"Мы юные экономисты"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Мы юные экономисты» - формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Статья из опыта работы
Леонова Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ д/с №1г.Вязьмы Смоленской области
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.
Иногда бывает так, что походы по магазинам и покупка каких – либо товаров не считается обходимой. Мы приходим домой, и задаем себе вопрос «Зачем мы это купили?». Все это связано с тем, что не каждый человек умеет грамотно распределять свой бюджет. Наше современное общество и современные технологии диктуют новые требования для воспитания всесторонне развитой личности. В соответствии с ФГОС ребенок развивается по пяти образовательным областям, но существуют дополнительные направления для развития личности ребенка. Одним из таких направлений является финансовая грамотность. Тема финансовой грамотности детей сейчас очень актуальна. Наши дети являются непосредственными участниками финансовых отношений в семье (деньги, покупки, нужды, траты). Поэтому важно с раннего возраста формировать экономическое мышление, разумные потребности, уважительное и осознанное отношение к труду, материальным ценностям и, конечно, деньгам.
Беседуя с детьми на данную тему, я обратила внимание на то, что дети не владеют информацией о том, что такое «семейный бюджет», какие потребности существуют в их семьях и в целом какие бывают потребности. Для меня эта тема стала интересной. Я решила узнать, можно ли с помощью занятий в игровой форме с использование дидактических игр и учебной литературы сделать их финансово-грамотными детьми.На занятиях дети стали узнавать много интересного, нового и необычного. Например, откуда и как появились деньги, что до появления денег люди обменивались товарами, и что такой вид обмена назывался «бартер». Узнали, что такое «семейный бюджет», доходы и расходы семьи, виды потребностей, познакомились с купюрами и монетами разных стран. С детьми мы узнали, что есть люди, которые коллекционируют монеты и купюры разных стран мира и времени, их называют – нумизматами.Проводились различные беседы, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, чтение экономических сказок из серии «Как Миша стал бизнесменом», игры – викторины, квесты, консультации для родителей и воспитателей, были сделаны памятки для родителей и информационные буклеты, конструирование из бумаги в технике оригами (кошельки) и многое другое.
Каждое занятие построено так, чтобы дети не переутомлялись, происходила смена видов деятельности, развились память, мышление, внимание и воображение, использовались игры, в которых развивалась мелкая моторика. Знакомясь с новыми словами и терминами, дети расширяли и обогащали свой словарный запас, в ходе коллективных работ закреплялись коммуникативные навыки, работая в парах, дети учились взаимодействовать с товарищем. Знакомство с первичными экономическими знаниями, учит их отличать желания от потребностей, воспитывает и формирует разумные потребности.
Работая по направлению финансовой грамотности, я заметила, что дети стали более ответственными, бережливыми, уважительно относится к труду взрослых и их профессиям. Знакомство детей с основами финансовой грамотности в игровой форме показало ее эффективность.
Литература:
1.Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2019.-130 с.
2. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2016.-88 с.
3. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -2018-№5.-с. 12-16
4. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.
5. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -2018.-№7.-с. 21-23.
6. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2015.-256 с.
7. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-346287-1645983134.jpg)
НОД по теме: "Мы юные экономисты"
Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир. Увожать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий "Труд-продукт-...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-999860-1521785969.jpg)
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"
В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Образовательный проект «Юный экономист»
Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-967857-1518685743.jpg)
«Мы юные экономисты»
Расширить представление детей о жизни в современном обществе; формировать экономическое сознание детей; экономическое мышление; закрепить основные правила экономики; напомнить необходимость их вып...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-69433-1464022015.jpg)
Рабочая программа кружка "Юный экономист"
Представлена рабочая программа кружка по экономическому воспитанию старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1069797-1539588762.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...