Консультация "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
консультация по основам финансовой грамотности
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_osnovy_vospitaniya_osnov_finansovoy_gramotnosti.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»
Консультация
для воспитателей
«Основы воспитания финансовой грамотности
детей дошкольного возраста»
Холмовая Е.А., воспитатель высшей
квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»
Новоселицкого муниципального
округа Ставропольского края
356356, Ставропольский край,
Новоселицкий район, с. Китаевское,
Ул. Гагарина, 119
2021 год
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, является то, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.
Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
В последнее время появился ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность по данному направлению:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155;
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р;
- Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Также в настоящее время по данному направлению разработан ряд дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста:
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет» / Министерство образования и науки РФ, ЦБ РФ.
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская
- Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»/ Г. Н. Бирина (Модульный образовательный курс направлен на освоение экономических понятий в рамках дополнительного образования дошкольников: товар, деньги, потребности, труд, семейный бюджет).
- «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак.
- «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатова.
- «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева и др.
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми. Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Для чего нужна финансовая грамотность?
Чтобы уметь правильно планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Актуальность:
Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги Дети, так или иначе, рано включаются в финансовую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первыми уроками финансовой грамотности, пока еще на житейском уровне.
Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами?
Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди его родители.
В период от 7 – 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принес чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу в качестве вознаграждения можно отдать ребенку.
Виды экономических занятий в ДОУ.
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие, Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.
Сюжетно – ролевые игры
Сделать экономикой доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.
Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду. И т. д.
Настольные игры
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток», закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.
Дидактические игры
Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого-то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому, что требуется для работы», «Пятый лишний»)
В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Познавательное занятие
В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.
На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.
Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т. д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько, же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
Коммуникативное занятие – беседа.
Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.
Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование предпосылок финансовой грамотности – это актуальное направление современной системы дошкольного образования, которому необходимо уделить достаточно внимания, организуя образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
«Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
консультация для воспитателей...
Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос: когда следует начать знакомство с экономикой? В статье затрону...
« Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
laquo; Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста»....
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20945898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"640"}}]]...
Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....