Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности
материал по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Сообщение – презентация на педагогическом совете по теме:
«Формирование финансовой грамотности дошкольников
в игровой деятельности»
Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью.
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.
Успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею. СЛ 2
Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой - игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:
— реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;
— организация развивающей предметно-пространственной среды;
— целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников. СЛ 3
Сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать с целью формирования финансовой грамотности дошкольников, можно сгруппировать в соответствии с темами:
— труд;
— мир денег;
— товары;
— экономный хозяин. СЛ 4
Примерами сюжетно-ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др.
В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются представления об орудиях труда, о труде, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги». СЛ 5
По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты».
Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, умениями самостоятельно совершать выгодные покупки. Даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости. СЛ 6
В качестве примеров сюжетно-ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др.
В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество. Игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости. СЛ 7
Тема «Экономный хозяин» может быть реализована в процессе организации следующих сюжетно-ролевых игр: «Экономная семья», «Путешествие», «Полезные покупки».
В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы. Игры учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие.
В рамках экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в качестве предварительной работы проводятся беседы, СЛ 8
создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач. СЛ 9
Важным условием в формировании финансовой грамотности у дошкольников в процессе игры является организация развивающей предметно-пространственной среды (активизирующая экономическая зона». Экономическую зону может представлять игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т. д.), наборы денежных купюр, монет, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров, печати, готовые бланки, магнитные карты, различный бросовый материал для изготовления атрибутов, униформа, др. материалы.
Развивающая предметно-пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты, купюры, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии. СЛ 10
Дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности.
СЛ 11
Интеллектуальные игры и развлечения. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Развлечение «Азбука денег» Интеллектуальные игры способствуют развитию мыслительных способностей ребенка, умению анализировать, выделять главное, сравнивать, выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию. СЛ 12
Театрализованные мини-постановки могут успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, расходовать и экономить, копить, сберегать и занимать в долг и пр. Сказка «Муха - Цокотуха», «Курочка Ряба», «Репка» СЛ 13
Формирование финансовой грамотности в процессе игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентированию в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать эффективной социализации детей и усвоению программного материала.
В игре дети приобретают такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца.
У детей возникает интерес к деньгам как социокультурному феномену, осознаются правила честного отношения к ним. И, самое главное, грамотно организованная работа будет способствовать формированию успешной личности в будущем. СЛ14
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. СЛ 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...
"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...
Семинар для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Семинар Финансовая грамотность через игру...
Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...
«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Автором разработана консультация для педагогов для работы с детьми по финансовой грамотности дошкольников....
Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».
Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...
Семинар для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...