КВН для педагогов "Школа финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на примере взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_shkola_finansovoy_gramotnosti.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

 КВН «Школа финансовой грамотности»

  1. Приветствие.                                                                                                                              Визитная карточка команд «Банк ВТБ».

Мы на страже финансовых дел,

Вот такой у банкиров удел –

Все понять, посчитать, рассчитать,

Дать совет, деньги дать, деньги взять

В экономике каждой страны

Безусловно, банкиры важны!

  1.  «Сбербанк России».

Наша команда  умна и едина

Наша команда - непобедима

Банк наш умеет деньги считать.

И отдыхать  и конечно мечтать.

 проводится в произвольной форме.

Оценивается:

- содержательность;

- оригинальность;

- эмоциональность;

- динамичность выступления;

 Педагогическая разминка «Мозговой штурм»;

Уважаемые педагоги, первое игровое задание

  1. Что делает с рублём копейка? ( бережёт).
  2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
  3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
  4. Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
  1. Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
  2. Что сколачивают из денег? (капитал)
  3. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
  4. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

Второе задание нашей разминки  «Анаграммы» - составьте правильные слова из представленных на экране:

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

РАПЛАТАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

КАБН (банк)

ГИНЬЕД (деньги)

Я  Р  И  М  Е  П (премия)

  1. Практическая часть.

Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них наиболее часто?

Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных.

По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни.

У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.

В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.

Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.

На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим для каждой команды свой кроссворд на тему «Термины финансовой грамотности».

Кроссворд

  1. Гармония, благополучие, наличие достаточного количества сил и средств для счастливой жизни, осуществления своих целей и желаний. (Богатство)
  2. Как называется место торговли, часто под открытым небом: на площадях, улицах. (Рынок)
  3. Обязательство, обязанность. (Долг) 
  4. Специальное оборудованное здание или его часть для продажи товаров и оказание услуг покупателям (Магазин).
  5. Платёжный инструмент, используемый для оплаты услуг и покупок, хранения денег, совершения переводов и пр. ( Карта)
  6. Этот процесс является юридическим актом , всегда волевой акт, то есть действия людей ,это правомерное действие. (Сде́лка) 
  7. Это означает трудиться за вознаграждение. (Работа) 
  8. Это продукт труда, произведённый с целью обмена или продажи. (Товар) 
  9. Это небольшая, обычно карманная сумочка для денег. (Кошелёк)
  1. Как дети могут научиться обращению с деньгами?

Формы приобщения к финансовой культуре

1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.

2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.

3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

 4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

4. Литературная викторина по сказкам, произведениям русских и советских, зарубежных писателей, которые содержат поучительный смысл о финансах

Цель: знание литературы.

Оценивается:

- умение правильно раскрыть смысл произведения;

- скорость ответа.

1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой.                   Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».

2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.

3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « - Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас».                                                                                                                                                                                     Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского

4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон?                                                                               Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)

5. Советских аниматоров в 1954 году вдохновляли индийские сказки. В результате получилась поучительная история о мальчике-сироте, жадном радже и волшебной антилопе, высекающей копытами золотые монеты. Ответ: Золотая антилопа.

6. Красивая арабская сказка, занимающая достойное место в знаменитой «Книге тысячи и одной ночи». Здесь есть элементы, присущи восточной литературе, - витиеватая сюжетная линия, постоянно подстерегающие опасности, прекрасная мудрая женщина, кровожадные разбойники, отважный бесхитростный главный герой и, конечно же, наполненная золотом и драгоценностями пещера.                                                Ответ: Али-баба и сорок разбойников.

5. Что изображено на российских купюрах

Все изображения на российских купюрах связаны со значимыми, религиозными, историческими местами и масштабными строениями. Также на купюрах размещены характерные приметы подлинности, такие как водяные знаки, рельефная надпись «Банк России», металлизированная краска, волокна определенных цветов. Но фактически и памятники, и архитектура тоже выполняют и защитную функцию.

- 1000 рублей – Ярославль. Памятник Ярославу Мудрому, держащему в руках храм (как веру) и храм Иоанна Предтечи. 

- 2000 рублей –Русский Мост, соединяющий Владивосток и остров Русский, и пусковая установка космодрома «Восточный» в Амурской области. На лицевой стороне этой банкноты изображен мост на остров Русский во Владивостоке, а на обороте - космодром Восточный в Амурской области. 

- 5000 рублей – Хабаровск. Николай Николаевич Муравьев-Амурский, граф и генерал-губернатор восточной Сибири, и Царский амурский мост (2700 метров длиной). Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного Муравьеву-Амурскому. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне купюры изображение моста, проходящего над рекой Амур. 

6.Педагогические ситуации: Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? К какому опыту эти ситуации приводят? (поездки в отпуск, покупки в магазинах, поход в кино, стрижки в парикмахерской, зубная фея приносит, денежные подарки на дне рождения, получение денег за выполнение чего-либо и т.д. То есть дети видят, как мы тратим деньги, мы даем деньги детям.

С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».

(опыт: дети понимают, что на деньги можно что-либо купить; чтобы что-то купить, надо деньги отдать; имея денежные накопления – учатся тратить).

Вопрос: Детям дарят денежные подарки (высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)

Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

Вопрос: Детям дают деньги за выполнение каких- либо домашних дел, за примерное поведение ( высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)

Когда родители щедро финансируют ребёнка, они пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним, считая, что свою заботу и любовь они могут компенсировать деньгами. Категорически не рекомендуется платить ребенку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также «покупать» хорошее поведение у маленьких детей.

Вопрос: Детям дают карманные деньги (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)

Общее мнение педагогов и психологов в том, что карманные деньги детям нужны. С точки зрения Антона Семеновича Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет ребенка планировать, экономить, рассчитывать, т.е., получать бесценный социальный опыт.

Самое главное – объяснить ребенку, что раз у него появилось право распоряжаться пусть небольшими, но деньгами, то появились и новые обязанности – например, в чем-то помогать по дому.

Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании.

Мы сегодня провели педсовет в игровой форме. Давайте, вместе определим, какие формы, способы, методы, средства способствуют формированию предпосылок финансовой грамотности.

(см. таблицу)

Предлагаю вашему вниманию афоризмы, цитаты, изречения про деньги и финансовый успех, какой из выберите для себя.

Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки

Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным.

Бенджамин Франклин

Деньги — главное в жизни, и эта аксиома должна быть заложена в основу всякой здоровой морали — как личной, так и национальной.

Бернард Шоу

Уважаемые педагоги , пока жюри подводит итоги, мы с вами приготовим свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»:

Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Уважаемые коллеги, вот наш КВН и подошел к завершению. Конечно остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы несомненно продолжим работу в этом направлении.

Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на примере взрослых.

А сейчас  посчитаете свои доходы. Это поднимает настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно, какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба. Награда ждет каждого участника.

Надеемся, что КВН оказался полезным, если так, напишите, пожалуйста, на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения работы.

Спасибо за активное участие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Рекомендация педагогам по финансовой грамотности детей "Финансовая сказка"

laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.Перечитав много сказок, я выделила для себя нескольк...

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

«Финансовая сказка» Рекомендация педагогам по финансовой грамотности

laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности....

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности "Финансовый ринг"

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности в рамках МО...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

"Буратино в школе финансовой грамотности"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию  основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...