РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ИГРАЕМ В ЭКОНОМИКУ" - 2022 г.
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. Как правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? С чего начать? Работу по формированию основ финансовой грамотности лучше начинать в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_doshkolnikami_po_fg_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 377.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад
«Березка» п. Горноправдинск»
Рекомендации для родителей по формированию финансовой
грамотности старших дошкольников
«ИГРАЕМ В ЭКОНОМИКУ С ДЕТЬМИ»
Автор: Е.В. Девяткова, воспитатель первой категории
2022 г.
Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста. В последнее время встал вопрос о том, что любой человек должен быть финансово грамотным и обладать деловыми качествами необходимыми для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирования навыков социально- экономического поведения.
В настоящее время обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к новым знаниям. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, спрашивают у родителей, дорогая ли игрушка, и смогут ли ее купить; обсуждают повышение цен или прибавку к зарплате, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с деньгами, куда их потратить, или сэкономить
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком: знающим свои права; умеющим вести учет своих доходов и расходов; умеющим ориентироваться в мире финансов; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е. быть экономным; уметь рационально распределять финансовые продукты и услуги и в целом правильно планировать свою жизнь.
Именно в семье ребенок познает цену труда, доходов, расходов, знакомиться с понятием о бережливости, о материальном благополучии семьи, достатке и ущербности, бедности.
Как правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? С чего начать? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке, объяснить, где хранят деньги, какие бывают деньги (наличные, безналичные) и почему нельзя разбрасываться деньгами. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Разъяснить ребенку из чего складывается доход семьи: из зарплаты родителей, пенсии бабушки, стипендии сестры и т.д. Обратить внимание детей на то, что у каждого может быть мечта: новомодный робот с пультом управления или машинка, говорящая кукла или коньки с гидро скутером, как у старшего брата, и чтобы мечта осуществилась нужно быть экономными, копить деньги. Подумайте и порассуждайте с детьми, на чем еще можно сэкономить. Например: экономим воду, выключаем свет, даем вещам вторую жизнь (зашиваем, заклеиваем, ремонтируем), изготавливаем своими руками подарки, ходим пешком, сравниваем цены и выбираем товар по цене и качеству и др.
Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет платье. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. Предложите детям отгадать загадки:
Идет пароход то взад, то вперед,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).
От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).
Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).
В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).
Дети с удовольствием отгадают загадки, а также придумают свои. Обсуждая, ответы убедите детей в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подберут своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объяснят, как они помогут им в труде.
Работу по формированию основ финансовой грамотности лучше начинать в игровой форме. Очень легко можно распечатать детям российские монеты, рубли, вырезать вместе с детьми и положить деньги в кошелек, сделанный из бумаги способом оригами.
Детей старшего дошкольного возраста интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них. Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и задача взрослых, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются».
Знакомить детей с профессиями людей, нужно начинать с подбора и рассматривания иллюстраций с соответствующими профессиями, родители расскажите ребенку о своей профессии, о ее значимости, какую пользу приносит ваша профессия для страны и людей. Благодаря этим знаниям у детей сформируется положительное отношение к труду. Учите детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже экономика.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, ребусы и шарады оживляют путь познания экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь.
Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?
Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?
Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.
Настольные игры – удобный инструмент для получения новых и закрепления имеющихся знаний, безопасной тренировки необходимых для реальной жизни навыков в специально смоделированном пространстве: «Все профессии важны», «ЛОТО. Профессии», «Людям каких профессий нужны эти предметы», «Детская монополия» и др.
Сделать экономику для детей понятной помогут сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет «Магнит», Кафе «Мороженое», «Ярмарка», «Аптека», «Больница», «Столовая» и др.
Рациональному использование финансовых ресурсов, развитию грамотного поведения в отношении различных финансовых услуг способствуют задания интерактивных игр: «Бюджет семьи», «Товарный склад», «Посчитай монеты», «Угадай профессии», «Разложи товар по полкам», «Дорого или дешево», «Банкомат», «Юный финансист» и др. Посмотрите с детьми мультфильмы «Смешарики. Финансовая грамотность», «Умная Сова» и др.
Примерные игры с детьми
Игра «Что можно купить за деньги?»
Взрослый: - Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопни в ладоши, если нет - то не хлопай. (Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.). За что можно получить деньги? - Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
«Доход - расход»:
Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте. Хором мне вы отвечайте: доход или расход Мама получила зарплату – доход; Бабушка заболела- расход; Выиграла приз –доход; Потеряла кошелёк – расход; Продала бабушка пирожки – доход; Заплатили за квартиру – расход; Нашла монетку – доход; Купили куклу – расход.
Кафе «Мороженое»
Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.
Материал: меню с изображением продуктов питания, мороженого.
«Приглашаем» детей посетить кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.
Игра: «Экономика» (вопросы поискового характера)
- Для того чтобы пойти в магазин, что нужно взять с собой? (кошелек с деньгами)
- Как сделать так, чтобы денег стало много? (экономить, копить, не тратить, беречь, не терять)
- Где взрослые получают деньги за свою работу? (в банке, банкомате)
- Чтобы заработать деньги надо… (трудиться, работать).
- Чтобы хранить деньги нужен… (кошелек, сберегательный банк, банкомат, сейф)
- Деньги можно накопить или …(потратить)
- Как называются деньги, которые люди получают за труд? (заработная плата)
«Открываем Супермаркет «Магнит»
Цель: систематизация знаний детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Задачи
1. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
2.Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение.
3.Создавать эмоционально-положительный климат в группе.
4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Ход игры: предложите с одного стола переместить карточки по степени важности на другой. Дети объясняют свой выбор.
Родитель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы
потратим их на то, что надо, их не останется?
Родитель: ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вам открыть магазин, а что такое магазин?
Родитель: Назовите, какие бывают магазины?
Родитель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары? И как он будет называться?
Родитель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Кто нужен для работы в супермаркете?
И назовем Супермаркет «Магнит», показать вывеску.
Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в магазине.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д. дети на волшебном экране выбирают профессии нужные для работы в супермаркете.
Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нам привезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться. Предлагаю вам стать супервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытовая химия).
Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.
Воспитатель: отлично, вы справились заданием. Только вот как же все узнают, что мы открыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди в наш супермаркет?
Творческая игра «Сделай рекламу»
Материал: ватман по количеству «магазинов». Вырезки из журналов по категориям (например, продукты, одежда, техника, бытовая техника). Клей тряпочки, кисти. Карандаши, пластилин.
Ход игры: дети делитесь на 3-4 команды (зависит от количества рассортированных категорий товара) и оформите рекламу, каждый своему магазину. Дети самостоятельно оформляют плакаты. После работы дети делают презентацию о своем магазине.
Воспитатель: спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами и как их правильно потратить на нужные вещи. А еще спасибо за то, что помогли открыть мне супермаркет. Что мы с вами делали, что мы доброго сделали, чему научились?
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Цель: учить детей объединяться для игры. Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр). Развивать интерес к профессиям. Показать значимость данного труда для людей.
Материал: атрибуты для игры
Родитель «приглашает» детей посетить салон красоты, чтобы красивыми идти в кафе «Мороженое», рассмотреть предметы необходимые для салона.
Родители! Играйте с детьми и изучайте основы
финансовой грамотности! Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по формированию основ финансовой культуры у ребёнка "Путешествие в страну Экономика"
Описание: материал будет полезен родителям детей и воспитателям старших групп дошкольного возраста Консультация для родителей по формированию основ финансовой культуры у ребёнка "Путешествие...
Памятка для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В консультации представлены советы по построению взаимоотношений с ребенком в финансовой сфере....
Методические рекомендации для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдени...
Рекомендации для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Практические советы по формированию у детей основ финансовой грамотности...
План работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника....
План работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
Повышение финансовой образованности родителей....
Рабочая программа для детей дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Азбука экономики»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является ...