Квест-игра «Гуси-Лебеди»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Жильцова Галина Евгеньевна

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_gusi-lebedi.docx840.54 КБ

Предварительный просмотр:

         МБДОУ Гаврилово-Посадский детский сад №2

                Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей   дошкольного возраста

                            Квест-игра

                 Тема: «Гуси-Лебеди»

Возраст детей: 5-7 лет

Воспитатель: Жильцова Галина Евгеньевна

                                         2022год

Актуальность данной разработки

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем.

Новизна данной работы состоит в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Технологическая карта игры

Методический блок

Цель

Формирование  у детей 6-7 лет основных экономических понятий через игровую деятельность

Задачи

  1. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги.
  2. Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства
  3. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;
  4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
  5. Сформировать навыки командной работы

Форма занятия

Квест – игра.

Время занятия

20 – 30 мин.

Оснащение, дидактический материал

Запись музыкальных фрагментов из сказки «Гуси-Лебеди», видео-запись обращения Бабы-Яги к детям, картинки с изображением героев сказки: печка, яблоня, речка ,Баба-Яга, пазлы, ребусы,картинки с заданиями ,монеты достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.

Предварительная работа

Изготовление атрибутов, раздаточного материала и т.п.

Оформление помещений в соответствии с игрой.

Беседы по заданной теме

Ключевые понятия

Заработная плата, экономия, растраты, бюджет, деньги.

Методы и приемы

Игровой, словесный, исследовательская деятельность, практическая деятельность

Методы создания мотивации.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Приемы сравнения.
  3. Самоконтроль.
  4. Чередование приемов работы.
  5. Использование инновационных технологий (квест –игра,лэпбук).

Формы контроля

Знание определений.

Решение заданий по теме.

Методические рекомендации

организаторам игры

Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками. Предполагается умение детей работать как в команде, так и индивидуально, самостоятельно.

Цель для команды – за определённый промежуток времени пройти все этапы игрового сюжета.

Ожидаемые результаты

В результате игры участники приобретают новые знания мира финансов, знакомятся с различными видами денег. Приобретают умения рационального распределения доходов.

Содержательный блок

Аннотация

Игра состоит из 6 этапов движения по сюжету. Группа детей составляет единую команду, которая передвигается по помещению детского сада (групповое помещение). В ходе развития сюжета дети выполняют различные задания, тем самым, помогая герою достичь конечной цели.  Деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей, отвечает требованием ФГОС ДО.

В квест-игре отображены задачи инновационных проектов, реализуемых ДОУ, а именно: «Эффективные технологии социализации в образовательном комплексе ДОУ», «Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий».

Содержание деятельности.

                       Ход квест-игры:

1. Игровая мотивация. Воспитатель (приветствие с детьми и коллегами): здравствуйте, я очень рада видеть вас. Сегодня нас ждет волшебная сказка, увлекательные задания. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и все занятие у вас было хорошее настроение.

2. Основная часть

Раздается звук скайпа, на экране появляется Баба-Яга (видео обращение Бабы – Яги)

Б. я: Ой, куда это я попала? Снова что-то не на то нажала, ох уж эти компьютеры (замечает детей) А…. вы то мне нужны! Ну что, доигралась ваша Аленушка с подружками, допрыгалась, доскакалась, а я в это время Иванушку то и украла! Пока я летала на метле, да проказничала – потеряла свой кошелек с монетами, вот найдете, тогда подумаю, может, и верну вам Иванушку. А пока у меня будет жить, да по хозяйству помогать (экран выключается)

Воспитатель: что же делать нам, ребята? Как помочь Аленушке братца найти? (варианты ответов детей) Я предлагаю нам самим отправиться в сказку. Но только тихо, потому что это будет секрет от Бабы Яги. Для этого надо сказать волшебные слова (звучит музыка превращения)

Кулачок с секретом к уху поднесем,

Три раза повернемся

И в сказку попадем.

А вот и Аленушка, посмотрите, она плачет (выход Аленушки)

Аленушка: помогите мне, ребята, очень помощь мне нужна

Воспитатель: о беде своей поведай, что случилось расскажи, мы помочь тебе сумеем. Не печалься, не тужи!

Аленушка: с братцем маленьким Ванюшей возле дома мы играли. Я пошла гулять, а братца гуси-лебеди украли(плачет)

Воспитатель: знаем Аленушка, появлялась у нас вредная Баба Яга, но мы постараемся тебе помочь, только где же искать избушку Бабы Яги?

Аленушка: когда гуси-лебеди пролетали, что-то здесь потеряли

Воспитатель: ребята, посмотрите, это маршрут к избушке Бабы Яги

3. Д. и. «Отгадай загадку»

По болоту мы пойдем,

Вместе мы Ягу найдем,

Сил своих не пожалеем,

Все преграды одолеем (выполняют движения)

Воспитатель: ребята, смотрите, болото, а на каждой кочке загадки. За каждую отгадку мы получим монетку (на кочках лежат монеты 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. и картинки отгадок)

Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелек (деньги)

У меня игрушка есть, и монеток в ней не счесть. Моя игрушка – свинка, дырке у неё на спинке. Монеты в дырку я кладу, когда их станет много жду (копилка)

Кто товары продает – молоко, сметану, мед? (продавец)

Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? (покупатель)

Ну вот мы и перебрались через болото, куда же дальше идти? (смотрим маршрутный лист)

Дети: к печке.

4. Игровое упражнение «Купи пирожок»

По дорожке мы пойдем

Скачем мы на правой ножке,

И по той же по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

Поле чистое в пути, печку видим впереди. (выполняют движения)

Воспитатель: здравствуй, печка!

Аленушка: печка, ты ответь скорей, не видала ль ты гусей?

Печка: я ответить бы вам рада, мне помочь немного надо. Напекла я пирогов видимо-невидимо. Пирожки мои купите и ребят всех угостите! Стоит каждый 3 рубля, вот их сколько у меня!

Воспитатель: ребята, давайте поможем печке и купим у неё пирожки. Ребята, сможем мы купить пирожки у печки за 1 рубль? 2 рубля? 5 рублей? 10 рублей? Почему? (объяснение детей) Ну вот, печка, мы выполнили твое задание. Куда же гуси - лебеди полетели?

Печкагуси мимо пролетали, что-то тут потеряли! (достаем кошелек из печки с монетами)

Воспитатель: ребята, Аленушка, смотрите, это же кошелек Бабы Яги! Спасибо, печка!

Печка: дальше прямо вы идите, там, у яблони спросите. (смотрим маршрутный лист)

5. Беседа с детьми о том, с помощью чего раньше люди совершали покупки.

По извилистой дороге шагали наши ноги,

Шли мы, шли, к яблоньке пришли.

Воспитатель: скажи, яблонька, скажи, скорей, не видала ль ты гусей?

Яблонька: я ответ бы вам дала, помогите мне сперва. (На столе разложены соль, мех, крупа, ракушки, игрушки, деньги, сушеная рыба, чай, мука, конфеты)

Воспитатель: с помощью каких предметов люди совершали покупки? Почему люди использовали эти предметы вместо денег? (ответы детей)

Яблонька, все задания твои мы выполнили, подскажи, где найти гусей?

Яблоня: дальше двигайтесь вперед, путь вас к речке приведет.

6. Экологическая «Правила обращения с водой»

Быстро, быстро мы шагали,

Не споткнулись, не упали.

Прямо к речке мы попали.

Воспитатель: здравствуй, речка.

Аленушка: речка, нам ответь скорей, не видала ль ты гусей?

Речка: я ответ бы вам дала, помогите мне сперва.

Воспитатель: ребята, давайте мы поможем речке и вспомним правила бережного обращения с водой.

(На экране картинки, дети вспоминают и называют правила)

Когда чистишь зубы – закрывай кран.

Плотно закрывай краны с водой

Не выпускай зря воду.

Не засоряй водоемы

Бережешь воду – охраняешь природу

Воспитатель: все задания мы выполнили, помоги же нам скорей, где найти гусей?

Речка: ох, легко теперь мне стало, а гусей – то я видала, к лесу путь они держали, быстро крыльями махали

7. Д. и. «Что можно купить?»

Воспитатель(смотрит маршрут) лес дремучий на пути, как же нам в него войти?

Аленушка: вижу ежика у елки, чистит он свои иголки. Где найти нам здесь избушку, где живет яга старушка?

Ежик: я вам дети помогу и дорогу покажу, но и вы мне помогите, правильно все здесь распределите.

Воспитатель: ребята, давайте поможем ежику разобраться что можно купить, а чего нельзя. (задания прикреплены на доске)

Ребята, а кто из вас знает пословицу о дружбе? (дети рассказывают пословицы)

Ежик, мы тебе помогли. Куда же гуси – лебеди полетели?

Ежик: по тропинке мы пойдем, на поляну попадем.

8. Д. и. «Кто такой хозяйственный человек?»

Воспитатель:

По узенькой тропинке мы пойдем

И к дому Бабы Яги попадем.

Вот мы и пришли к избушке, где живет Яга – старушка, а вот и Ванечка сидит, золотыми яблочками поигрывает

Баба Яга: чую, чую, русским духом пахнет. Ух, касатики, мои! Вы зачем сюда пришли? В это место, в эту глушь, вот я вами и займусь.

Аленушка: отдавай-ка нам Ванюшку, злая бабушка – старушка. Кошеле свой забирай, обещанье исполняй.

Воспитатель: ребята, а чтобы баба яга нам отдала Ванюшку, мы должны выполнить её задания (показ картинок и объяснение своего выбора)

Ребята, прежде чем мы отдадим кошелек Бабе Яге, давайте проверим, что там находится. (воспитатель трясет кошелек) Что это звенит? (монеты) А что шуршит? (купюры)

Что больше по значимости купюры или монеты? А какая самая маленькая монета? Кто знает, сколько копеек в 1 рубле?

А что это за монеты? (достает шоколадные монеты) Мы можем за шоколадные монеты что-то купить? Почему? Эти монеты вам оставила Баба Яга

Баба Яга: ты смотри все получается, да каждый как старается! Так и быть, скажу я вам, и Ванюшку вам отдам! Волшебные слова скажите, и домой вмиг прилетите! Гуси-гуси, вы мои, братца и сестру берите и домой их отнесите!

Воспитатель: ну вот, ребята, мы и помогли Аленушке спасти Ванюшку от Бабы Яги. До свидания, Аленушка. А нам пора возвращаться домой.

Звучит музыка превращения

Кулачок с секретом к уху поднесем, три раза повернемся и в детский сад вернемся

9. Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, какие испытания нам пришлось пройти? Задание какого героя вам понравилось больше всего?

Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. А как известно – любой труд должен оплачиваться. И на память о нашем путешествии – вот такие счастливые монетки (вручение шоколадных монеток)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест игра по сказке "Гуси- лебеди"

Для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы я выбрала такую форму как квест. Сейчас она дольно популярна среди молодежи и приемлема для старших дошкол...

квест -игра по финансовой грамотности "Гуси - лебеди"

квет - игра разработана для того, чтобы помочь педагогу в его творческих начинаниях, помогает реализовать  основные задачи и цели по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возрас...

Квест-игра по сказке "Гуси-лебеди"

В конспекте представлено интегрированное занятие с использованием квест-технологии...

Конспект занятия - квест - игра во второй младшей группе «По следам сказки Гуси – лебеди»

Дети вместе с воспитателем отправляются в сказочное путешествие, где они встречают печку, яблоню, молочную речку и Бабу - ягу. Каждый персонаж приготовил для детей свое задание, связанное с развитием ...

математическая квест - игра по сказке Гуси - лебеди"

Цель: формирование элементарных маиематических представлений у детей через русскуб народную сказку "Гуси - лебеди"....

Отчет квест-игра по сказке "Гуси - лебеди".

       Сказка - удивительное явление народного творчества, её любят и взрослые и дети. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания. Поэтому в младшей группе &quo...

Квест-игра по финансовой грамотности "Гуси-лебеди"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста...