Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Ты мне, я тебе»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шматова Екатерина Руслановна

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему:

«Ты мне, я тебе»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о натуральном обмене товаров.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «бартер»; расширить знания детей о натуральном обмене товаров; подвести детей к осознанию выражения «равноценный обмен», учить различать равноценный (справедливый) от невыгодного обмена; подвести детей к мысли, что деньги упрощают процесс «купли – продажи» товара и уравнивают возможности как покупателя, так и продавца.

Развивать у детей чувство справедливости, познавательный интерес, мышление, память, воображение.

Воспитать интерес к миру экономики, доброжелательное отношение друг к другу в ходе совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_14.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада на тему: «Ты мне, я тебе»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о натуральном обмене товаров.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «бартер»; расширить знания детей о натуральном обмене товаров; подвести детей к осознанию выражения «равноценный обмен», учить различать равноценный (справедливый) от невыгодного обмена; подвести детей к мысли, что деньги упрощают процесс «купли – продажи» товара и уравнивают возможности как покупателя, так и продавца.

Развивать у детей чувство справедливости, познавательный интерес, мышление, память, воображение.

Воспитать интерес к миру экономики, доброжелательное отношение друг к другу в ходе совместной деятельности.

Оборудование: картинки с изображением героев сказок: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», русская народная сказка «Мена»; карточки для игры «Экономическое лото. Обмен», предметы для игры «Бартер» (мяч, карандаш, тетрадь, книга, кепка для торговца).

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», русской народной сказки «Мена».

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся с экономическим понятием «бартер».

Для этого давайте с вами вспомним сказку «Дудочка и кувшинчик»

Воспитатель: Дети, как звали девочку из этой сказки? Дети: Женя

Педагог выставляет портрет с изображением девочки

Воспитатель: Кого в лесу встретила Женечка? Дети: Лесовичка-боровичка

Педагог выставляет картину Лесовичка

Воспитатель: Скажите, дети, что предложил ей старичок-боровичок в обмен на кувшинчик? Показ картинки с изображением кувшинчика. Дети: Волшебную дудочку

Показ картинки-дудочка

Воспитатель: Правильно, дети, он предложил ей волшебную дудочку, а взамен взял кувшинчик.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, всё ли остались довольны обменом? Дети: Да

Воспитатель: Дети, такой обмен называется «бартер»

Воспитатель: Давайте с вами повторим и запомним это слово.

Повторы индивидуальные и хоровые

Воспитатель: Дети, бартер-это натуральный обмен одной вещи на другую. Люди меняются между собой без использования денег. Бартер возможен тогда, когда на него согласны все участники. В результате обмена удовлетворяется все их потребности (желания). В нашей сказке и Женечка, и старичок-боровичок остаются с выгодой.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что осталось Женечке, а что старичку- боровичку? Дети: Женечке осталась дудочка, старичку-боровичку - кувшинчик.

Воспитатель: Дети, подумайте можно ли назвать этот обмен равноценным, то есть справедливым? Дети: Да

Воспитатель: Девочка менялась со старичком-боровичком много раз, «то дудочку ей подавай, то кувшинчик». Как вы думаете, почему? Ответы детей

Воспитатель: Правильно, дети, Жене было лень нагибаться и собирать ягодки. Но в конце сказки она исправилась и набрала полный кувшинчик ягод. Ведь с пустым кувшинчиком Женечке стыдно было бы появиться перед родителями.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним с вами русскую народную сказку «Мена». Скажите, на кого старик обменял коня? Дети: На корову

Воспитатель: Правильно, дети, старик меняет коня на разных животных. (Корову, барана, поросенка, гуся) Педагог выставляет на показ картинки с изображениями всех животных. На что поменялся он в конце сказки? Дети: На иголку

Воспитатель: Как вы думаете, такой обмен будет равноценным, выгодным? Дети: Нет

Воспитатель: Почему вы так думаете? Дети: Старик остался ни с чем.

Воспитатель: Правильно, дети, такой бартер будет считаться невыгодным, так как товар, который старик выменял, гораздо меньше (иголка), чем тот товар, который был у него с самого начала, тот который он отдавал (конь).

 Дети, старик остался ни с чем из-за своей жадности. Он думал, что взамен получит что- то более хорошее. А в итоге получил иголку, да и та потерялась.

Воспитатель: Молодцы, дети!

Воспитатель: Сейчас, дети, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Экономическое лото «Обмен».

Ход игры

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня на столе карточки с изображением овощей, одежды, продуктов питания, и игрушек. Нам с вами надо разделиться на 4 команды. Каждому я раздам по 4 карточки с разным изображением предметов. Послушайте задание: каждая группа должна собрать комплект, который состоит из 4 предметов. Первая группа (показываю) собирает овощи, вторая - одежду, третья - продукты питания, четвертая - игрушки.

Воспитатель: Дети, скажите, что нужно сделать, чтобы собрать каждую группу? Дети: Обменяться карточками.

Воспитатель: Правильно, дети, нужно обменяться карточками между собой.

Воспитатель: Скажи, Витя, что изображено на твоей карточке? Дети: Игрушки

Воспитатель: Что нужно собрать твоей группе, Ваня? Дети: Продукты питания.

Воспитатель: Настя, посмотри на картинки детей и скажи, с кем ты обменяешься карточкой? Дети: С Матвеем, Кирой и т. д.

Воспитатель: Дети, скажите, правильно ли обменялся Витя? Дети: Да, правильно. (Педагог следит за правильностью обмена). 

Воспитатель: Дети, давайте с вами посмотрим, все ли группы мы собрали? Дети: Да, все

Воспитатель: Молодцы, дети.

А теперь поиграем в игру «Бартер»

Правила игры:

Выходят 3 ребенка с различными предметами в руках. Один из них - торговец Матвей с мячом в руках, Лиза – с книгой, Вася – с карандашом.

(Торговцу Матвею на голову надевается кепка).

Матвей принес мяч и ему нужен карандаш.

Дима принес книгу и ему нужен мяч.

Вася принес карандаш и ему нужна книга.

Задание: Торговец Матвей посредством бартерного обмена должен получить карандаш.

Затем происходит обмен.

Правильный выбор:

1 обмен: Матвей отдает Диме мяч и получает книгу.

2 обмен: Матвей отдает Васе книгу и получает карандаш.

Воспитатель: Ребята, в результате двух обменов торговец Матвей получил то, что хотел, причем товар был получен без денег.

Игра усложняется, участников игры становится 4 человека.

Для игры приглашаются 4 человека: Денис – с мячом, Кира – с книгой, Соня – с тетрадкой, Ваня – с карандашом. (Торговцу Денису на голову надевается кепка).

Денис принес мяч и ему нужен карандаш.

Кира принесла книгу и ей нужна тетрадь.

Соня принесла тетрадь и ей нужен мяч.

Ваня принес карандаш и ему нужна книга.

Задание: Торговец Денис посредством бартерного обмена должен получить карандаш.

Затем происходит обмен.

Правильный выбор:

1 обмен: Денис отдает Соне мяч и получает тетрадь.

2 обмен: Денис отдает Кире тетрадь и получает книгу.

3 обмен: Денис отдает Ване книгу и получает карандаш.

Воспитатель: Дети, в результате трех обменов Денис получил то, что хотел  и товар был получен без денег.

(Игру можно продолжить вне занятий и усложнить с более большим количеством участников)

Воспитатель: Как вы думаете, что удобнее – приобретать товары за деньги или обмениваться ими?

Правильно, обменять товары всегда труднее, чем их купить. В магазине  за деньги можно купить все, что угодно и не надо обмениваться товаром с кем-либо.

Молодцы, дети.

Воспитатель: Дети, скажите,  с каким новым словом мы сегодня познакомились? Дети: Бартер

Воспитатель: Что такое бартер? Дети: Это когда меняем один товар на другой

Воспитатель: Почему люди обменивают одну вещь на другую? Дети: Они нуждаются в этом

Воспитатель: Зачем менялись товарами герои сказок? Дети: Чтобы остаться довольными.

Воспитатель: Молодцы, дети. Сегодня вы узнали, что такое бартер, научились различать равноценный (справедливый) обмен от невыгодного и теперь знаете, что обменять товары труднее, чем их купить.

Вы очень хорошо сегодня потрудились. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Денежка счёт любит»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Денежка счёт любит»Цель: знакомить детей с историей появления денег, показать детям важность умения расходовать д...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «В магазине игрушек»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «В магазине игрушек»Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание нео...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Долг платежом красен»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Долг платежом красен»ЦЕЛЬ: Формировать доброжелательные отношения. Дать детям, понятие долга. Учить детей анализироват...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов" Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного воз...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов" Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного воз...