей дошкольного возраста в логопедической группе» - 300 часов, 20.11.2019

«Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» - 72 часа, 12.02.2020

«Первая помощь»  - 72 часа,

«Финансовая грамотность дошкольников» - 72 часа, 13.05.2022

Дата  начала работы над темой Сентябрь 2021

Предполагаемая  дата окончания работы май 2023

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Цель:  повышение педагогического мастерства через создание и совершенствование необходимых условий для формирования у детей дошкольного возраста азов финансово грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,   самообразования;
  • Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  • Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.
  • Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами;
  • Изготовить картотеку дидактических и сюжет-ролевых игр;
  • Способствовать формированию первоначальных представлений у детей дошкольного возраста о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • Организовать работу по формированию у детей дошкольного возраста азов финансово- грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина ;
  • Оказывать консультативную (информационной, методической, обучающей) помощь родителям (законным представителям) по сопровождению детей;
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Прослушать вебинар «Финансовая грамотность в образовательном процессе. Методологический подход» и получить сертификат.

Пройти курсы повышение квалификации «Финансовая грамотность дошкольников»

  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»;

Подготовить буклет для педагогов по теме: «Интерактивные игры для формирования финансовой грамотности у детей»

Планирование

по авторской программе «Открытие Феечки – Копеечки»

на 2021-2022 уч.год

Месяц

 

Формы работы

Организационно-методическая работа

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

  Изучить литературу. Разработать перспективное планирование.

Подготовить консультации «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»; «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»; подборка дидактических игр, загадок, художественной литературы

Диагностика                          по  методике                    А.Д. Шатовой              «Тропинка в экономику»  Цель: выявить уровень экономического опыта у детей 

Анкета

«Что такое финансовая грамотность?»

Цель: определить ,на сколько родители заинтересованны в обучении детей  основам финансовой грамотности

Анкета

«Отношение к финансовой грамотности»                          

Цель: выявление уровня финансовой грамотности  педагогов  и осознания необходимости грамотности в их жизни

             1МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

ТЕМА: «Феечка – Копеечка знакомится с профессиями родителей» (ценность чужого и собственного труда)

Задачи: Расширять знания о содержании деятельности людей разных профессий, связанных с производством, профессией родителей.  Воспитывать стремление и желание созидать. Формировать понимание значимости труда, где нет осязаемого (готового) продукта.

(1р/м)- «Мир профессий»,

(1Р\М)-«Алгоритм

трудовой деятельности»

(услуги).

Наблюд в игре, Д/и,

интеракт. Игры, загадки, составление

рассказов

Чтение

художественной

литературы

С.Михалков «А

что у вас?»,

Д.Родари«Чем

пахнут ремёсла»,

С. Маршак

«Откуда стол

пришёл».

Дидакт.игры: «Для

чего это нужно,

Кто что

производит»,

«Составь цепочку

(сырье продукт)»,

«Кто что

производит».

Мастерские для

коллективного

труда «Книжная

мастерская»

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Оформление

тематических

альбомов, лепбуков

«Профессии

родителей»,

изготовление

атрибутов и

аксессуаров к играм.

Подготовка доклада «Профессии в моей семье»

Консультация  

«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

ТЕМА: «Как Феечка – Копеечка стала рачительной хозяйкой»

Задачи:  Закреплять навыки и привычки экономического рационального поведения в быту. Расширить представление о понятии «Доходов и расходов», «Основные и неосновные доходы

Октябрь

 Подготовить  тематический

альбом

«Привычки

культурного

поведения в быту» ; подбор литературы, дидактических игр.

Подготовка консультации для родителей.

 (1Р/М)-«Закрепление

правил экономии в быту».

(1Р/М)-«Рациональ

ное поведение в быту»

Наблюд в игре, Д/и,

интерак. Игры,

загадки, составление

рассказов
«Закрепление

правил экономии»,

чтение худ.лит-ры

В.Маяковский

«Что такое

хорошо, что такое

плохо»;обсуждение смысла сказок о ведении домашнего хозяйства, пословиц и поговорок о трудолюбии и хозяйственности  с использованиемпроблемных ситуаций и вопросов, заучивание

дидактические

игры: «хорошо-плохо», «Правила

экономии», « Чистый двор, чистый дом». Коллективный труд «Душ для игрушек»

  Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

 

ТЕМА: «Азы домашней бухгалтерии с Феечкой-Копеечкой»

Задачи:  Формировать начальные представления о понятии «Доходы семьи»

Подготовка тематических альбомов; Родительского собрания; подборка игр, бесед

1ООД)- «Распределе ние бюджета»,

(1р/м)-«Основные и

неосновные расходы» Беседы: «Как деньги доходят, а потом расходятся», «Бюджет моей семьи», «Планирование покупок

Родительское собрание «Финансово  экономическое воспитание в семье».(Деловая игра)

Ноябрь

ТЕМА: «Феечка – Копеечка учит быть помощником в семье» (домашние обязанности)

Задачи:  Учить детей нести ответственность за ведение своих домашних обязанностей и оказание полезной помощи семье. Стимулировать желание Мотивировать желание и стремление детей трудиться, осознавать свою незаменимость и принесенную пользу семье.  

 Подборка игр, бесед,

  1Р/М)- «Мои труд важен для благополучия моей семьи»

Составлене алгоритма помощи в домашних делах

Наблюд в игре, Д/и:«Мамины

помощники». Игра – пантомима «Любимые дела по дому».

 Интерак. Игры,  беседа

  Обсуждение в сетевой группе:

Дискуссия: «Оплачивать ли детям выполнение домашних обязанностей в своей семье?».

Тематические альбомы и презентации о домашних и повседневных необходимых делах семьи: «Полезная помощь», «Сам справляюсь с важным делом».  

 

ТЕМА: « Как Феечка – Копеечка управляла своими желаниями»

Задачи:  Закреплять разумное Отношение к деньгам, проявлять бережливость в повседневной деятельности, учить планировать покупки, составляя карту покупок и управлять желаниями и возможностями.

Тематические альбомы и видеосюжеты, мультфильмы,

книги, отражающие темы: «Копилка», «Карта покупок». Оснащение для творчс кого задания «Я рисую свою мечту» Д/игра – планинг «Как накопить на любимую игрушку».

(1Р/М)- «Карта покупок»

(1Р/М)- «Навык откладывать и копить».

Наблюд в игре, Д/и, компьт игры, интерак. Игры, беседа. Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Проект «Карта желаний» (планирование желаемых покупок).  Памятка «Ребенок в магазине. Правила поведения».

Консультация «Финансы и дошкольник: за и против»

Декабрь

2 МОДУЛЬ «КОПИЛКА»

ТЕМА: « Как Феечка – Копеечка узнала, что такое деньги»

Задачи:  Расширять у детей представления о товаро – денежных отношениях, об истории  происхождения денег. Формировать представления детей о том, что деньги зарабатываются и что ими оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию достатка. Совершенствовать умения детей составлять логическую цепочку происхождения денег. Развивать умение детей использовать в  речи экономические термины(рубль, покупка, товар)).

  Подборка мульт. Фильмов («Как появились деньги на Земле», «Фиксики.

Деньги»,) Атрибуты и оборудование для СРИ профессии (швея, плотник, фотограф, кондитер и т.д.)маленькие покупки в супермаркете.

 (1Р/М)+

(1НОД)«Деньги были не всегда.Ты мне-я тебе».

 (1Р/М)- «Каждый труд оплачивается»

Наблюд в играх – ситуациях, интерак. Игра, Д\и

Буклет «От ракушек и камней до наших дней».

Интерактивный плакат «Эволюция денег».  

Консультация «Как доступно рассказать ребенку об истории появления денег». Брошюра «Прошлое и настоящее рубля».

 

ТЕМА:  «Феечка – Копеечка коллекционер или какие бывают деньги»

Задачи:  Актуализировать представления детей о том какие бывают деньги содействовать  

расширению представлений  детей о российских городах,  изображённых на современных банкнотах. Содействовать развитию умения детей отличать российские деньги от зарубежной валюты Совершенствовать умения детей использовать в речи экономические термины (аверс, реверс, орёл, решка и др)   

Подборка мультимедийных презентаций «Деньги разных стран»

Тематические альбомы:

«Деньги разных стран» Оборудование и атрибуты к с – р играм «Супермаркет», «Я коллекционер», «Кафе», «Банк обменный пункт». С видами российских городов

ДИ»Домино экономическое» Интерактивная игра»Что лишнее» -коллекция бумажных купюр

(1Р/М)-«В каждой стране деньги выглядят и называются по разному»,

(1Р/М)- «Коллекция бумажных купюр с видами российских городов».

 Беседа, интер.игра,

Д/Игра

Консультация «Как создать семейную коллекцию денег». Детская презентация «Деньги разных стран»,

«Путешествуем по миру и коллекционируем деньги»

Январь

ТЕМА: « Феечка – Копеечка на Пермской печатной фабрике «Гознак»

Задачи: Познакомить детей с предприятием региона – Пермской печатной фабрикой «Гознак».

Совершенствовать умения детей использовать в речи экономические термины.

Мультимедийная презентация «Пермский «Гознак»-интересные факты».

-купюры разного номинала

-пластиковые карты

-ДИ «Собери денежку»

(1НОД)- «Что такое

Гознак»,

(2Р/М)-  «Профессии людей, которые производят деньги». Беседа, С – р/игра, Д/и

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Творческое задание «Придумай новую валюту»

Викторина «Что можно и что нельзя делать с деньгами»

Февраль

ТЕМА: «Где живут деньги»

Задачи:  Расширять представления детей о хранении денег.  Упражнять детей В умении изготавливать Кошелёк  Копилку самостоятельно. Совершенствовать  умения детей использовать в речи экономические термины .

Подбока бросовогот материала для изготовления копилок

-подбор м/ф

«Фиксики»,»Копилка».

Изготовление тематического альбома

«Зачем нужны банки»

Подготовка буклета «Интерактивные игры для формированию финансовой грамотности у детей»

1НОД)-

«Свой домашний банк или копилка для денег»,

(1Р/М)-«Зачем нужны банки». Интерак. Игра, с-р/и

Семейная мастерская «Изготовление копилок из бросового материала», выставка кошельков.

Буклет «Интерактивные игры для формированию финансовой грамотности у детей»

Буклет «Интерактивные игры для формированию финансовой грамотности у детей»

3 МОДУЛЬ «БОГАТСТВО ПАРМЫ»

ТЕМА:  «Растут ли булки на деревьях»

Задачи:  Познакомить детей с понятием «экспорт» зерна («живое золото»). Расширять  представления детей о разновидностях хлеба в разных странах и особенностях его производства.  Расширять кругозор  детей об использовании сырья (зерна) в других отраслях.

Подготовка тематического альбома «Хлебозавод»;

 Лепбука  «От зерна до каравая»

«Что такое реклама»

ДИ «Испеки пирог» подбор оборудованяе, атрибутов к СРИ»Рекламное агенство», «Кто работает на хлебозаводе» Картотека, фиксационные карты,

(1Р/М)-«Хлебозавод»,

(1Р/М)-«Где используют зерно», (1Р/М)- «Реклама».  

Д/И, моделирование (схемы с объяснением) Беседа по карте России, края, изготовленной детьми).

«Лучше всех я испеку» реклама изготовленной продукции, дегустация.

Март

ТЕМА: «Путешествие Феечки-Копеечки по молочной реке»

Задачи:   Познакомить детей с процессом изготовления сыра на сыроварнях, профессией сыровар. Познакомить детей с понятием «спрос» и как спрос влияет на разнообразие сыров.

плакат»Как молоко у нас на столе появилось» -модели «Кто работает на молочном комбинате», «Взаимосвязь разных  производств» -лепбук «Разное молоко»

-оборудование и атрибуты к СРИ «Молочный комбинат»  

Подготовка экономического словарика

(2Р/М-«Молочный комбинат»,

«Ценообразование». моделирование (схемы с

объяснением)

Что дороже: молоко или йогурт

Семейный конкурс «Слоган дня «Пей молоко-это полезно» «Семейная мастерская « по изготовлению атрибутов к СРИ «Молочный комбинат», по оформлению  тематического лепбука «Молочный

комбинат»

Знакомство родителей с экономическим словарико

ТЕМА: «Зеленое золото»

Задачи:   Познакомить детей с технологией переработки древесины в бумагу на целлюлозно – бумажном комбинате, профессиями людей, работающих на данном предприятии

Изготовление альбома  «Такая разная бумага», подборка игр,   

Изготовление Буклета

«Правила бережливости

(1НОД)-

«Лесозаготовка».

1р/м «Лес ценный ресурс

Д/И: «породы дерева», «что делают из дерева» метод моделиро вание (схемы с объяснением)  

Семейная мастерская» по изготовлению пособия «От дерева к листу

Бумаги».

Изготовление лэпбуков «Деревянная игрушка», « Деревянная посуда»,

Буклет

«Правила бережливости»

Апрель

ТЕМА: «Пермяк соленые уши»

Задачи:  Познакомить детей с месторождениями калийной соли в Пермском крае, с процессом добычи калийной соли, профессиями людей, занятыми в добычи переработки калийной соли, предприятиями по ее переработке.  Познакомить с географией реализации калийной  

интерактивная экскурсия «Солеварни» -тематический альбом «Как соль лечит»

-коллекция соли   «Пищевая

соль»

 -подборка литературы  о пищевой соли» способах и  технологиях её добычи, профессиях людей в данной отрасли ;

выращивание кристаллов

(1Р/М)-«Кто и как добывает поваренную соль»,

1 Р/М «Пермяк солёные уши или немного об истории соляной добычи вПермском крае». Д/И, метод моделиро вание (схемы с объяснением)  квест – игра,

Проект «Соляные чудеса».

Консультация

«Учите ребенка планировать семейный бюджет»

ТЕМА: «От руды до металла»

Задачи:  Познакомить детей с предприятиями Пермского края, занимающимися добычей руды и ее переработкой, с процессом переработки руды в металл на примере металлургического предприятия. Взаимосвязи отдельных операций, выполняемых  специалистами металлургических профессий для получения готового продукта.  

Познакомить детей с историей зарождения металлургической промышленности. Познакомить с географией сбыта полученной продукции на металлургических предприятиях

Подготовка интерактивной экскурсии «Добыча из руды металла»

Видеоролик «Сталев ары»

Тематический альбом «Как появляется металл», «Путешествие металла»

Лепбук «От руды до металла»

Подборка худ. Литры о рудах , профессиях людей,  работающих в отрасли металлургии

(3Р/М)-

«Польза полезных ископаемых»,  

«От руды до металла»  Д/И,  чтение худ.литературы У.Пермяк «Сказка о Терра-Ферро»

Семейная мастерская по созданиию лепбука «От руды до металла», оформление Тематических Альбомов «Как появляется металл»

«Путешествие металла»,

Май

ТЕМА: «Как люди помогали Феечке-Копеечке самолет собрать»

Задачи:   Расширение представлений детей об оборонном комплексе нашей страны. Расширение представлений детей о географии распространения продукции машиностроительных предприятий

Виртуальные экскурсии» Мотовилихинский музей

Техники», «Военная техника»

Интерактивный плакат

»Машиностроительная отрасль»

(2Р/М)-

«Военная техника»,

«Машиност Роение в Пермском

крае»

«Как люди самолёты собирали моделиро вание (схемы с объяснением)

Практикумы по составлению ребусов «Товары машиностроительных предприятий».Практикумы «Как создать с ребёнком  мультимедийную презентацию

«Делаем

рекламный ролик

Подготовить  отчёт о проделанной работе за учебный год.

Анкета

«Что узнали и чему научились ?»

Цель: оценить уровень приобретенных знаний у родителей и выстроить перспективу дальней совместной работы

Подготовить  отчёт о проделанной работе за учебный год.

        

Практические выходы:

1. Подготовка консультаций для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»; «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»; «Как создать семейную коллекцию денег»;  «Учите видеть связь между трудом и деньгами»; «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

2. Оформление тематических альбомов, лепбуков.

3. Подготовка родительского собрания «Финансово  экономическое воспитание в семье».(Деловая игра)

4. Подготовка памятки для родителей «Ребенок в магазине. Правила поведения». Буклета «Интерактивные игры для формированию финансовой грамотности у детей»

5. Выставки творческих заданий семей.

6.  Подготовка консультаций для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»; «Финансы и дошкольник: за и против»

7. подготовка буклета для педагогов «Интерактивные игры для формированию финансовой грамотности у детей»

9. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

10. Сертификат о повышении квалификации «Финансовая грамотность дошкольников»

11. Выступление на педагогическом совете ДОУ «Создание условий для развития финансовой грамотности и экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста в рамках тесного сотрудничества и взаимодействия с родителями воспитанников»

12.Мультимедийная  презентация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности!»

 13.Лэпбук  «Азбука юного финансиста»

Планирование

по авторской программе

 «Открытие Феечки – Копеечки» на 2022-2023 уч.год

Месяц

 

Формы работы

Организационно-методическая работа

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

    Разработка перспективного планирования на 2022-2023 уч.год.

Подготовка консультаций «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»; «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»; подборка дидактических игр, загадок, художественной литературы

Диагностика                          по  методике                    А.Д. Шатовой              «Тропинка в экономику»  Цель: выявить уровень экономического опыта у детей 

Анкета

«Что такое финансовая грамотность?»

Цель: определить ,на сколько родители заинтересованны в обучении детей  основам финансовой грамотности

             1МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

ТЕМА: «Феечка – Копеечка знакомится с профессиями родителей» (ценность чужого и собственного труда)

Задачи:  Систематизировать представления и знания о содержании деятельности людей разных профессий, связанных с производством товаров, и экономикой. Формировать понимание значимости труда, где нет осязаемого (готового) продукта. 

1р/м)- «Профессии экономи- ческой сферы»,

(1Р\М)-«Значимость профессий где нет осязаемого продукта труда» (услуги). Наблюд в игре, Д/и, компьют. Игры, интеракт. игры,  загадки, составление рассказов.

Мультимедийная презентация «Профессии экономической сферы»,  Интерактивная игра

«Все ли можно купить за деньги»  

Чтение художественной литературы Галиев Ш. «Три копейки на покупку», сказка «Волшебное кольцо», Э.Успенский «Бизнес Крокодила Гены». Дидакт.игры: «Название для компании, название для товара», «Составь цепочку (сырье продукт)», «Кто что производит».  

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Ссылки для родителей на сайты и интернет ресурсы, раскрывающие значимость нравственно – трудового воспитания

детей как первоосновы финансово – экономической грамотности дошкольников. Оформление тематических альбомов, «Профессии родителей», изготовление атрибутов и аксессуаров к играм.

Консультация  

«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

ТЕМА: «Как Феечка – Копеечка стала рачительной хозяйкой»

Задачи:   Воспитывать рачительного хозяина, осознано, целесообразно и бережно относящегося ко всему, что создано трудом человека.

Октябрь

 Подготовка  обучающих материалов,  подбор литературы, дидактических игр.

 (1Р/М)«Ресурсо сбережение». (1Р/М)«Рациональ но – расточи тельно»

Беседы: «Навыки и привычки культурного поведения в быту», «Знакомство с правилами экономии». Интерактивные и компьютерные игры. Тематические альбомы для закрепления темы

«Привычки культурного и рационального поведения в быту», «Закрепление правил экономии».  

Чтение худ. литер-ры:

С.Михалков «Праздник непослушания». Дидакт.игры «Рационально - расточительно».  

  Ссылки для родителей на сайты и интернет ресурсы для ознакомления с презентациями и видеоматериалом на тему

«Ресурсосберегающее поведение в быту». Проект «Знаки – напоминалочки по ресурсосбережению».

 

ТЕМА: «Азы домашней бухгалтерии с Феечкой-Копеечкой»

Задачи:   Дать знания об основах планирования семейного бюджета, исходя из понимания детьми основных (жизнеобеспечи вающих) потребностей человека.  

Подготовка тематических альбомов, презентаций. Родительского собрания; подборка игр, бесед, литературы

(1Р/М)- «Потреб Ности человека»,

(1НОД)«Планиро- вание семейного бюджета»,  (услуги).  Тематические альбомы, презентации.

Интернет ресурсы на темы: «Потребности человека», «Планирование семейного бюджета».  Чтение худ. литер-ры: Э.Успенский «Трое из Простоквашино».

Авторские сказки Ястребовой Л. и Мальгиной Н.

«Хранители бюджета», «История одной реки». Дидакт.игры

«Перспективная карта покупок».

Родительское собрание «Финансово  экономическое воспитание в семье».(Деловая игра)

Обсуждение в сетевой группе: Дискуссия «Стоит ли давать детям карманные деньги?».

Ноябрь

ТЕМА: «Феечка – Копеечка учит быть помощником в семье» (домашние обязанности)

Задачи:  Учить детей нести ответственность за ведение своих домашних обязанностей и оказание полезной помощи семье. Стимулировать желание Мотивировать желание и стремление детей трудиться, осознавать свою незаменимость и принесенную пользу семье.  

 Подборка игр, бесед, альбомов

(1Р/М)- «Мои домашние обязанности»

Тематические альбомы и презентации о домашних и повседневных необходимых делах семьи: «Полезная помощь», «Сам справляюсь с важным делом».  

Дидакт.игры: «Мамины помощники». Игра – пантомима «Любимые дела по дому».

  Обсуждение в сетевой группе:

Дискуссия: «Оплачивать ли детям выполнение домашних обязанностей в своей семье?».

Проект «Дневник домашних обязанностей»

 

ТЕМА: « Как Феечка – Копеечка управляла своими желаниями»

Задачи:   Применять сформированные знания и умения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами: умение планировать покупки, умение копить средства, умение понимать суть и учиться заниматься благотворительной деятельностью.  

Подбор тематических альбомов и видеосюжетов, мультфильмов, худ.литературы

 отражающих темы: «Копилка»,  «Можно и нельзя», «Основные потребности человека», «Благотворительность».

(1Р/М)- «Благотво рительность»

(1Р/М)-

«Копилка».

Тематические альбомы и видеосюжеты, мультфильмы, книги, отражающие темы: «Копилка», «Можно и нельзя», «Основные потребности человека», «Благотворительность».

Чтение худ. литер-ры: В.Катаев  «Цветик – Семицветик». Д/игра: «В доме зарплата».

Д/игра – планинг «Как накопить на любимую игрушку».

Проект

«Благотворительные дела» (опыт семей). Памятка «Ребенок в магазине. Правила поведения».

Консультация «Финансы и дошкольник: за и против»

Декабрь

2 МОДУЛЬ «КОПИЛКА»

ТЕМА: « Как Феечка – Копеечка узнала, что такое деньги»

Задачи:   Актуализировать представления детей о товаро – денежных отношениях, об истории и эволюции происхождения денег.

Систематизировать представления детей о том, что деньги зарабатываются и что ими оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию достатка.

Совершенствовать умения детей различать и называть товары и услуги, опираясь на свой собственный опыт. Совершенствовать умение детей использовать в игровой самостоятельной деятельности разные социальные роли (продавец, банкир, кредитор).

  Подборка познавательных фильмов Фильмов , презентаций, дидактических игр.

 (1Р/М)+

(1НОД)«Эволюция денег – от ракушек и камней до наших дней».

 (1Р/М)- «Появление первых денег на Руси от скота и меха до первых металли ческих»,

(1Р/М)- «Что мы покупаем за деньги, а что купить нельзя»

Подборка познавательных фильмов (сюжет телепередачи Галилео

«История изобретений.

Деньги»,

Комикс «Жила – была денежка»

Презентация «История российских денег»

Интерактивная игра «Все ли можно купить за деньги» Настольная игра

«Запомни ценники» Д/игры: «Рынок товаров и услуг», «Купи другу подарок», «Я покупатель», «Обмен»,«Моя первая покупка»,

«Миллионер» Подборка мультипликационных фильмов экономического содержания «Дорогая копеечка», «Пятачок»,

«Заработанный рубль».

Буклет «От ракушек и камней до наших дней».

Консультация «Как доступно рассказать ребенку об истории появления денег». Брошюра «Прошлое и настоящее рубля».

 

ТЕМА:  «Феечка – Копеечка коллекционер или какие бывают деньги»

Задачи:   Обогащать представления детей о российских деньгах и деньгах дальнего и ближнего зарубежья. Формировать представления детей о деньгах разного достоинства, разной ценности (покупательной способности). Содействовать развитию умения детей различать деньги разного достоинства (1,2,5,5 усл.единиц). Совершенствовать   умения детей использовать в речи экономические термины (валюта, нумизмат, ассортимент и др.).  

Подборка мультимедийных презентаций «Деньги разных стран»

Тематические альбомы:

«Деньги разных стран»  

Подготовка консультации

(1Р/М)«Российские деньги и деньги разных стран», (1Р/М)-

«Деньги разного достоинства и ценности».  

Интерактивные игры «Мне в кошельке не хватает…»,

«Мало – много»,

«Дороже – дешевле»,

«Оцените товар»,

«Сколько стоит?», «Разменяй – ка». Оборудование и атрибуты к с – р играм «Супермаркет», «Банк», «Рынок», «Аукцион», «Турагенство».

Консультация «Как создать семейную коллекцию денег». Детская презентация «История в купюрах», «Деньги бывают разные», «Иностранные деньги».

Январь

ТЕМА: « Феечка – Копеечка на Пермской печатной фабрике «Гознак»

Задачи:  Содействовать формированию представлений детей о процессе изготовлений денежных знаков на печатной фабрике Гознак.  Познакомить детей с профессиями людей, работающих на фабрике «Гознак», связанных с производством денег.  Развивать умение детей составлять логическую цепочку процесса изготовления денег. Совершенствовать умения детей использовать в речи термины (печатная фабрика Гознак, банкнота, водяные знаки и др.)

 Подготовка тематических альбомов, мультимедийной презентации, познавательного фильма, консультации для родителе.

(1НОД)- «Фабрика Гознак- лучшее предприятие региона: вчера и сегодня», (2Р/М)-

«Пермский Гознак, там: где рождаются деньги»,  «Профессии людей, которые производят деньги».  Тематические альбомы: «Фабрика Гознак – лучшее предприятие региона: «Вчера и сегодня», «Профессии людей, которые участвуют в изготовлении денег». Мультимедийная презентация «Печатная фабрика «Гознак». Познавательный фильм «Пермский Гознак: там, где рождаются деньги».

Консультация «Правила создания музейной коллекции» Брошюра «Что такое мини – музей, его значение для познавательного и речевого развития старших дошкольников».

Февраль

ТЕМА: «Где живут деньги»

Задачи:   Обогащать представления детей о хранении денег.  Познакомить детей с понятием «безналичные» и электронные деньги. Совершенствовать умения детей различать наличные и безналичные деньги, применять данное умение в самостоятельной игровой деятельности.  Совершенствовать  умения детей использовать в речи экономические термины (банковская карта, электронный кошелек, обменный пункт и др.).

 Подборка м/ф «Азбука денег тетушки Совы». Безналичные деньги».

Подготовка  памятки для родителей «Как доступно и увлекательно рассказать ребенку о работе банка.

(1НОД)-

«Как живут деньги в банке», (1РМ) «Деньги, которые ты не видишь».

Мультипликационный фильм «Азбука денег тетушки Совы». Безналичные деньги».

Экскурсия в банк с ребенком. Памятка «Как доступно и увлекательно рассказать ребенку о работе банка.

Буклет «Интерактивные игры для формированию финансовой грамотности у детей»

3 МОДУЛЬ «БОГАТСТВО ПАРМЫ»

ТЕМА:  «Растут ли булки на деревьях»

Задачи:  Познакомить детей с понятием «экспорт» зерна («живое золото»). Расширять  представления детей о разновидностях хлеба в разных странах и особенностях его производства.  Расширять кругозор  детей об использовании сырья (зерна) в других отраслях.

Подготовка презентаций, роликов,; подборка худ.литературы, тематических альбомов, кроссвордов.

(1Р/М)-«Хлеб разных стран»,

(1Р/М)-«Где используют зерно», (1Р/М)-

«Экспорт зерна».   Д/И, моделиро Вание (схемы собъяснением)

Мультимедийные презентации, видеоролики о разновидностях хлеба в разных странах (лаваш, лепешка, тортилья, пита, хала фокачча и др.) и особенностях его производства (например, лепешки пекут в тандыре); Подборка художественной литературы «Как пекут хлеб в разных странах» Тематические альбомы: «Экспорт зерна», «Разный хлеб», «Где используют зерно». Н/игры по типу мемори, лото о разновидностях хлеба, областей использования Зерна. Кроссворды Ребусы по тематике раздела  

«Семейная мастерская по оформлению экспонатов для мини – музея «Хлеб любят во всех странах».

Март

ТЕМА: «Путешествие Феечки-Копеечки по молочной реке»

Задачи:   Познакомить детей с процессом изготовления сыра на сыроварнях, профессией сыровар. Познакомить детей с понятием «спрос» и как спрос влияет на разнообразие сыров.

Подготовка видеоролика, презентации  худ.литературы, дидактических игр.

(2Р/М«Сыроварня», «Спрос». моделиро Вание (схемы

с объяснением)

Видеоролик «Как делают сыр»

Оборудование, атрибуты к с – р игре «Сыроварня», «Супермаркет. Отдел сыры»  

Картотека, алгоритмы  и фиксационные карты по проведению опытно – экспериментальной деятельности.  

Детский проект «Производство молочных продуктов (кефира, йогурта, творога)».  

Совместный поход в отдел магазина

«Сыры».  

ТЕМА: «Зеленое золото»

Задачи:   Познакомить детей с технологией переработки древесины в бумагу на целлюлозно – бумажном комбинате, профессиями людей, работающих на данном предприятии

Изготовление альбома  «Такая разная бумага», подборка игр,   

Изготовление Буклета

«Правила бережливости

Подбор презентации

Подготовить картотеки , алгоритмы  и фиксационные карты по проведению опытно – экспериментальной деятельности (например, при изготовлении картона, окрашиванию бумаги).

(1НОД)-

«Произ водство бумаги». Д/И, метод моделиро

вание (схемы

с

объяснением)  

Видеофильм «Целлюлозно – бумажный комбинат».

«Бумажный мир» -

Мультимедийная презентация «Как экономить бумагу». Кроссворды Ребусы по тематике раздела.

Акция «Сбор макулатуры».

 Буклет

«Правила бережливости»

Апрель

ТЕМА: «Пермяк соленые уши»

Задачи:  Познакомить детей с месторождениями калийной соли в Пермском крае, с процессом добычи калийной соли, профессиями людей, занятыми в добычи переработки калийной соли, предприятиями по ее переработке.  Познакомить с географией реализации калийной  соли.

 Подготовка консультации для родителей.

Подборка кроссвордов, загадок, ребусов о пищевой и калийной соли.подборка литературы о пищевой соли.

(1Р/М)«Калийная  соль», «Где соль калийная нужна». Д/И, метод моделиро

вание (схемы

с

объяснением)  квест – игра,

Видеоролик «Как

добывают калийную

соль»  

Подборка кроссвордов, загадок, ребусов о пищевой и калийной соли.

Подборка художественной и познавательной литературы о пищевой соли, способах и технологиях ее добычи, профессиях людей в данной отрасли.

Проект «Соляные чудеса».

Консультация

«Учите ребенка планировать семейный бюджет»

ТЕМА: «От руды до металла»

Задачи:  Познакомить детей с предприятиями Пермского края, занимающимися добычей руды и ее переработкой, с процессом переработки руды в металл на примере металлургического предприятия. Взаимосвязи отдельных операций, выполняемых  специалистами металлургических профессий для получения готового продукта.  

Познакомить детей с историей зарождения металлургической промышленности. Познакомить с географией сбыта полученной продукции на металлургических предприятиях

Подборка худ. Литры о рудах , профессиях людей,  работающих в отрасли металлургии, презентации.

Подготовка квест – игры, дидактических игр.

 (3Р/М)- «Металлур гические предприятия Пермского края»,  

«Исторрия Металлур гической промышлен ности Пермского края,

«География сбыта металлургической промышлен ности» Квест – игра, Д/И, метод моделиро

вание

Мультимедийная презентация «От руды до металла»

  Д\игра «Мир металла» Презентация

«Металлургические профессии

Семейная мастерская создание лепбуков , альбомов «Металлургия», «Какие бывают металлы».

«Металлургическая промышленность

Май

ТЕМА: «Как люди помогали Феечке-Копеечке самолет собрать»

Задачи:   Расширение представлений детей об оборонном комплексе нашей страны. Расширение представлений детей о географии распространения продукции машиностроительных предприятий

Подготовить алгоритмы для построения техники, кроссворды, наст.игры,   беседы.

(2Р/М)-

«Военная техника», «Где используют продукцию машиност роительной промышлен ности»

Решение кросвордов,  

Наст/игры, Игра – путешествие, беседа по интеракт. Плакату

Алгоритмы для построек из разного конструктора «Военная техника»

Практикумы по составлению ребусов «Товары машиностроительных предприятий».Практикумы «Как создать с ребёнком  мультимедийную презентацию

«Делаем

рекламный ролик

Подготовить  отчёт о проделанной работе за учебный год.

Анкета

«Что узнали и чему научились ?»

Цель: оценить уровень приобретенных знаний у родителей и выстроить перспективу дальней совместной работы

Подготовить  отчёт о проделанной работе за учебный год.

Изучение литературы по теме самообразования:

п/п

Автор

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки

1

 Блохина О.А., Терешева О.В.

 Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост.– Калининград: КОИРО, 2017

2

Воронина М.М.

Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников- Волгоград: Учитель, 2008.

3

Воронина М.М.

 Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/. – Волгоград: Учитель, 2012.

4

Курак, Е.А.

Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.

5

Липсиц И.В.

Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

6

Любимова Л.В.

Открытия Феечки-Копеечки/. Образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. –национальное образование .Москва 2020

7

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.

 Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

8

 Смоленцева А.А..

 Введение в мир экономики, или мы играем в экономику.– Спб., 2001

9

Шорыгина Т.А.

 Беседы об экономике: методическое пособие М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

10 

 

 Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

«Формирование основ финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста

по средствам экономического воспитания»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175411/pub_5d95e034e6cb9b00b25871c2_5d95e5171febd400ad8bfac8/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

План по самообразованию "Основы финансовой грамотности дошкольников"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о финансовой грамотности....

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...

Самообразование "Основы финансовой грамотности"

Экономическое воспитание дошкольников...

План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей в подготовительной группе»

  План по самообразованию педагогаТема:     «Формирование финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста»  Выполнила...

План по самообразованию "Формирование финансовой грамотности через дидактическую игру"

Актуальность темы Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необ-х...

План работы по самообразованию. Формирование финансовой грамотности у дошкольников.

Тема: «Формирование финансовой грамотности детей  дошкольного возраста»Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования фина...