Картотека сказок по формированию финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Сборник сказок по формированию финансовой грамотности для обсуждения с детьми старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 620.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однажды проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги. - «Красота, какая вокруг, просто дух захватывает» - сказал Миша. Весь лес переливался всеми цветами радуги в лучах нежного солнышка. И Миша решил, что будет весь день кататься на санках, кувыркаться в снегу. Воротившись вечером в свою берлогу, он почувствовал, что у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Пошел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к зайцу и тут неудача на дверях табличка «закрыто». Эх - огорчился Миша - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было. И решил Миша открыть свой магазин. На следующий день утром Миша вымыл свою берлогу. Установил посередине прилавок поставил на него весы. Затем прикрепил плакат с надписью «Мишкин магазин». И уселся ждать покупателей. - Зашел к Мише Ежик. - Ты что в снежки играть не идешь? - Не могу, я теперь хозяин магазина. - Видишь, торгую. - Торгуешь? - удивленно спросил ежик - а чем торгуешь? Почесал Миша затылок, а ответить то и нечего и торговать нечем. Ежик постоял - постоял, пожал плечами и ушел. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал думать, отчего у него ничего не получается? Тут в гости к Мише зашел его дедушка Михаил Потапыч . И он объяснил Мише, что главное в магазине, не весы не прилавок и даже не продавец, а то чем торгуют - ТОВАР. Забегал Миша по берлоге, думая, что выложить на прилавок. Нашел свой старый мячик, хотел на прилавок положить. «Кому же такое старье нужно?» – сказал дедушка Миши. И тут Миша вспомнил, что в кладовке у него несколько бочонков меда осталось после зимы. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя! Выкатил Миша пять бочонков меда расставил их на прилавке, и уселся ждать первого покупателя. И тут зашел первый покупатель зайчик. Он купил баночку меда для своей семьи. Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров. Сказка «Мишин магазин»
Жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. «Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе - мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе - мороженое. Пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесное кафе. Ёжик, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в это кафе. Сказка «Лесное кафе»
Может сказка, может, нет. Поведал мне об этом дед, Который очень старым был, Но с детворой всегда дружил. Богатством он не обладал , Скорей, безденежьем страдал: « Копейка рубль бережет», - Всегда ребятам повторял И карамелькой угощал . Плаксивая Танюша конфеты не любила И старику Игнату однажды заявила: «Что за присказка такая: «Копейка рубль бережет». Кто ж на рубль сейчас проживет?!» Рубль - это ерунда Миллионами владеть, я понимаю, - это да!!! Улыбнулся дед Игнат, Он любил нас, как внучат. «Расскажу я вам детишки Историю о глупом парнишке, Который копеечкой не дорожил, Считал себя щедрым, а сам глупым был. Копеечки разбрасывал, на землю их кидал, Не понимая, что копейка - стартовый капитал. Обиделась однажды копейка на него, Ушла от парнишки она далеко. Мальчишка потери той не замечал, Жил - не тужил, конфеты жевал. Решил он купить себе новых конфет, Смотрит, а денег недостаточно, копейки нигде нет. Без копейки нет рубля, а без рубля нет десятки Такие вот раскладки. Понял это наш глупыш Ведь ничего здесь не возразишь. Копеечка рубль бережет С этим девизом теперь и живет». Копейка рубль бережет
Жил-был маленький Мышонок. Была у него Мама-Мышка! У них была традиция: когда Мама- Мышка получала зарплату, она покупала Мышонку что-нибудь в подарок. Так, однажды, пришла Мама-Мышка домой и говорит: - Мышонок, я получила зарплату, и мы можем пойти и купить тебе красную футболку, которую ты так давно хотел! Иди на улицу и жди меня, я оставлю продукты в кладовой и пойдём! Мышонок радостный побежал на улицу! Там ему встретилась компания взрослых крыс! Крысы спросили Мышонка: - Почему ты такой счастливый? А он с улыбкой ответил: - Мама принесла зарплату домой, и мы пойдём покупать мне красную футболку! Мама-Мышка и Мышонок сходили в магазин, выбрали самую красную их всех футболок и веселые вернулись в норку! Но там их ждала неприятность! Дверь в норку была открыта, все комнаты в беспорядке, а маминой зарплаты как не бывало! Мама-Мышка заплакала-запричитала: - Как же они узнали, что сегодня я получила зарплату? Мышонок почесал лапкой за ушком и говорит: - Мама, это я виноват, я рассказал крысам и про зарплату, и про то, что мы уйдём покупать красную футболку. Я так виноват! Как же мы теперь будем жить, как платить за нашу трехкомнатную норку?.. Мама-Мышка обняла расстроенно Мышонка и ласково сказала: - Не плачь, это была далеко не вся моя зарплата, а только ее маленькая часть! Остальное я храню на банковской карточке! Но ты должен запомнить, что никогда нельзя рассказывать чужим, что у тебя дома, даже если очень хочется! С тех пор Мышонок стал аккуратнее и серьёзнее. А Мама-Мышка ещё много раз покупала ему и зеленую, и синюю, и жёлтую футболки! Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату
Сказка «Копилка» Жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф - Ниф , Нуф-Нуф , Наф - Наф . Заспорили однажды поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал . Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича. Долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны. Живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег. Пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке - большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.
«Про мышь зубастую да, про воробья богатого» В. И. Даль Цели : расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости. Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему. Экономические категории : выгода, убыток. Вопросы: ? Для чего мышь схитрила? ? Почему воробей обратился к царю? ? Каким образом царь разрешил проблему воробья? ? Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть? Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости. Вопросы: ? Почему воробей обвинил мышь? ? Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью? Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.
« Телефон» К . И. Чуковский Цели : расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру. Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки -перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы. Экономические категории: потребности и возможности. Вопросы : ? Почему Чуковскому звонили звери и птицы? ? Какие потребности были у зверей? ? Почему носорог просил помочь бегемоту? ? Какие из всех потребностей были самыми главными? Социально-нравственное качество: доброта. Вопрос: ? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам? Вывод : звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).
Сказка «Реклама в лесу» « В тридевятом царстве, в тридевятом государстве в красивом лесу жили звери: мишка, зайка, лисичка и волк. Жили они дружно, ни о чем не тужили. Однажды зайка пошел гулять и набрел на земляничную поляну. Ягод было столько, что зайка не только наелся всласть, да еще и полную корзину набрал. «Что же мне делать с этой земляникой?» - гадал зайка. И решил отнести ее медведю и попросить взамен немного меда . Пришел к медведю. Медведь обрадовался землянике и готов был дать зайке мед с большим удовольствием, но, к сожалению, весь мед он только вчера отнес волку. Поплелся заяц к волку с корзиной ягод. У волка оказалось немного меда, основную часть он отдал лисице за то, что она присматривала за его волчатами. Менять полную корзину земляники на каплю меда, было несправедливо. Тащиться с корзиной на край леса, к лисичке, было тяжело. Да, и лисичка, скорее всего, землянику есть не будет. Призадумался заяц: «Что же делать? У него есть земляника. У медведя мед, лисичка большая хозяйка и рукодельница. Ее всегда можно попросить помочь по хозяйству. У волка крепкие лапы. Он и нору для кого угодно выроет и отвезет, куда попросишь. Все звери чем – то богаты и могут быть полезны друг другу. Но на деле возникает столько сложностей !». Собрал заяц всех зверей на поляне и предложил им такую игру. Раздал всем по пять крашенных в серебро шишек и говорит: «Пусть эти шишки называются деньгами. И, каждый предмет или услуга стоит какое - то определенное количество шишек, то есть денег. Например, моя корзина земляники стоит две шишки, две денежки. Бочонок меда стоит три денежки. Лисичкины услуги стоят одну денежку . Это намного удобнее, чем менять предмет на предмет. Не нужно теперь бегать по лесу с корзинкой или с бочонком. Можно взять шишку, пойти и купить у медведя мед. А медведь купит землянику, а затем попросит волка за денежку отвести корзину ягод его брату в соседний лес. Волк, заработав, таким образом, шишку наймет лисичку, которая приготовит обед его волчатам. Лисичка, получив денежку, прибежит ко мне и купит себе грибов. Моя шишка - денежка вернется ко мне. Как видите, каждый из вас получит, то, что захочет ». Согласились звери с таким договором – игрой . С тех пор в том лесу царствуют товарно-денежные отношения, и всех это устраивает . Пришла осень. В лесу полно ягод и грибов. Волк, бегая в дальний лес, нашел дикую яблоньку, всю усыпанную яблочками. Собрал он полный мешок ароматной антоновки и притащил к себе в логово. Сидит довольный, счастливый, мечтает, сколько он шишек получит за яблоки. Сидит день, сидит два. А шишки - денежки ему никто не несет. «Ага, - догадался волк. О яблоках, никто не знает! Надо об этом всем рассказать!» Сбегал волк к лисе, зайчику и медведю и рассказал, до чего вкусные и ароматные у него яблоки . Так в лесу появилась первая реклама .
« Петушок и бобовое зернышко» ( русская народная сказка) Цель : формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда ; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним. Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел. Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал. Вопросы: ? Почему курочка попросила у хозяйки маслица? ? Как герои сказки помогли петушку? ? Каким образом получился продукт их труда? ? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки? Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость. Вопросы: ? Почему все герои сказки помогали петушку? ? Смог бы петушок один справиться со своей бедой? ? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей». Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.
Обсуждение сказки Т.В. Грековой « Клад » Как-то зимним днем Саша, Зоя и Андрюша играли во дворе. Они строили снежную крепость и увидели в сугробе что-то блестящее. Ребята заинтересовались и решили откопать свою находку. Они дружно принялись за дело, и на снег выкатилась монета - 10 рублей. - Это 10 рублей! - радостно закричала Зоя. - Вот это да! Мы нашли клад! - воскликнул Андрюша. - Ну, все-таки это не совсем клад. Просто кто-то случайно выронил монетку, - сказал рассудительный Саша. - Мы вряд ли сможем найти ее хозяина, поэтому давайте пойдем и купим себе что-нибудь. - Точно, что-нибудь вкусненькое! - стал мечтать Андрюша. - Да нет, лучше какую-нибудь игрушку, - предложил Саша. Мальчики заспорили. Зоя задумчиво на них посмотрела и сказала: - Монету мы нашли и раскопали все вместе, а значит, она общая, и если мы не можем договориться, как ее потратить, то нам надо просто ее разменять. - Правильно! - поддержали Зою ребята. Они зашли в магазин и разменяли 10 рублей по рублю, но разделить деньги поровну не удалось. Каждый получил по три рубля и один рубль остался лишним. - Ах, что же делать! Один рубль остался! - сказала с досадой Зоя. - Можно отдать этот рубль Зое, - предложил Андрюша. - Точно! Ведь это она подсказала, что деньги можно разменивать! - поддержал Андрюшу Саша. И ребята довольные пошли делать свои покупки, и каждый купил то, что ему хотелось. Вопросы для беседы с детьми по содержанию сказки «Клад»: 1. О каком кладе идет речь в сказке? 2. Как ребята решили потратить найденные деньги? 3. Кто предложил разделить клад? 4. Удалось ли детям поровну поделить найденные деньги?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Картотека игр по формированию финансовой грамотности у едтей старшего дошкольного возраста
.Формирование финансовой грамотности у детей является актуальной темой во всех дошкольных учреждениях...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/13/picture-377873-1499928960.jpg)
Картотека бесед по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемые беседы на различные темы по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1243333-1587568354.jpg)
Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/01/picture-1418303-1662013785.jpg)
Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-537979-1575572219.jpg)
Методическая разработка "Картотека игр по формированию финансовой грамотности"
Картотека содержит ряд игр, направленных на развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/08/picture-1482931-1694196609.jpg)
картотека игр по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...