Экономическое воспитание дошкольников
статья по основам финансовой грамотности

проблемы финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zheleztsova_yu.n._statya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Железцова Юлия Николаевна

Глуховцева Елена Михайловна

Воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок»с. Засосна общеразвивающего вида

Красногвардейского района Белгородской области

Сегодняшние изменения, происходящие в системе современного дошкольного образования, обусловлены происходящими социальными реформами, стимулируют развитие новых направлений в содержании воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из таких направлений является экономическое воспитание дошкольников. Экономическое воспитание — это процесс, направленный на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, мышления, чувств, процессов адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в новом для него мире экономики. Помогая ребенку войти в мир экономики, мы помогаем ему, познать окружающий мир материальных и духовных ценностей. Одной из основных задач экономического воспитания дошкольников является формирование основ экономической культуры, что показывает тесную связь экономического и нравственного воспитания. Данная проблема пока  еще недостаточно изучена. Вместе с усвоением основных экономических понятий, происходит формирование нравственных качеств дошкольника, которые проявляются в повседневных поступках и поведении. Экономическое воспитание следует начинать уже с самого раннего возраста. Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, нужно иметь в виду лишь некоторые предпосылки, рассчитанные на возрастные возможности ребенка. Это доступные детям, знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Опыт показывает, что многие предпосылки будущей экономической деятельности закладываются именно в раннем возрасте и, если не формировать их своевременно, могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам. Актуальность и значимость экономического воспитания дошкольника раннего возраста обусловлена тем, что в современном мире ребенок с ранних лет окружен экономической средой, он вынужден вникать в суть товарно-денежных отношений, овладевать первоначальными экономическими представлениями, основами экономической грамотности. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Работа по развитию экономических отношений детей дошкольного возраста неосуществима без помощи родителей. Прежде всего, семья является первой экономической средой, с которой сталкивается дошкольник. Именно в семье ребенок сталкивается с первыми экономическими представлениями, приобщается к планированию семейного бюджета, узнает, для чего нужны деньги, реклама, вместе со взрослыми посещает торговые центры, банки, участвует в процессах купли-продажи и т.д. Родителям необходимо учить детей с раннего возраста осознавать стоимость вещей: игрушек, одежды, книг. Каждую вещь ребенок должен ценить, так как она создана трудом взрослых. Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует, что такое достаток семьи. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.  В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. На начальном этапе детей знакомят с понятием деньги, затем — откуда они берутся, и самое последнее — куда можно их потратить. Этим ребенку дают понять, что деньги можно получить только после проделанной работы. Говорят о том, что  качество,  используемый материал и время, потраченное на производство или работу, играет основную роль в определении стоимости товара. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает ребенка делать что-либо своими руками качественно. В нашей стране многие считают, что чем позже ребенок узнает, что такое деньги, в чем их суть, тем лучше. Однако за рубежом подготовке подрастающего поколения к жизни и труду, к умению зарабатывать деньги уделяется огромное значение. В Германии детей  с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Дети приучаются тратить их разумно, им объясняют, что не всегда можно доверять и рекламе. Наибольший интерес по данному направлению представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку прививают важность приобретения профессии, которая позволит в будущем обеспечить достаток семьи. Данная идея и некоторые задачи, которые ставятся иностранными педагогами и экономистами, несомненно, заслуживают внимания. В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить правильному отношению к деньгам, способам их заработка и рациональному  использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ребят можно ввести в сложный мир вещей и предметов, человеческих взаимоотношений. Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников. Важнейшим средством формирования экономических представлений дошкольников следует считать игровую деятельность. Приоритетным видом игровой деятельности в жизни дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Именно сюжетно-ролевые игры позволяют для ребенка сделать экономику понятной. В логических и интеллектуальных играх дети уточняют и закрепляют представления о социально-экономических отношениях, осваивают новые понятия (кредит, ипотека, безнал, расходы и др.). С детьми проводятся не только игры, но и чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, развлечения, драматизации, конкурсы, праздники и др. Формирование экономического мышления – дает знания о новых профессиях, таких как фермер, менеджер, бизнесмен, банкир. Словарный запас пополняется новыми словами, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться, стремление доводить начатое дело до конца.

 Таким образом задача родителей и педагогов – помочь дошкольнику адаптироваться к современном мире экономики, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его сегодняшнюю жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Н.Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников//Детский сад: теория и практика. 2021. № 8. С. 38- 43. 

2. Гумерова Л.С. Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения как условие экономического воспитания дошкольников //В мире научных открытий. 2019. № 2.4. С. 12-29.

3. Макеенок В.П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ //Педагогические науки. 2021. № 3. С. 43- 44.

4. Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом: Учебное пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2018.

5.  Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

экономическое воспитание дошкольников

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именноо в этот период преобретается опыт ориентировки детей в элементарных явлениях...

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...