Игра-соревнование для детей старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Экономическая мозаика»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Варака Татьяна Михайловна

Цель: Обобщение знаний старших дошкольников на различные темы по финансовой грамотности, изученные в процессе реализации проекта «Путешествие с Монеткой».

Задачи:

Образовательные:

Погрузить детей в атмосферу интересных заданий по теме экономической игры-соревнования;

Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных ранее;

Закрепить знания детей о истории возникновения денег и их значения для человека в прошлом и настоящем времени.

Развивающие:

Развивать у детей самостоятельность, активность, умение работать в команде;

Развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения;

Развивать речевую и мыслительную деятельность, логику, мышление в процессе выполнения экономических заданий;

Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики; Воспитывать интерес к изучению экономики, бережное отношение к деньгам;

Воспитывать уважение к труду взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-sorevnovanie_po_ekon.ekonomich._mozaika_2021.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

Игра-соревнование для детей старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности

«Экономическая мозаика»

Подготовила: воспитатель Варака Т.М.

Ступино 2021г

Цель: Обобщение знаний старших дошкольников на различные темы по финансовой грамотности, изученные в процессе реализации проекта «Путешествие с Монеткой». 

Задачи:

Образовательные: 

Погрузить детей в атмосферу интересных заданий по теме экономической игры-соревнования; 

Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных ранее;

Закрепить знания детей о истории возникновения денег и их значения для человека в прошлом и настоящем времени.

Развивающие:

Развивать у детей самостоятельность, активность, умение работать в команде; 

Развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения;

Развивать речевую и мыслительную деятельность, логику, мышление в процессе выполнения экономических заданий;

Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики; Воспитывать интерес к изучению экономики, бережное отношение к деньгам;

Воспитывать уважение к труду взрослых.

 Предварительная работа:

 Чтение познавательной литературы, просмотр презентаций с последующим обсуждением по изучаемой теме; Заучивание пословиц, поговорок, загадок по теме экономической игры; Беседы с детьми на тему: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Где живут деньги?» Составление рассказов из личного опыта «Я умею быть экономным»; Составление и решение математических задач с экономическим уклоном; С\р игра «Супермаркет»; Д\И «История Монетки»,  «Кому, что нужно для работы».

Оборудование: магнитофон; Монетка (игрушка); аудиозапись песни Афлатуна на мотив мелодии «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского) в исполнении хора воспитанников детского сада; эмблемы для членов команд: «Монетки», «Купюры», монетки Афлатун (для поощрения команд за правильные ответы); дидактические игра «Кому, что нужно для работы» (карточки с изображением людей разных профессий, картинки с изображением орудий труда); картинки-ребусы  с зашифрованными словами (доход, деньги);игра-эстафета «История Монетки» (2 стола; картинки :ракушки, каменные деньги, сушеная рыба, соляные бруски, шкуры животных, утварь, монеты Древней Руси-златники, сребренники, копейка, грош, старинные бумажные деньги (купюры);современные деньги (монеты и купюры), электронные карты; по количеству участников игры);практическое задание «Бусы для мамы» (полоски бумаги 3 цветов, круги-шаблоны, ножницы,( по количеству детей), 2 альбомных листа)-автор ВаракаТ.М. 

Ход игры-соревнования: Дети заходят в группу и строятся командами:1 команда- «Монетки», 2 команда- «Купюры» (звучит аудиозапись песни Афлатуна на мотив мелодии «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского) в исполнении хора воспитанников детского сада). Члены жюри занимают свои места.

Монетка (воспитатель держит Монетку в руках) –Ребята, я приходила к вам в гости и рассказывала много нового, интересного, любопытного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня своими знаниями. Предлагаю поиграть в игру-соревнование «Экономическая мозаика». За каждое выполненное задание и правильные ответы команды будут получать «монетку» Афлатун, а в конце игры члены жюри подведут итоги.

1 конкурс «Приветствие команд»

Монетка: Ребята, вам нужно сказать девиз вашей команды, а затем загадать экономические загадки соперникам.

Девиз 1 команды «Монетки»: «Копейка рубль бережет»

Девиз; 2 команды - «Купюры»: «Деньги труд любят»

Загадки:

«Там могу я счет открыть

И немножко накопить,

В долг могу их получить.

Что же это за чудесный дом?

Деньги наши «живут» в нем?» (Банк) – автор Варака Т. М.

«Круглая, а не солнце,

 Звонкая, а не песня,

Хранится на банковской карте,

Лежит в кошельке,

 А может оказаться в моей руке». (Монета) – автор Варака Т. М.

«Одно брюхо, четыре уха» (Кошелек) 

«Интересный аппарат,

Много кнопок строго в ряд,

Карточку туда вставляешь,

Деньги с чеком получаешь» (Банкомат)

2 конкурс «Разминка» Монетка задает вопросы командам по очереди, за правильные ответы члены команды получают «монетки».

Вопросы командам:

1Что служило деньгами в давние времена древним людям? (орудия труда, плоды собирательства и охоты)

2 Как назывался обмен товарами в древности? (натуральный обмен)

3 Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе? (семья)

4 Как называются «доходы» и «расходы» семьи за определенный период времени? (семейный бюджет) 

5 Как называется человек, который совершает обмен товара на деньги? (продавец)

6Как называется человек, который отдает деньги продавцу за нужный товар? (покупатель)

3 конкурс для капитанов «Отгадай ребус», «Назови лишнее слово»

1 разгадать картинки-ребусы с зашифрованными словами (купюра, монета) и записать ответ.

2 Детям предлагается назвать лишнее слово и объяснить свой выбор

-доллар, рубль. Россия, евро; (Россия)- парикмахер, ножницы, плотник, водитель(ножницы);-зарплата, квартплата, пенсия, стипендия (квартплата) ;-шьет, пилит, готовит, загорает (загорает).

-Молодцы, ребята, вы справились с такими трудными заданиями и получаете «монетки».

Монетка: А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы историю денег от прошлого до наших дней. Предлагаю поиграть в игру-эстафету «История монетки» 

4Игра-эстафета «История монетки» Дети каждой команды по очереди выкладывают на свой стол путь денег от прошлого до настоящих дней, используя картинки: ракушки, каменные деньги, сушеная рыба, соляные бруски, шкуры животных, утварь, монеты Древней Руси-златники, сребренники, копейка, грош, старинные бумажные деньги (купюры); современные деньги (монеты и купюры), электронные карты (каждый член команды, выложив картинку, возвращается в конец своей команды). Члены жюри оценивают правильность выбора и скорость выполнения задания.

5 конкурс «Учеба и труд рядом идут»

Монетка: Человеку, чтобы удовлетворить свои потребности, потребности своей семьи, необходимо трудиться. Сейчас я проверю, знаете ли вы пословицы о труде, деньгах? (дети называют пословицы о труде, деньгах; побеждает команда, назвавшая больше пословиц). Ребята, чтобы людей приняли на работу, они должны получить профессию, специальность и трудиться на благо своей страны и семьи, а за свой труд получать вознаграждение. Как называется денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд? (заработная плата) Вы знаете, кем работают ваши родители, кто они по профессии? (ответы детей)-Молодцы! Сейчас я предлагаю сыграть в игру «Кому что нужно для работы», ведь у каждой профессии есть свои орудия труда (детям раздаются карточки: профессия- орудия труда, нужно правильно подобрать орудия труда к заданной профессии; оценивается правильность и скорость выполнения задания). –Все справились с заданием! Давайте теперь немного отдохнем (дети встают в круг).

Физкультминутка «Профессии»

«Трактор водит-тракторист (крутят воображаемый руль),

Электричку-машинист (руки на поясе, «пружинка»),

 Стены выкрасил- маляр (имитация движений покраски),

Доску выстрогал- столяр (трут ладошки друг об друга),

 В доме свет провел- монтер («фонарики»)

 В шахте трудится-шахтер (топают ногами),

 В жаркой кузнице- кузнец (перед собой ударяют кулаками),

 Кто все знает, молодец! (хлопки).

 6 конкурс «Семейный бюджет» Монетка: Мы с вами знаем, что семейный бюджет- это расходы и доходы семьи за определенный период времени.  Все заработанные (заработанная плата) и полученные (стипендия, пенсия) деньги членами семьи мы можем считать доходом, а вот то, на что мы их тратим - это расход. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

 Предлагаю сыграть в игру «Доход-расход» Будьте внимательны!

«Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы продолжайте,

По очереди мне отвечайте:

доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграли в лотерею -доход 

Потеряли кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру-расход 

Нашли монетку- доход 

Купили игрушки-расход». (члены команд по очереди определяют доходы и расходы; оценивается правильность ответов).

-Молодцы! Но мы свами должны помнить, что расходы не должны превышать доходов. Для этого нужно быть экономными и бережливыми, ведь «Копейка рубль бережет». А вы знаете правила экономии семейного бюджета? Назовите их. (ответы детей). Молодцы, вы очень экономные! Предлагаю вам сделать бусы для мамы и я проверю на деле, как вы сумеете экономно использовать бумагу при изготовлении бус.

 Практическое задание «Бусы для мамы» (дети по 3 человека от каждой команды из полос бумаги разного цвета вырезают круги, используя шаблон; затем выкладывают бусы на альбомном листе; оценивается умение рационально использовать бумагу и эстетичность выкладывания бус). Молодцы! Вы на практике доказали, что умеете быть экономными.

Монетка: Ребята, наша игра подошла к концу. Вы смогли показать свои знания по экономике, проявили находчивость и смекалку, умение работать в команде. Молодцы! Сейчас члены жюри подведут итоги и объявят результаты игры. (награждение грамотами участников игры).

магазина» (игрушки-бытовая техника: утюг, стиральная машина, тостер, блендер, электрический чайник и др.; хозяйственные товары: мыло, моющее средство для посуды, стиральный порошок и др.);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности  «Семейный бюджет»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...