РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ИГРАЕМ В ЭКОНОМИКУ" - 2022 г.
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Девяткова Елена Валентиновна

 Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме.  Как правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? С чего начать? Работу по формированию основ финансовой грамотности лучше начинать в игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_doshkolnikami_po_fg_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx377.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад

«Березка» п. Горноправдинск»

Рекомендации для родителей по формированию финансовой

грамотности старших дошкольников

«ИГРАЕМ  В ЭКОНОМИКУ С ДЕТЬМИ»

Автор: Е.В. Девяткова, воспитатель первой категории

G:\МАТЕРИАЛ ДЛЯ ФГ\слайд-3-14.jpg

2022 г.

Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста. В последнее время встал вопрос о том, что любой  человек должен быть финансово грамотным и обладать деловыми качествами необходимыми для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирования навыков социально- экономического поведения.

В настоящее время  обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к новым знаниям. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, спрашивают у родителей, дорогая ли игрушка, и смогут ли ее купить; обсуждают повышение цен или прибавку к зарплате, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с деньгами, куда их потратить, или сэкономить

 Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком: знающим свои права; умеющим вести учет своих доходов и расходов; умеющим ориентироваться в мире финансов; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е. быть экономным; уметь рационально распределять финансовые  продукты и услуги и в целом правильно планировать свою жизнь.

Именно в семье ребенок познает цену труда, доходов, расходов, знакомиться с понятием  о бережливости, о материальном благополучии семьи, достатке и ущербности, бедности.

Как правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? С чего начать? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке, объяснить, где хранят деньги, какие бывают деньги (наличные, безналичные) и почему нельзя разбрасываться деньгами. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Разъяснить ребенку из чего складывается доход семьи: из зарплаты родителей, пенсии бабушки, стипендии сестры и т.д.         Обратить внимание детей на то, что у каждого может быть мечта: новомодный робот с пультом управления или машинка, говорящая кукла или коньки с гидро скутером, как у старшего брата, и чтобы мечта осуществилась нужно быть экономными, копить деньги. Подумайте и порассуждайте с детьми, на чем еще можно сэкономить. Например: экономим воду, выключаем свет, даем вещам вторую жизнь (зашиваем, заклеиваем, ремонтируем), изготавливаем своими руками подарки, ходим пешком, сравниваем цены и выбираем товар по цене и качеству и др.

     Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет платье. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. Предложите детям отгадать загадки:

 Идет пароход то взад, то вперед,

 А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).

От работы вас избавлю,

 Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).

Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).

В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).

     Дети с удовольствием отгадают загадки, а также придумают свои. Обсуждая, ответы  убедите детей в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подберут своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объяснят,  как они помогут им в труде.

Работу по формированию основ финансовой грамотности лучше начинать в игровой форме. Очень легко можно распечатать детям российские монеты, рубли, вырезать вместе с детьми и положить деньги в кошелек, сделанный из бумаги способом оригами.

Детей старшего дошкольного возраста  интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них. Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и задача взрослых, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются».

Знакомить детей с профессиями людей, нужно начинать с подбора и рассматривания иллюстраций с соответствующими профессиями, родители расскажите ребенку о своей профессии, о ее значимости, какую пользу приносит ваша профессия для страны и людей. Благодаря этим знаниям у детей сформируется положительное отношение к труду. Учите детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже экономика.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, ребусы и шарады оживляют путь познания экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь.

Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?

Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?

Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.

Настольные игры – удобный инструмент для получения новых и закрепления имеющихся знаний, безопасной тренировки необходимых для реальной жизни навыков в специально смоделированном пространстве: «Все профессии важны», «ЛОТО. Профессии», «Людям каких профессий нужны эти предметы», «Детская монополия» и др.

Сделать экономику для детей понятной помогут сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет «Магнит»,  Кафе «Мороженое», «Ярмарка», «Аптека», «Больница», «Столовая»  и др.  

Рациональному использование финансовых ресурсов, развитию грамотного поведения в отношении различных финансовых услуг способствуют задания интерактивных игр: «Бюджет семьи», «Товарный склад», «Посчитай монеты», «Угадай профессии», «Разложи товар по полкам», «Дорого или дешево», «Банкомат», «Юный финансист» и др. Посмотрите с детьми мультфильмы  «Смешарики. Финансовая грамотность», «Умная Сова» и др.

Примерные игры с детьми

Игра «Что можно купить за деньги?» 

Взрослый: - Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопни в ладоши, если нет - то не хлопай. (Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.). За что можно получить деньги? - Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

«Доход - расход»:

Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте. Хором мне вы отвечайте: доход или расход Мама получила зарплату – доход; Бабушка заболела- расход; Выиграла приз –доход;  Потеряла кошелёк – расход; Продала бабушка пирожки – доход; Заплатили за квартиру – расход; Нашла монетку – доход; Купили куклу – расход.

                                      Кафе «Мороженое»

Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.

Материал: меню с изображением продуктов питания, мороженого.

 «Приглашаем» детей посетить кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

Игра: «Экономика» (вопросы поискового характера)

  1. Для того чтобы пойти в магазин, что нужно взять с собой?  (кошелек с деньгами)
  2. Как сделать так, чтобы денег стало много? (экономить, копить, не тратить, беречь, не терять)
  3. Где взрослые получают деньги за свою работу? (в банке, банкомате)
  4. Чтобы заработать деньги надо… (трудиться, работать).
  5. Чтобы хранить деньги нужен… (кошелек, сберегательный банк, банкомат, сейф)
  6. Деньги можно накопить или …(потратить)
  7. Как называются деньги, которые люди получают за труд? (заработная плата)

                     «Открываем  Супермаркет «Магнит»

Цель: систематизация знаний детей о разнообразии товаров. Познакомить  детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
                                                                 Задачи
1. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
2.Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение.
3.Создавать эмоционально-положительный климат в группе.
4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Ход игры: предложите  с одного стола переместить карточки по степени важности на другой. Дети объясняют свой выбор.
Родитель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы
потратим их на то, что надо, их не останется?
Родитель: ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вам открыть магазин, а что такое магазин?
Родитель: Назовите, какие бывают магазины?

Родитель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары? И как он будет называться?

Родитель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Кто нужен для работы в супермаркете?

И назовем Супермаркет «Магнит», показать вывеску.

Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Цель:
 закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в магазине.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д. дети на волшебном экране выбирают профессии нужные для работы в супермаркете.
Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нам привезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться. Предлагаю вам стать супервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытовая химия).
Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.
Воспитатель: отлично, вы справились заданием. Только вот как же все узнают, что мы открыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди в наш супермаркет?


                               Творческая игра «Сделай рекламу»
Материал:
 ватман по количеству «магазинов». Вырезки из журналов по категориям (например, продукты, одежда, техника, бытовая техника). Клей тряпочки, кисти. Карандаши, пластилин.
Ход игры: дети делитесь на 3-4 команды (зависит от количества рассортированных категорий товара) и оформите рекламу, каждый своему магазину. Дети самостоятельно оформляют плакаты. После работы дети делают презентацию о своем магазине.
Воспитатель: спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами и как их правильно потратить на нужные вещи. А еще спасибо за то, что помогли открыть мне супермаркет. Что мы с вами делали, что мы доброго сделали, чему научились?

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Цель: учить детей объединяться для игры. Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр). Развивать интерес к профессиям.  Показать значимость данного труда для людей.

Материал: атрибуты для игры

Родитель  «приглашает» детей посетить салон красоты, чтобы красивыми идти в кафе «Мороженое», рассмотреть предметы необходимые для салона.

Родители! Играйте с детьми и изучайте основы

финансовой грамотности! Успехов вам!

D:\МАТЕРИАЛ ДЛЯ ФГ\piggy_bank_PNG57.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по формированию основ финансовой культуры у ребёнка "Путешествие в страну Экономика"

Описание: материал будет полезен родителям детей и воспитателям старших групп дошкольного возраста Консультация для родителей по формированию основ финансовой культуры у ребёнка "Путешествие...

Памятка для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В консультации представлены советы по построению взаимоотношений с ребенком в финансовой сфере....

Методические рекомендации для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдени...

Рекомендации для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Практические советы по формированию у детей основ финансовой грамотности...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Азбука экономики»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.  Ведь финансовая грамотность является ...