Финансовая грамотность дошкольников
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Болтис Надежда Владимировна

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_proektmicrosoft_word.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2»

Долгосрочный проект на 2021-2022 учебный год

«Финансовая грамотность дошкольников»

в старшей группе «Гномик»

                                                           

                                                            Подготовила: Болтис Надежда Владимировна

г. Ачинск

2021г.

Тема проекта: «Финансовая грамотность дошкольников»

 Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников,  что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Актуальность проекта:

В современном, быстро меняющемся мире очень сложно жить без экономических знаний.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям полезно будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «цена», «доходы», «расходы», «семейный бюджет», «заработная плата» и т.д.
  • Закрепление знаний о профессиях, о труде, его значении.
  • Повышение уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Участники проекта:

  • дети старшей группы;
  • воспитатели группы;
  • родители.  

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2021-2022 учебного года).

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

  Продукты проекта для педагогов:

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;

Дипломы победителей и участников мероприятий;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

     Материалы и оборудование:

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или «Приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»)

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Интегрированная НОД;

Продуктивная деятельность;

Сюжетно-ролевые игры;

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

Участие в конкурсах, в Квесте

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – ЗаключительныйПодведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика».

Ожидаемый результат проектной деятельности.

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

План мероприятий проекта

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

Подбор информации, художественного слова об экономике, деньгах, их значении в жизни людей, составление словаря экономических понятий;

разработка дидактических, интерактивных, сюжетно-ролевых, подвижных игр;

фотовыставки, выставки рисунков, участие в конкурсах различного уровня;

Беседы, игровые ситуации, чтение художественной литературы;

создание мини-музея «Деньги разных стран» – в течение всего года.

1

Сентябрь

Тема месяца: «Деньги – для чего они нужны?»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Путешествие в прошлое денег»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
  2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

2

Октябрь

Тема месяца: «Профессии», «Для чего люди ходят на работу?»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема«В мире профессий»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.знакомство детей с различными профессиями;

2.развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

3.воспитывать культуру речевого общения;

4.формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях

3

Ноябрь

Тема месяца: «Доходы и расходы»

Интегрированная образовательная деятельность

Просмотр мультфильма «В гостях у Барбоскиных»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;

2.активизировать словарь за счёт таких терминов, как «покупка», «доход», «зарплата», «расходы»;

3.воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

4

Декабрь

Тема месяца: «Семейный бюджет»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Наша семья»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;

2. активизировать словарь за счёт таких терминов, как «семейный бюджет», «доход», «зарплата», «расходы», «копилка»;

3. воспитывать нравственные понятия чувство уважения к труду, бережное отношение к покупкам, игрушкам, вещам.

5

Январь

Тема месяца: «Магазин», «Цена»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В магазине»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1. дать детям понятие о том, что в магазине есть различные товары;

2. активизировать словарь за счёт таких терминов, как «цена», «покупка», «чек», «касса», «покупатели»;

3. воспитывать нравственные понятия, чувство уважения к труду продавца, бережное отношение к покупкам.

6

Февраль

Тема месяца: «Товары и услуги»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Город»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.расширить знания детей о товарах и услугах;

2.развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3.воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

7

Март

Тема месяца: «Реклама», «Необходимые и желаемые траты», «Финансовые ловушки»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В мире рекламы»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.расширить знания детей о рекламе, ее значении;

2.развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3.помочь детям осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; формировать у детей понятия «хочу», «надо».

8

Апрель

Тема месяца: «Где хранят деньги?», «Банк», «Сбережения и накопления»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Приключения Буратино»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.расширить знания детей о банке, для чего он нужен людям;

2.развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3.уточнить понятия «сбережения», «накопления»

9

Май

Тема месяца: «Азбука финансов»

Итоговая игровая деятельность

Квест-игра: «Страна экономика»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.закрепить и систематизировать полученные в течение года знания;

2.развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3.уточнить различные экономические понятия

Продукт проекта - разработанная педагогами, детьми и родителями, папка с заданиями и материалами «Финансы и дошкольники»

Список литературы.

  1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2015.
  2. О.А. Блохина Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» - Калининград – 2017.
  3. Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» - Калининград, 2018.
  4. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников – Москва, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"

Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)

Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....

Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников

Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности...