Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) "Учимся экономить" (для детей старшей группы)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
«УЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ» СТАРШАЯ ГРУППА
Подготовила:
Трефилова Алина Петровна
Ноябрь 2022
Тема: «Учимся экономить»
Цель: формировать умение проводить денежные траты с умом, сберегать и экономить.
Задачи: развивать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая на их полезные свойства;
- Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться /
на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями,
Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности.
Воспитательные: воспитывать рациональное отношение к деньгам, бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту.
Методы и приемы
- Игровой
- Словесный
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Оборудование: карточки с изображением товара, купюры, доска с магнитами, бумага, карандаши, продуктовые корзины, конверты с деньгами.
Ход занятия:
- Воспитатель: Ребята! Когда я сегодня пришла в детский сад под дверью нашей группы я нашла письмо от кота Мараскина. Давайте я вам его сейчас прочитаю.
«Здравствуйте дорогие ребята! Недавно я отправил Шарика в город к деде Федору, чтобы он купил себе новые валенки. Но он купил новый телефон и на валенки у него не хватило денег. И у меня к вам очень большая просьба помогите научить Шарика бережно относится к деньгам.»
Как думаете сможем мы ему помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, как называется заработок семьи за месяц (семейный бюджет)
Воспитатель: деньги зарабатываются трудом, их всегда ограниченное количество, поэтому к ним нужно относится бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее. Чтобы денег хватало, их нужно правильно тратить. Ведь можно пойти в магазин и потратить все сразу. Но тогда мы не сможем ничего больше купить, пока снова не заработаем деньги, сначала нужно покупать то, что необходимо, а если останутся их можно отложить или купить то, что хочется. Если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. Есть более необходимые вещи и вещи, бес которых мы
можем существовать.
-Какие вещи первой необходимости вы знаете?
-А на каких вещах можно экономить?
Воспитатель:А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей: Потому, что если покупать все в подряд денег на все не хватит.
Воспитатель:А чтобы лучше запомнить, давайте мы с вами поиграем.
- Игра «Деньги получили - ерунды накупили»
-Во что упакованы товары в магазинах?
-Вам нравится красивая упаковка товаров?
-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой упаковке? Почему?
Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете их. Давайте посмотрим, что из этого получится.
(Детям предлагаются картинки, на которых с одной стороны красивая упаковка, а с другой не нужный товар, и наоборот….)
-Рассмотрим покупки.
-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар.
- «Хочу и надо»
Воспитатель предлагает со стола переместить на мольберт карточки с вещами первой необходимости. Дети объясняют свой выбор.
- Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: Какие вы у меня все молодцы. Как вы много уже знаете хотите сами попробовать по экономить?
- Что делают мама и папа, чтобы пополнить семейный бюджет? (работают)
-А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата)
-Зарплату люди получают за свои труды.
-А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, когда они уже не работают? (пенсия)
-А почему они получают деньги, ведь они уже не работают? (Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.
-А для чего на нужны деньги?
Ответы детей: деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая
деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, он дополняет.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки - это бюджет. На тучку капают капли, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы - это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы, (индивидуальные ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, экономить деньги и быть бережливыми.
меньше расходовать по пустякам, планировать покупки перед походам в магазин экономить деньги и быть бережливым.
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Воспитатель: Но прежде чем мы с вами начнем играть я вам напомню, что научится тратить деньги грамотно не легко. В магазинах много товаров в ярких, красивых упаковках, разных коробочках, пакетах. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. А ваша задача сэкономить ваши деньги. Игра для вас новая и в роли продавца буду я. А вы будите покупателями. У вас у каждого будет кошелек с деньгами. На которые вы сможете купить себе тот товар, который вам необходим.
4.«Что важнее»
-Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить продукты, чтобы приготовить обед.
У каждого из вас 5 купюр. На одну купюру можно купить только 1 товар.
-Отправляемся за покупками.(дети выбирают в магазине товары и совершают покупки)
-Что купили? Почему этот товар?
-Хотелось ли купить, что-то другое.
-Почему удержались и не купили?
-Как думаете, в каком магазине вы были, ведь здесь можно купить все: и игрушки, и продукты, и инструменты и т.д.? (супермаркет, гипермаркет)
Воспитатель: Какие вы молодцы, как здорово вы научились экономить. А где можно хранить сэкономленные деньги? (копилка)
Сэкономленные деньги воспитатель предлагает сложить в копилку.
Рефлексия
Воспитатель: Как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос Мараскина? Или нет?
Что нового мы сегодня узнали?
Что вам понравилось больше всего?
В чем вы испытывали затруднение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_organizovannoy_deyatelnosti_po_poznavatelnomu_razvitiyu_finansovaya_gramotnost.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
«УЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ» СТАРШАЯ ГРУППА
Подготовила:
Трефилова Алина Петровна
Ноябрь 2022
Тема: «Учимся экономить»
Цель: формировать умение проводить денежные траты с умом, сберегать и экономить.
Задачи: развивать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая на их полезные свойства;
- Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться /
на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями,
Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности.
Воспитательные: воспитывать рациональное отношение к деньгам, бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту.
Методы и приемы
- Игровой
- Словесный
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Оборудование: карточки с изображением товара, купюры, доска с магнитами, бумага, карандаши, продуктовые корзины, конверты с деньгами.
Ход занятия:
- Воспитатель: Ребята! Когда я сегодня пришла в детский сад под дверью нашей группы я нашла письмо от кота Мараскина. Давайте я вам его сейчас прочитаю.
«Здравствуйте дорогие ребята! Недавно я отправил Шарика в город к деде Федору, чтобы он купил себе новые валенки. Но он купил новый телефон и на валенки у него не хватило денег. И у меня к вам очень большая просьба помогите научить Шарика бережно относится к деньгам.»
Как думаете сможем мы ему помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, как называется заработок семьи за месяц (семейный бюджет)
Воспитатель: деньги зарабатываются трудом, их всегда ограниченное количество, поэтому к ним нужно относится бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее. Чтобы денег хватало, их нужно правильно тратить. Ведь можно пойти в магазин и потратить все сразу. Но тогда мы не сможем ничего больше купить, пока снова не заработаем деньги, сначала нужно покупать то, что необходимо, а если останутся их можно отложить или купить то, что хочется. Если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. Есть более необходимые вещи и вещи, бес которых мы
можем существовать.
-Какие вещи первой необходимости вы знаете?
-А на каких вещах можно экономить?
Воспитатель:А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей: Потому, что если покупать все в подряд денег на все не хватит.
Воспитатель:А чтобы лучше запомнить, давайте мы с вами поиграем.
- Игра «Деньги получили - ерунды накупили»
-Во что упакованы товары в магазинах?
-Вам нравится красивая упаковка товаров?
-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой упаковке? Почему?
Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете их. Давайте посмотрим, что из этого получится.
(Детям предлагаются картинки, на которых с одной стороны красивая упаковка, а с другой не нужный товар, и наоборот….)
-Рассмотрим покупки.
-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар.
- «Хочу и надо»
Воспитатель предлагает со стола переместить на мольберт карточки с вещами первой необходимости. Дети объясняют свой выбор.
- Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: Какие вы у меня все молодцы. Как вы много уже знаете хотите сами попробовать по экономить?
- Что делают мама и папа, чтобы пополнить семейный бюджет? (работают)
-А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата)
-Зарплату люди получают за свои труды.
-А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, когда они уже не работают? (пенсия)
-А почему они получают деньги, ведь они уже не работают? (Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.
-А для чего на нужны деньги?
Ответы детей: деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая
деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, он дополняет.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки - это бюджет. На тучку капают капли, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы - это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы, (индивидуальные ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, экономить деньги и быть бережливыми.
меньше расходовать по пустякам, планировать покупки перед походам в магазин экономить деньги и быть бережливым.
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Воспитатель: Но прежде чем мы с вами начнем играть я вам напомню, что научится тратить деньги грамотно не легко. В магазинах много товаров в ярких, красивых упаковках, разных коробочках, пакетах. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. А ваша задача сэкономить ваши деньги. Игра для вас новая и в роли продавца буду я. А вы будите покупателями. У вас у каждого будет кошелек с деньгами. На которые вы сможете купить себе тот товар, который вам необходим.
4.«Что важнее»
-Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить продукты, чтобы приготовить обед.
У каждого из вас 5 купюр. На одну купюру можно купить только 1 товар.
-Отправляемся за покупками.(дети выбирают в магазине товары и совершают покупки)
-Что купили? Почему этот товар?
-Хотелось ли купить, что-то другое.
-Почему удержались и не купили?
-Как думаете, в каком магазине вы были, ведь здесь можно купить все: и игрушки, и продукты, и инструменты и т.д.? (супермаркет, гипермаркет)
Воспитатель: Какие вы молодцы, как здорово вы научились экономить. А где можно хранить сэкономленные деньги? (копилка)
Сэкономленные деньги воспитатель предлагает сложить в копилку.
Рефлексия
Воспитатель: Как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос Мараскина? Или нет?
Что нового мы сегодня узнали?
Что вам понравилось больше всего?
В чем вы испытывали затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию ( конструирование из металлического конструктора) для детей старшей группы «Самокат для Смешариков»
Конструирование –это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. В работе с дошкольниками с учетом их возрас...
Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Волшебная грядка» для детей старшей группы
Систематизировать знания детей о выращивании рассады из семян и дальнейшей посадке в грунт-такие цели было призвано решить занятие в старшей группе "Волшебная грядка", проведенное в рамках п...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы
Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы
Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Весенние цветы" для детей старшей группы
Материал предназначен воспитателям в помощь проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей старшей группы. «Лаборатория по исследованию продуктов питания»
Конспект занятия для детей старшей группы....
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей старшей группы
Тема: «В мире материалов»...