Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
статья по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Качаева Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Основы  воспитания  

финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

                                                                                                   

Многие родители не задумываются о привитии ребенку чувства ответственности и бережливости в отношении денег. Отсутствие правильного финансового воспитания может негативно сказаться на всей последующей жизни человека. Поэтому очень важно рассказывать малышу о пользе правильного обращения с деньгами с самых малых лет. В данной статье будут представлены советы родителям по вопросам финансового образования их детей.

С какого возраста лучше начинать рассказывать малышу о деньгах? Специалисты рекомендуют начинать образовательные беседы с 4-5 лет. Дети до 4 лет не воспримут важность сказанных вами слов, так как в этом возрасте они изучают мир через игры и образы.

Начиная с 4-5 лет малыш старается познавать окружающую реальность путем расширения границ своего мира. Именно поэтому, придя в магазин с родителями, он может без спроса схватить понравившуюся игрушку с полки. Так он неосознанно пытается найти пределы того, что ему дозволено. В такие моменты и следует начинать образовательные беседы на тему важности денег и правильного поведения в обществе.

Советы родителям по финансовому воспитанию детей

Представленные советы родителям помогут заложить у ребенка понимание того, что вещи в мире не бесплатны. Для того чтобы малыш смог получить желаемый предмет, ему придется постараться: выполнить какое-либо поручение, прилежно учиться в школе или, например, убрать свою комнату.

Учите ребенка зарабатывать.

Ребенок должен понимать — родители ходят на работу, зарабатывают деньги, и именно поэтому у него есть игрушки, конфеты, компьютер и поездки в зоопарк. При осознании этого у него начнет формироваться логическая цепочка: «работаешь — получаешь что-либо». Как только малыш это усвоит, нужно будет подкрепить данную мысль практикой. Для этого дайте ему небольшое поручение, например, сходить в магазин, пообещав за это небольшую сумму денег.

Отличным вариантом будет составление списка обязанностей. Такой вариант подходит для детей постарше (8-10 лет). Например, еженедельная уборка своей комнаты, уход за котом, выгул собаки, помощь бабушке в саду и прочее. При этом ребенок должен знать, что в конце месяца он получит желаемую игрушку или небольшую сумму денег, которую он сможет потратить самостоятельно. Это знание будет его мотивировать на положительные действия. Также отличным вариантом может быть мотивация через хорошую успеваемость в школе.

Совет родителям: заведите тетрадь, куда будете записывать все положительные действия малыша, и держите ее на виду. Наглядное подтверждение своих трудов и предполагаемой за них оплаты может служить дополнительной мотивацией для ребенка.

Формируйте правильные привычки у детей

Только родители могут заложить у малыша правильное мировоззрение. Это касается не только денег, но и других социальных процессов.

  • Объясните малышу, что не банкомат дает деньги.

В банкомате они только хранятся, а чтобы была возможность получить деньги в банкомате, необходимо работать;

  • Пускай дети сами распоряжаются своими карманными деньгами.

Дайте им небольшую сумму и проследите, как они ее потратят. Если все деньги будут потрачены на сладости, проведите беседу о том, что необходимо экономить, а не тратить все сразу;

  • Научите малыша откладывать заработанные средства.

Те деньги, которые он получит за выполнение ваших поручений, не должны тратиться на что-то сиюминутное. Пусть ребенок экономит, откладывает. А в будущем он сможет сам купить себе желаемую игрушку;

  • Учите малыша искать наиболее выгодные варианты.

Сегодня повсеместно развивается интернет-торговля. Крупные магазины имеют свои сайты и торговые площадки. Можно провести простой анализ популярных интернет-ресурсов и выявить, на каком из них наиболее выгодные условия покупки. Чтобы заинтересовать малыша, рассматривайте популярные сайты с игрушками;

  • Научите детей планировать свои расходы.

Например, зная, что впереди учебный год, малыш может отложить покупку новой игрушки, а вместо нее приобрести школьные принадлежности. Так он будет учиться рациональному распределению ресурсов, а также оказывать вам поддержку, даже в таком малом возрасте;

  • Приучите малыша вести простейшую бухгалтерию.

Пусть он записывает все, что заработал, куда потратил, что отложил. Так у него будет постоянно перед глазами финансовая картина его доходов и расходов. На основании этой бухгалтерии можно научить его прогнозировать ситуацию на будущее и, в случае необходимости, откладывать деньги на какие-либо траты. Как вариант можно вести такие записи в школьной тетради, но лучше воспользоваться простыми программами для компьютера, позволяющими вести домашнюю бухгалтерию. Так вы научите малыша обращаться с простейшими финансовыми инструментами;

  • Детям 8-10 лет уже можно давать базовые знания о банковской системе нашей страны.

Расскажите им, что такое вклады, кредиты, проценты;

  • Малыши подвержены влиянию рекламы и брендов.

Объясните им, что не всегда самый рекламируемый продукт является самым качественным. Расскажите, как не попасться на уловки мошенников в сети, торгующих контрафактным товаром, а также о том, что нужно выбирать товар по характеристикам, а не по брендам;

  • Расскажите малышу о вашей работе.

О том, какие обязанности вам приходится выполнять, чтобы заработать деньги. Объясните, что очень часто простой труд является самым низкооплачиваемым. А чтобы устроиться на хорошую работу, необходимо усердно учиться в школе и институте. Так вы мотивируете малыша стараться на уроках.

Конечно, некоторые представленные советы многим родителям покажутся невыполнимыми из-за сложности в пояснении. Но в современных быстроменяющихся условиях такая информация будет очень полезной для малыша. В 80-90-е годы такие знания люди приобретали уже в старших классах или институте. Современное информационное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому детей необходимо готовить к взрослой жизни с самых малых лет.


Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Формируйте у детей разумные потребности

1. Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др.

Составьте вместе с ребенком схему-коллаж, наглядно изображающую потребности семьи и предметы их удовлетворения (потребность в еде – продукты, потребность в жилье – оплата коммунальных расходов, потребность в одежде – вещи и т. п.).

Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний ваших или его.

2. Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

Учите детей видеть связь между трудом и деньгами

Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает.

1. Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У корректора, редактора, ученого, писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

2. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.

Учите ребенка выбирать и покупать товар

1. Совершите с ребенком совместный поход в крупный магазин. Покажите ему, где находятся различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество.

Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться.

2. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).

3. Перед походом в магазин обсудите с ребенком, что вы будете покупать. Покажите ему еженедельные рекламные буклеты с товаром, который продается в магазине, и расскажите, как можно сэкономить деньги, покупая товары со скидкой.

Учите ребенка считать деньги

1. Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».

2. Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.

3. Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки, игрушки. Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.

Учите ребенка планировать семейный бюджет

1. Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.

2. Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом.

3. Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки».

4. В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми?

5. Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить.

6. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

laquo;Практические  советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» консультация для родителей...

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике....